Сегодня в книжном клубе «Петровский» Дмитрий Быков, приехавший в Воронеж на Книжную ярмарку Платоновского фестиваля, провел еще одну встречу с читателями. Несмотря на то, что вопросов к писателю было мало, с аудиторией он разговаривал охотно и даже после окончания заявленного времени, когда организаторы стали звать его обедать, предложил продолжить разговор.
Отвечая на вопрос о том, считает ли он, что книги могут изменить человека, Быков ответил, что для него воспитание путем чтения – абсолютная реальность.
– Есть много произведений, которые действительно глубоко перепахивают, – рассказал Дмитрий Быков. – Другой вопрос, что это может оказаться чересчур травматичным. Я знаю на примере нескольких моих школьников, что на них чрезвычайное впечатление произвел Селин. Как-то один ученик, просто желая позабавиться, спросил: «А вот какие книги вы могли бы порекомендоват
По словам писателя, он не против шоковой терапии в вопросах чтения:
– Есть вещи, которые обречены шокировать, которые не могут не шокировать, – заявил Быков. – Вот, например, Адамович. Есть люди, которые, прочитав «Я из огненной деревни», теряли сон. Ну не может человек, это прочитав, спокойно есть. Спать. Я после рассказов Наума Нима долго не мог спать нормально и, когда шел знакомиться с ним, ожидал увидеть такого аскета варламовкого типа, а увидел веселого бородача. Я никак не мог совместить эти два образа. Потом есть тексты, рассчитанные на откровенный шок, например «Сердца четырех» Сорокина.
– Но я не против, если человек испытает шок от литературы, это лучше, чем если он испытает его от улицы, от телевизора, от алкоголя, от личного опыта, в конце концов. Литература должна быть жестокой. Человек может вырасти над собой, пережив какую-то трагедию, но не обязательно переживать ее в реальности, можно пережить ее в книге, прочувствовать и тоже стать лучше благодаря этому опыту.
Кроме того, многие произведения совершенно по-разному воздействуют на взрослых и детей. Например, Даниил Хармс, который, по мнению Быкова, был совершенным невротиком («Чтобы написать о нем хорошую книгу, нужен человек с отличными знаниями филологии и одновременно клинической психологии»), отлично подходит для чтения детям.
– Дети в силу возраста немного более жестоки и больше склонны к ритуалам, и вот в текстах Хармса все это есть, некоторая жестокость, много ритмических повторов, и детям это близко. Потом они это перерастут и будут воспринимать по-другому.