, Лискинский р-н
  • 12404

Для фестиваля «Чернозем» художники создали в Дивногорье арт-проекты из мела, металла и бетона

Выставка станет новым экскурсионным маршрутом заповедника.
Для фестиваля «Чернозем» художники создали в Дивногорье арт-проекты из мела, металла и бетона Для фестиваля «Чернозем» художники создали в Дивногорье арт-проекты из мела, металла и бетона
РИА Воронеж Текст — , фото — Софья Успенская

В субботу, 23 августа, в музее-заповеднике «Дивногорье» открылся фестиваль современного искусства «Чернозем». Открытие фестиваля стало итогом арт-резиденции «Если бы…»», в которой 15 художников из разных стран жили и работали две недели. Результат их работы – выставка арт-объектов, открывшая фестиваль.

«Если бы…», по словам куратора проекта Яны Малиновской (Москва), пространство воображения, которое зритель создает вместе с художником, трактуя их по-своему или пытаясь представить, что было бы, если бы наш мир был другим.

– Если бы — пространство, где художник может создавать другие реальности, место для всего. Проект инспирирован замечанием Бориса Будена о пространстве «если бы»: «Пространство "если бы" – особая параллельная реальность и пространство актуальной художественной практики». Художник использует пространство «если бы» как творческую лабораторию, и в этом смысле он – ученый, исследователь, первооткрыватель. И в конечном итоге – создатель реальной формы произведения. В этом лабораторном творческом пространстве возможно воздействовать на действительность,  
Яна Малиновская, куратор проекта.

– Дивногорье – место, включившее в свой культурный пласт множество самых разных контекстов: исторических, экологических, социальных, – считает Яна Малиновская. – Здесь переплетены взаимоотношения природы, человека, времени, пространства. Эти отношения предлагают для художника широкое поле возможностей. Любой художественный проект в Дивногорье не просто проект site specific, с особыми условиями экспонирования, но и возможность исследования каждого этого контекста. Поэтому я не стала ограничивать участников проекта определенным направлением или узкой темой. Я предложила художникам концепт, в котором обозначила несколько тем, объединенных пространством творческого воображения под названием «Если бы…». В рамках этого проекта у художников нет ограничений по выбору материалов и техник для своих работ, кроме возможностей места и его условий.

Итогом этой работы стали два десятка объектов, вписанных в среду (по словам кураторов, они условно разделились на три направления: исследование, влияние и внедрение в пространство). В день открытия по арт-объектам прошли две двухчасовые экскурсии – одну провела Яна Малиновская, другую – куратор визуальной программы фестиваля Сергей Горшков.

Место для пятиметрового ажурного листа нашли в последний момент («Когда подняли этот лист, стало понятно, что работе нужно больше неба и ветра», – говорит Яна Малиновская).


– Этот объект связан с тенгрианством, религией кочевников. Они верили, что все, что происходит в природе, и есть Бог. И когда они видели одинокое дерево в необычном пространстве, люди завязывали ленты, которые отрывали от своей одежды, и загадывали желания, думая, что таким образом смогут передать послание Богу. Я создал здесь что-то напоминающее о таком дереве. Какая-то часть лент здесь уже есть, но я надеюсь, что люди будут завязывать еще,
Сырлыбек Бекботаев, художник.

Художник Дима Филиппов превратил 20 метров алого шелка в часть пейзажа – тонкую красную ленту, которая теряется в меловых горах.

– Фотографии заповедника очень напомнили мне алтайские пейзажи, где жил мой отец, попавший туда по распределению из университета. Поэтому свою работу в Дивногорье, месте пребывания разных кочевых народов, я решил посвятить всем советским людям, новым кочевникам, передвижения которых контролировало государство. Она представляет собой баннер с фотографиями моего отца на фоне алтайских ландшафтов, который дополняет ленд-арт объект – длинная красная лента, протянутая вдоль холма,
Дима Филиппов, художник.

Территория Дивногорья когда-то давно принадлежала хазарскому каганату. Художник Валерий Мишунин воспроизвел кусочек этой истории – что было бы, если бы мы сейчас вернулись на тысячу лет назад. Глядя на флаги с хазарскими рунами и символами (инсталляция называется «Границы Хазарии»), легко представить, что вот сейчас поднимешься на холм и увидишь шатры или кочевников с копьями.

Художник Ирина Бирюкова обращается к другому пласту истории Дивногорья и по-своему интерпретирует легенды о таинственном появлении и исчезновении иконы Сицилийской Богоматери, размещая свои выполненные в наивном стиле «иконы» в самых неожиданных местах.


 Моя работа, которая представляет собой самый большой муравейник, в прямом и переносном смысле располагается на границе природного и культурного. Будучи человеком, существом надприродным, я пытаюсь создать лишенный формы и наполненный пустотой объект, который не выглядел бы продуктом человеческой деятельности. Примечательно, что он находится на черте, разделяющей туристическую тропу и территорию заповедника,  
Александр Угай, художник.

Художник Александр Повзнер увидел в офисном кулере силуэт языческого идола помещенный в пространство Дивногорья он действительно кажется пугающей статуей и ничем иным. 

Плитки с «ужасающим, нечитаемым, написанным специфическим языком» текстом закона о туризме Александр сделал из гипса и впечатал в дорожку.



Открытие завершилось концертом воронежских музыкантов и поэтов в проекте «Хоромысль» (слово, придуманное воронежским поэтом Валерием Исаянцем) они представили стихотворные тексты с живым музыкальным сопровождением, созданным Ярославом Борисовым. Свои стихи читали Вера Сафонова, Елена Дудукина, Галина Умывакина, Павел Глаголев. Полина Синева и Родион Прилепин исполнили произведения воронежских поэтов Валерия Исаянца и Елены Фанайловой соответственно.

Музыкальную часть концерта составил проект «ЦЕЙ» – три уникальные кириллические буквы, фонетический оттиск самоиронии и любви к славянской культуре, которая творится и происходит именно сейчас, на благодатной и родной почве – черноземе. В ней воронежские музыканты представили спонтанно возникшую музыкальную формацию, спровоцированную к жизни именно фестивалем «Чернозём». 

Часть арт-объектов, созданных художниками резиденции, еще до конца лета растворится в пространстве, другая часть останется и станет частью нового экскурсионного маршрута Дивногорья.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: