Новый дизайн-регламент областного центра поставит Воронеж в один ряд с Москвой и Санкт-Петербургом, где уже действуют правила против «визуального загрязнения» города. Корреспонденты РИА «Воронеж» с помощью специалистов регионального департамента архитектуры и строительной политики разобрались, что будет регулировать регламент и зачем вообще городу нужны новые правила уличного дизайна.
Что такое дизайн-регламент?
Дизайн-регламент Воронежа – это набор рекомендаций и правил для улучшения внешнего облика Воронежа, говорится в предисловии к документу. Правила описывают размещение пристроенных конструкций и внешний вид информационных объектов: вывесок, панелей-кронштейнов, табличек, витрин и маркиз (легких навесов или колпаков над дверями или окнами для защиты от дождя и снега – РИА «Воронеж»).
![](/upload/medialibrary/b15/b15007592c2cec46376acb9af3d61fac.jpg)
Из регламента
Так как причиной визуального загрязнения городов является отсутствие общих правил установки и согласования информационных конструкций, лучшим инструментом для решения этой проблемы является дизайн-регламент.Из описания документа.
Авторы дизайн-регламента Воронежа учитывали опыт Москвы, Петербурга, Милана, Казани, Сиднея, Нью-Йорка, Лондона. По мнению разработчиков, введение правил помогает сохранить исторический облик городских центров. Однако в основу воронежского документа они внесли специфику и современную архитектурную политику областного центра. Дизайн-регламент - это не абстрактное решение, применимое для любой территории, а точный и специализированный инструмент для конкретного города.
Документ, разработанный столичной командой, представили воронежским властям в начале декабря. Как рассказал руководитель проекта, создатель журнала «Афиша» и института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Илья Осколков-Ценципер, работа над регламентом заняла полгода. За это время его авторы при содействии воронежских специалистов тщательно изучили историю Воронежа, его отличие от европейских и других российских городов. Авторы проекта отметили, что Воронеж – город с красивой архитектурой, однако облики зданий нарушены «избыточными вывесками и пристроенными конструкциями». Нелегальная реклама на стенах домов, избыточно пестрые и разнообразные вывески – все это встречается даже на центральных улицах Воронежа.
![](/upload/medialibrary/189/1891d5ae544439da573de6704cd1041f.jpg)
Из регламента
Если вы посмотрите на зону строгой регламентации, то увидите, что тут поименованы все улицы, фактически по всем по ним прошли. Дизайн-код Воронежа сопоставим с работой Артемия Лебедева, но это более широкая работа. В Москве они взяли за основу 11 центральных улиц и по каждому фасаду их проработали. Здесь такой степени детализации нет, но и описательным его не назовешь, поскольку авторы не просто описывают недостатки, но и предлагают конкретные правила и решения, вплоть до размеров вывесок и букв.![]()
Андрей Еренков
ведущий советник в департаменте архитектуры и строительной политики Воронежской области,
организатор архитектурного форума «Зодчество VRN».
![](/upload/medialibrary/2b2/2b237bc25c633a2c11614b3cf8ff5d73.jpg)
Из регламента
В Москве эти изменения очень заметны. Раньше центр выглядел, как какая-то рыночная площадь с огромным количеством разномастных вывесок, каких-то крошек-картошек и прочего. Сейчас это действительно историческая Москва, красивая, с минималистичными вывесками, с деликатной подсветкой![]()
Константин Кузнецов
ведущий архитектор БУ ВО «Нормативно-проектный центр»
– Даже вечером раньше там все пестрило какими-то скидками и баллами, а теперь это все очень аккуратно оформлено, четко выверена яркость и цвет подсветки в зависимости от стиля здания. Идешь по улице – и хочется рассматривать архитектуру, глаза не разбегаются от вывесок, одна ярче другой. У нас это тоже появится, – уверен архитектор.
Как будет работать дизайн-регламент?
Фото — Софья Успенская
Сам дизайн-регламент, составленный столичной командой и оформленный в виде 120-страничной книги, имеет только рекомендательную силу. Чтобы городская среда изменилась в соответствии с его советами, правила необходимо утвердить как нормативные акты.
Если говорить о статусе нормативного правового акта, то это - документ муниципального уровня. Чтобы правила получили юридическую силу, они должны утверждаться Воронежской городской думой. Но принять документ - еще не значит получить быстрый результат на улицах города. Внедрение правил в жизнь, безусловно, займет какое-то время. Это и общение с предпринимательским сообществом, и с архитекторами, дизайнерами, административными структурами, которые в той или иной степени участвуют в оформлении разрешительной документации. Для начала с ними должны все познакомиться и принять как руководство к действию – проектируешь ли ты входную группу или готовишь постановление главы города о переводе помещения из жилого в нежилой фонд. И это большой пласт работы, в том числе по ломке сложившихся в Воронеже стереотипов о красоте и эстетике оформления фасадов, входов и витрин. Регламентация должна быть даже в такой тонкой сфере, как дизайн городской среды.![]()
Марина Ракова
заместитель руководителя департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области
Зачем нужен дизайн-регламент?
По ее словам, отголоски тех положений, о которых говорится в дизайн-регламенте, содержались в «Правилах благоустройства территорий…» Воронежа, но «в очень зачаточном виде». Разработанный же дизайн-регламент впервые строго и четко формулирует требования к внешнему виду города, показывая приемы как можно и как категорически нельзя поступать с фасадами. Детали очень важны, а им разработчики уделили достаточно внимания.
Что регулирует дизайн-регламент Воронежа?
![regl4.jpg](/upload/medialibrary/ec8/ec8fed772eeb59804d108b565b92c823.jpg)
Из регламента
Дизайн-регламент описывает, как должны выглядеть:
- входные группы,
- вывески,
- панели-кронштейны,
- штандарты,
- таблички,
- витрины,
- маркизы,
- крышные вывески,
- выносные конструкции,
- надувные конструкции.
![](/upload/medialibrary/476/476bcaf0f4a1a57e138b1117aea964c5.jpg)
Из регламента
Дизайн-регламент не регулирует:
- рекламные конструкции,
- рекламные площади,
- остановки общественного транспорта,
- таблички с номерами домов,
- объекты городской навигации,
- праздничную декорацию города,
- освещение улиц.
![](/upload/medialibrary/13a/13a1609402f5e2b97bc4a569960207e2.jpg)
Из регламента
Авторы регламента разделяют Воронеж на две зоны: зону строгой регламентации и зону общей регламентации.
Фото — Софья Успенская
Первая включает общегородской центр, крупные городские магистрали, памятники истории и культуры под охраной государства и другие ценные в историко-архитектурном отношении постройки. Эта зона ограничена улицами Кольцовская, 20 Лет Октября, проспект Революции, Степана Разина, набережная Массалитинова, Софьи Перовской, Петровская набережная, Выборгская.
Зона общей регламентации – это вся остальная территория города. Здесь требования менее строгие. Например, послабления касаются размеров и типов вывесок. Для зоны строгой регламентации предпочтительны вывески из отдельных букв, в то время как в зоне общей регламентации уместно могут смотреться вывески на непрозрачной основе и лайтбоксы. А вот набор допустимых объектов и правила расположения объектов остаются неизменными.
По словам Константина Подвязкина, авторы регламента разделили исторический центр, который состоит из старых домов, большинство из которых является объектами культурного наследия, и спальные районы с новостройками свободы больше. В зоне исторической застройки авторы регламента подходили к архитектуре «очень внимательно».
Первые этажи у нас сейчас «забиты» рекламой, и в одном из замечаний регламента прописано, что архитектурные детали, фасады нельзя закрывать какими-то бытовыми элементами. Буквы могут выступать над поверхностью, но все элементы исторического фасада должны быть оставлены в первозданном виде, что у нас редко где осталось![]()
Константин Кузнецов
архитектор
Какие улицы изменятся первыми?
Первой пробной площадкой, на которой начнут действовать новые правила городского дизайна, станет улица Плехановская и дома вокруг Кольцовского сквера (№8, 9, 10, 11, 13, 14, 15 по площади Ленина). Как рассказал заместитель мэра по градостроительству Владимир Астанин, чиновники уже встретились с собственниками и арендаторами помещений. Они согласились с тем, что вывески необходимо упорядочить. Каждая организация получит специально разработанный индивидуальный дизайн-проект размещения вывесок с учетом фирменных особенностей (фирменный шрифт, цвет, требования к вывескам), пояснил вице-мэр. Первые результаты появятся уже в мае 2015 года.
Фото — Софья Успенская
По мнению Марины Раковой, если пилотный проект обустройства вокруг Кольцовского сквера будет быстро реализован, эффекты, а они будут наглядны, не заставят себя ждать. Сегодня же нам стоит чуть внимательнее задержаться взглядом, когда едем в автомобиле или стоим на остановке общественного транспорта, отвернувшись от здания гостиницы «Воронеж» (пл. Ленина,6), чтобы понять – так не должно быть в городе, почитающем свое культурное и архитектурное достояние.