Региональный учебно-ресурсный центр «Доступная среда» открылся в Воронеже в апреле 2015 года. За три года общественная организация реализовала множество социально значимых проектов, которые улучшили качество жизни людей с инвалидностью. По словам директора центра Александра Попова (он сам передвигается на коляске, поэтому потребности маломобильных граждан для него очевидны), сделано немало, но предстоит гораздо больше. Журналист РИА «Воронеж» поговорила с Александром Поповым о планах его организации.
– Александр, ваш центр направлен на помощь людям с разными заболеваниями или акцент сделан на какой-то определенный вид инвалидности?
– Помогаем всем. Например, сейчас наши специалисты работают над созданием базы резюме неслышащих людей. А в ближайшее время проведем собеседование и отбор ребят с ментальными нарушениями. Есть возможность трудоустроить их в одну сеть быстрого питания. Кроме того, в 2017 году мы отработали технологию создания тактильных картин и скульптур. Экспонаты для слепых и слабовидящих людей можно «посмотреть» руками на постоянно действующей выставке в Воронежском областном музее имени Крамского. Одновременно с тактильной выставкой в музее презентовали видеогиды для глухих посетителей. Для этого отснято около 100 роликов. В каждом на языке жестов рассказывают о предметах искусства, находящихся в разных залах. Чтобы активизировать видеогид, достаточно скачать в смартфон любое приложение для считывания QR-кода.
– На первый взгляд, в центре Воронежа с безбарьерной средой все неплохо. Взять хотя бы проспект Революции, улицу Карла Маркса…
– Так может показаться человеку, который передвигается на ногах. А для колясочника – масса нюансов. Люди с инвалидностью измеряют доступность улицы по последнему барьеру. Если есть хоть один барьер, через который колясочник не может проехать, все – улица считается недоступной.
На проспекте Революции барьеры каждые 50 м. Недавно мы провели большой аудит центральных улиц. Зафиксировали все незаниженные бордюры, незакрытые ливневки. Все места, где разбито тротуарное покрытие, где тяжело пройти и проехать, где не хватает информационных стендов и удобных лавочек. Всю собранную информацию нанесли на картографический сервис с привязкой к GPS-точкам и отправили в мэрию через Туристско-информационный центр Воронежа. Надеемся, что благодаря нашей работе уже в этом году начнутся подвижки.
Хотелось бы, чтобы хотя бы две улицы удалось сделать полностью доступными. Чтобы они стали примерами того, к чему должен стремиться город. Ведь доступность городов – мировой тренд. Очень показательна в этом плане Москва, она становится все более безбарьерной. Я уверен, что наш город тоже станет доступным.
– А что кроме финансов нужно, чтобы Воронеж стал городом, где комфортно жить людям с инвалидностью? Деньги, конечно, важны, но часто пандусы в подземных переходах и аптеках сделаны под таким углом, что пользоваться ими невозможно.
– Каждый этап строительства или реконструкции должны контролировать те, для кого создается доступная среда. Подрядчики должны делать все на совесть, а не для галочки. Знать, что при сдаче объекта их посадят в инвалидную коляску и попросят проехать.
С помощью ряда департаментов правительства Воронежской области нам удалось создать систему контроля качества работ, выполняемых по программе «Доступная среда». Наш центр стал при департаментах ответственным приемщиком. При необходимости мы блокируем работы и не даем их оплатить, если они выполнены некачественно.
В рамках программы мы помогли адаптировать более 300 учреждений в области и городе. Где-то делали паспорта доступности, где-то готовили проектные решения, в других случаях поставляли оборудование и принимали работы. А в некоторых ситуациях сами выступали подрядчиками, выполняя строительные работы. Обращаются к нам в основном бюджетные организации, но в последнее время на нас стали выходить и коммерческие фирмы. Их немного, но они есть, и для нас это прогресс.
– Какими объектами, над которыми вы работали по созданию доступной среды, больше всего гордитесь?
– Мы тесно работаем с облдепартаментом культуры. Результат – ставшие безбарьерными филармония, Воронежский концертный зал, Камерный театр, Театр драмы имени Кольцова. В 2018 году будем работать над театром кукол «Шут», городским домом культуры, культурно-досуговым центром «Шинник».
– А как обстоят дела с безбарьерностью в поликлиниках, больницах?
– Похуже. Выстроить системную работу с департаментом здравоохранения пока не получается. Но иногда к нам обращаются за помощью непосредственно руководители медучреждений. Процесс запущен, но пока в недостаточной мере. Часто поликлиники реконструируются без привлечения знающих толк в безбарьерной среде специалистов. И это приводит к погрешностям: то угол пандуса завышен, то парковка неудобно продумана или входная часть неудобная.
Повторюсь, только когда будет налажено полное взаимодействие между заказчиком, строителями и контролерами в лице людей с инвалидностью, будет хороший результат. Если на каком-то этапе не будет контроля от тех, для кого создаются условия, на этом этапе сразу последует провал.
– Ваш центр занимается не только созданием доступной среды, но и помогает инвалидам найти работу. Сколько человек удалось трудоустроить?
– В 2017 году мы запустили сайт по поиску работы для людей с инвалидностью. Это своеобразная биржа труда, где на каждого заполнена анкета, из которой потенциальный работодатель может узнать о типе инвалидности, образовании, опыте работы, зарплатных ожиданиях и специальных условиях, которые надо создать соискателю на рабочем месте. Наш центр уже трудоустроил 75 человек. Сейчас в базе 400 соискателей.
Люди теряют мотивацию, если им пять и более раз отказывают в приеме на работу. Мы сделали этот сайт, чтобы снизить количество бессмысленных собеседований и сохранить мотивацию соискателя с инвалидностью.
– Конкурс молодых специалистов с инвалидностью «Путь к карьере», который проводил ваш центр, можно назвать подготовкой молодежи к самостоятельной жизни, где человек сам ищет работу, проходит собеседование, а потом доказывает свою профпригодность, поднимается по карьерной лестнице. В этом году планируете проводить что-то подобное?
– Да, будет такой же конкурс. Первый прошел удачно, и подобный опыт нужно использовать. В первом конкурсе приняли участие 14 человек. Сначала на протяжении месяца они прошли серию обучающих занятий от ведущих бизнес-тренеров: по составлению резюме, прохождению собеседования, адаптации на рабочем месте и подготовке яркой самопрезентации. Потом был финал, где каждый участник рассказал, чего хочет добиться, в какой сфере найти работу. Обязательным моментом была искренность – конкурсанты должны были честно рассказать о своей инвалидности, навыках и умениях, связанных с заболеванием.
В день финального испытания каждый конкурсант лично побеседовал с представителями крупнейших компаний региона, которые готовы предложить рабочие места специалистам с инвалидностью. Подобный конкурс наглядно демонстрирует представителям бизнеса, что наравне с другими участниками на рынке труда существуют неохваченные ресурсы – молодые, инициативные и талантливые специалисты с инвалидностью.
– Александр, на ваш взгляд, в последние годы в обществе изменилось отношение к людям с инвалидностью?
– Приведу пример, который лучше тысячи слов. Пару лет назад, когда я пересаживался из машины в инвалидную коляску, в лучшем случае мне предлагал помощь один из десяти прохожих. Сейчас предлагает каждый третий-четвертый проходящий человек.
– В предстоящее воскресенье пройдут выборы президента России. Ваш центр изучал, насколько людям с инвалидностью доступны избирательные участки?
– Совместно с «Молодой гвардией Единой России» и общественным движением «СтудФонд» мы провели аудит избирательных участков в Воронеже и Борисоглебске. Ребята-волонтеры обошли около 270 объектов и выборочно проверили ряд параметров. Это наличие парковочных мест для инвалидов, доступность входной группы, широкие двери. К сожалению, внутрь они проходить не могли, так как это школы, детские сады. Наружный аудит показал, что порядка 70% осмотренных избирательных участков доступны для людей с инвалидностью.
– На первый взгляд, есть несоответствие: в Воронеже нет ни одной безбарьерной улицы, а избирательные участки доступны для инвалидов аж на 70%.
– Часто бывает, что входная группа доступна для инвалида, но чтобы попасть внутрь, ему нужно преодолеть много ступенек и других преград. Так что, по моей оценке, полностью для людей с инвалидностью доступны 40-50% избирательных участков в Воронеже и Борисоглебске.
Но напомню, что в России есть инструменты альтернативного голосования. Если человек с инвалидностью знает, что не сможет попасть на свой избирательный участок, он может заранее через портал госуслуг отправить заявку на голосование на другом, более удобном участке. Также человек с инвалидностью имеет право голосовать на дому. Для этого нужно позвонить на свой избирательный участок и попросить, чтобы в день выборов к вам пришли домой. Если избирательная комиссия участка не реагирует, нужно обратиться в местное общество инвалидов. Там однозначно помогут.
У меня вот избирательный участок по месту прописки не очень удобен для колясочников, поэтому я оформил перевод. Я мог бы проголосовать на дому, но мне интересно поучаствовать в выборах президента именно на избирательном участке.
Справка РИА «Воронеж»
Александр Попов – лауреат премий «Лидер года – 2015» и «Добронежец-2016». Имеет почетную грамоту от правительства Воронежской области, благодарственное письмо от управы Коминтерновского района Воронежа, от городской думы. Победитель конкурсов инновационных идей «Правила роста – 2015» и «Хакатон-2017».