Заседание круглого стола на тему «Совершенствование онкологической помощи в Российской Федерации» состоялось на площадке воронежского регионального отделения партии «Единая Россия» 8 февраля. Участниками стали депутат Государственной думы, член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, региональный координатор партийных проектов «Здоровое будущее» и «Крепкая семья» Татьяна Сапрыкина; главврач областного онкодиспансера, председатель общественного совета партпроекта «Здоровое будущее», член Президиума регионального политсовета «Единой России», председатель Комитета Воронежской областной Думы по охране здоровья Иван Мошуров, а также сотрудники областного департамента здравоохранения, территориального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Воронежского государственного медицинского университета (ВГМУ). ТФОМС Воронежской области представил первый заместитель директора фонда Михаил Гладышев.
Отмечая значение этой встречи, Татьяна Сапрыкина отметила, что практические меры борьбы с онкологией разработаны на самом высоком государственном уровне. Общенациональную программу в 2018 году в своем Послании Федеральному Собранию предложил реализовать президент Владимир Путин.
Как заключили эксперты, проблемой в профилактике онкозаболеваний в регионе остается невысокая готовность самих граждан проходить регулярные обследования и диспансеризацию. По общему мнению участников встречи, здесь имеет место определенный психологический барьер в сознании людей, который необходимо преодолеть.
О том, как помощь онкобольным реализуется в системе ОМС Воронежской области и что нужно сделать для ее совершенствования, рассказал Михаил Гладышев.
– Как сделать борьбу с онкозаболеваниями максимально эффективной?
– Более 50% успеха в борьбе с заболеваниями, которые сегодня являются основными причинами смертности, включая онкологию, обеспечивает их своевременное выявление и лечение, а это невозможно без заинтересованного участия самого пациента. Проблемой остается невысокая готовность граждан проходить регулярные обследования и диспансеризацию. Для помощи застрахованным лицам при обращении за медицинской помощью, их информационной и правовой поддержки в сфере ОМС создан институт страховых медицинских представителей. Одной из важнейших задач этой службы является формирования у застрахованных приверженности лечению, воспитание информированного потребителя медицинской помощи, обладающего навыками заботы о своем здоровье. В ближайшие годы финансовые потребности здравоохранения будут неуклонно расти, и при сохранении существующего уровня государственных гарантий стоящие задачи не решить без ответственного отношения населения к потреблению медицинской помощи.
Воронежский фонд неоднократно поднимал на самых разных площадках страны тему финансовой мотивации граждан к ответственности за свое здоровье. Предложения фонда звучали на заседании круглого стола Совета Федерации и на конгрессе Национальной медицинской палаты РФ. Сегодня для фондов ОМС эта проблема особенно актуальна, потому что в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в сфере ОМС реализуется комплекс мер по всем направлениям диагностики и лечения рака, включая рост финансирования и объемов медицинской помощи, а также совершенствование системы оплаты по профилю «онкология» с применением новой модели клинико-статистической группировки заболеваний, развитие онкопрофилактики и новые подходы к контролю качества медицинских услуг в сфере ОМС.
– Системе обязательного медицинского страхования отводится далеко не последняя роль в реализации проектных задач. А какие перспективы для развития онкологической помощи в регионе есть сегодня в сфере ОМС?
Финансирование медпомощи онкобольным в системе ОМС Воронежской области вырастет на 94% и будет приведено в соответствие с клиническими рекомендациями и протоколами лечения. Если в среднем стоимость госпитализации в воронежском стационаре в 2019 году составляет около 30 тыс. рублей, то для онкопациента средний тариф поднимется до 76 тыс. рублей. Затраты на онкологическую службу региона в 2019 году запланированы в сумме 3 млрд рублей, в 2020 году – 3,6 млрд рублей, в 2021 году – 4,1 млрд рублей. Это должно ликвидировать в 2019 году дефицит химиопрепаратов, а с 2020 года – лучевой терапии и хирургической помощи.
Одновременно вводится новая модель клинико-статистической группировки заболеваний, которая является основой для формирования тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС. Количество КСГ в новой модели 2019 года увеличивается в условиях круглосуточного стационара с 343 до 359 групп, в условиях дневного стационара – с 134 до 150 групп, в том числе за счет расширения перечня для случаев лекарственной и лучевой терапии, добавления новых КСГ для оплаты случаев химиолучевого лечения, выделения новых классификационных критериев отнесения заболевания к той или иной группе. Данная модель КСГ предназначена для наиболее адекватной оплаты различных видов противоопухолевого лечения и контроля его качества.
– Какие еще меры, направленные на раннюю диагностику и лечение онкологии, будут реализовывать в регионе?
– Одним из важных направлений работы по снижению смертности от ЗНО, выявлению болезни на ранних стадиях, сокращению времени на проведение обследования от момента подозрения до начала лечения станет переход на новый формат счета при оплате медицинской помощи онкологическим больным и создание единого цифрового онкологического контура. Приказом ФФОМС с 1 января 2019 года структура счета расширена полями, содержащими информацию о направлении больного на диагностику, о результатах проведенных исследований, о стадии заболевания, классификации по TNM, проведенном лечении (хирургическое, лучевое, химиотерапия) с информацией о типе хирургического или лучевого лечения (первичной опухоли или метастазов), об используемых лекарственных препаратах при проведении химиотерапевтического или химиолучевого лечения. За январь текущего года все медицинские организации региона, оказывающие онкологическую помощь в сфере ОМС, уже выставили счета на оплату медицинской помощи в новом формате.
– В чем преимущества новых счетов на медицинские услуги?
– Дополнительные поля позволят выявлять и устранять «проблемные зоны» в онкологии, такие как отказ от таргетных препаратов в пользу более дешевых, но менее эффективных лекарств, несоблюдение клинических рекомендаций, несвоевременное назначение профилактики осложнений после химиотерапии. А в будущем на основе данных персонифицированного учета медицинской помощи в сфере ОМС в рамках единого контура введут систему электронного бенчмаркинга по каждому пролеченному случаю.
С 1 января этого года также меняются подходы к профилактике в сфере ОМС. Если в прошлом году к обязательной диспансеризации, которую проходят граждане раз в три года, добавился специальный «двухлетний» онкоскрининг для отдельных категорий взрослого населения, то с 2019 года они смогут проходить ежегодный профилактический осмотр. Но чтобы огромные ресурсы, направленные государством на борьбу с неинфекционными заболеваниями не были потрачены неэффективно, должны сформироваться приоритеты в сознании врачей, бизнеса, органов управления здравоохранением и каждого отдельного пациента.
Справка
Онкология остается одной из главных причин смертности в России – она стоит на втором месте после сердечно-сосудистых патологий. Задача борьбы с онкологическими заболеваниями, конкретные целевые показатели, которые должны быть достигнуты в следующие пять лет, поставил президент РФ Владимир Путин. Значительная роль в реализации этих задач сегодня отводится системе обязательного медицинского страхования.