Россошанский райсуд начал рассмотрение дел по искам областного департамента здравоохранения к двум выпускникам Воронежского государственного медицинского университета (ВГМУ) в среду, 5 августа. Получив диплом, молодые врачи не вернулись на работу в районную больницу, которая направила их на обучение за счет средств областного бюджета по льготному целевому набору. Департамент здравоохранения уже выиграл такой же иск в Лисках в понедельник, 3 августа. Почему региональное медицинское ведомство озаботилось проблемой выпускников-невозвращенцев, разбиралась корреспондент РИА «Воронеж».
Что произошло?
Лискинский райсуд взыскал с выпускницы ВГМУ Юлии Кондраховой в бюджет Воронежской области 349 352,17 рублей, потраченных на ее обучение, по иску регионального департамента здравоохранения.
Юлия Кондрахова, до замужества Лоскутова, поступила на педиатрический факультет тогда еще медакадемии по целевому набору. После окончания учебы должна была приступить к работе врачом-педиатром на одном из участков родного Лискинского района. Но по окончании вуза переехала в Мурманск.
– Вы не знаете, почему ваш молодой специалист оказался в Мурманске. Может, ее туда направил президент России по линии УФСБ. Сначала надо установить фактические доказательства, а потом применять норму закона, – заметил 3 августа представителю областного департамента мировой судья Валентин Шевцов.
Однако на заседании выяснилось, что Юля предпочла Мурманск Лискам по причинам личного характера. Будущий педиатр вышла замуж и, получив диплом врача, уехала на Север к мужу.
Самой ответчицы на судебном заседании не было. В суд она передала ходатайство о переносе рассмотрения дела в Мурманск по ее новому месту жительства. Но по данным миграционной службы, Кондрахова, уроженка Лискинского района, зарегистрирована по прежнему адресу в родном селе. Суд встал на сторону департамента. Помимо затраченных на ее обучение средств молодой врач заплатит 6 тыс. рублей госпошлины на судебные расходы.
В день, когда Юлия Кондрахова проиграла свой суд, вступило в законную силу решение, обязывающее еще одну лискинскую выпускницу медуниверситета Ирину Лень вернуть в областной бюджет 350 тыс. рублей. На тех же льготных условиях – по целевому набору – девушка поступила на педиатрический факультет. Вместо родных Лисок она переехала после выпуска в Москву – тоже к мужу.
Всего к «невозвращенцам» в райсуды департамент здравоохранения подал 18 исков, 16 из них департамент здравоохранения выиграл. Выпускники медуниверситета возместили областному бюджету затраты на общую сумму 3,326 млн рублей – от 300 до 400 тысяч каждый молодой врач в зависимости от полученной специальности. В удовлетворении двух исков было отказано. Выпускница медуниверситета не вернулась на место работы в Хохольскую районную больницу из-за гибели обоих родителей в ДТП. Другая ответчица все же предоставила Эртильскому районному суду справку о браке с военнослужащим.
Что не устраивает департамент здравоохранения?
Еще два года назад замужество являлось достаточным основанием для невозвращения «целевой» выпускницы медицинского вуза в больницу, которая направила ее на обучение. С 2014 года требования ужесточились: причиной неявки на запланированное место работы теперь может стать только брак с представителем силовых ведомств и правоохранительных органов. Все другие «уважительные причины» больше не рассматриваются.
Воронежские власти судятся с выпускниками медуниверситета
Сотрудники областного департамента здравоохранения предполагают, что с сентября предстоит готовить новую партию исковых заявлений. Именно тогда станет понятно, кто из целевых выпускников медуниверситета 2015 года не вернулся по «месту прописки».
– Участковые терапевты и врачи общей практики во многих поликлиниках области вынуждены тянуть по нескольку участков. Выпускники не горят желанием идти на эти места. Немногие хотят поступать в интернатуру по фтизиатрии, патологоанатомии, анестезиологии и реаниматологии. Даже в Бобровском районе, где глава очень радеет за целевиков, сразу предоставляет жилье, сейчас не хватает двух анестезиологов, – пояснили корреспонденту РИА «Воронеж» в ведомстве.
В 2014 году был только один окрыленный выпускник – девушка мечтала о профессии патологоанатома и все шесть лет сознательно шла к своей мечте. Остальных заманить на "непрестижные" специальности очень трудно, считает руководитель отдела кадров областного департамента здравоохранения Максим Жирнов.
Районная больница в Семилуках
Фото — Роман Демьяненко– Хотя каждый год абитуриенты выстраиваются к нам в департамент, чтобы получить направление на целевое обучение от конкретных медицинских учреждений. Проходят там ординатуру и интернатуру. А потом могут не вернуться. И все стараются устроиться ближе к Воронежу. Благодаря программе «Земской доктор» с выплатой подъемных 1 млн рублей мы полностью укомплектовали молодыми специалистами Рамонь, Семилуки, Хохол, Новую Усмань. А чуть дальше – желающих все меньше, даже за миллион. К проверке, сколько целевиков после получения диплом не вернулись в свою больницу, подключилась прокуратура. Она тоже инициирует исковые заявления департамента. Появились и иски к выпускникам- «миллионникам», которые свой миллион взяли, немного «для приличия» на селе поработали и уехали, – добавил он.
На выпускных курсах в ВГМУ за счет федерального бюджета обучаются 110 «целевиков», которые получают образование по самым дефицитным врачебным специальностям и направляются на работу в государственные учреждения здравоохранения области. Еще 35 студентов получают образование за счет областного бюджета. Их ждут районные и участковые больницы, сельские врачебные амбулатории.
Чем недовольны главврачи райбольниц?
Лискинская районная больница
Фото — Анатолий Бурков.По словам главного врача Лискинской райбольницы Елены Барковской, район нуждается во врачах общей практики и терапевтах на сельских участках.
– Мы направляем абитуриентов в медуниверситет по целевому набору, который предусматривает хорошие конкурсные льготы при поступлении. Их обучение оплачивается в рамках государственной программы Воронежской области «Развитие здравоохранения». А мы оплачиваем проезд, дополнительную социальную стипендию и очень ждем назад, – рассказала она.
Эти условия предусмотрены трехсторонним договором о подготовке специалиста. За последние годы более 40 молодых врачей уже получили от Лискинского муниципалитета жилье с правом приватизации через пять лет.
– Юлию и Ирину мы тоже очень ждали, но на работу они не вышли, и теперь должны компенсировать заказчику сумму денежных средств, фактически затраченных на обучение. Но главное, что на их местах в медуниверситете могли получить высшее образование другие «целевики», которые бы потом к нам вернулись, – пояснила Елена Барковская.
Она напомнила, что в районах области работает очень много врачей и фельдшеров пенсионного возраста. Елена Барковская называет их «золотыми кадрами», хребтом районной медицины. Но в любой момент они могут оставить работу.
– И мы, главврачи в районах, – все время, как на пороховой бочке. Тенденция нашей губернии – молодые врачи из Воронежа гораздо охотнее едут на работу в села и неплохо здесь устраиваются. А вот сельчане после учебы в ВГМА часто стараются остаться в мегаполисе. Проблему нехватки кадров в первичном врачебном звене надо решать в самом процессе обучения. Медицинский университет должен с первого курса воспитывать в студентах сознание земского врача, – уверена Елена Барковская.
Почему так происходит?
Воронежский государственный медицинский университет
Фото — Михаил КирьяновМолодой участковый педиатр воронежской детской поликлиники №2, выпускница ВГМА 2014 года Вера Наседкина рассказала корреспонденту РИА «Воронеж», что из 120 выпускников ее курса педиатрического факультета только 30 ушли в педиатрию.
– Обычно уже на четвертом курсе, чтобы избежать возвращения на село, наши девушки – «целевицы» - стройными рядами шли в ЗАГС, – поясняет другой молодой ординатор, выпускник лечебного факультета медакадемии, попросивший себя не называть.
По мнению ректора ВГМУ Игоря Есауленко, выбор выпускника определяет отношение будущего работодателя.
– Если воодушевленный интерн приедет в село, а там ему никто не создаст условия для работы и проживания, если он ничего не получит, кроме фонендоскопа, – он уедет и больше никому не поверит. Впредь он будет искать только там, где выгоднее. Медуниверситет – это исполнитель под конкретный социальный заказ. А заказчик на протяжении всех лет учебы должен интересоваться, какого специалиста ему готовят. Но главврачей из некоторых районов я вообще ни разу у нас не видел. И они даже бывают не в курсе, что их «целевика» давно отчислили, – посетовал глава вуза.
Кого не хватает в воронежских больницах и поликлиниках?
– Участковые терапевты и врачи общей практики;
– педиатры;
– анестезиологи-реаниматологи;
– психиатры-наркологи; психиатры;
– рентгенологи;
– врачи скорой медицинской помощи;
– фтизиатры;
– инфекционисты;
– оториноларингологи;
– врачи ультразвуковой и функциональной диагностики;
– лечебной физкультуры;
– судебно-медицинской экспертизы;
– патологической анатомии.
Какие воронежские специалисты готовы работать даже на полставки?
– Акушеры-гинекологи;
– урологи;
– хирурги (особенно в высоко технологичной медицинской помощи);
– дерматовенерологи (особенно с перспективой работы в косметологии и пластической хиругии).