Анастасия Рябова родилась в Гродно в Беларуси. В Воронеж переехала в 2011 году, когда вышла замуж. Сейчас ей 32, и она делает уникальные ватные елочные игрушки. Ее мороженщицы в пуховых платках и краснощекие карапузы находят хозяев в течение пяти минут. Об игрушках Анастасии люди узнают благодаря сарафанному радио. Секретами мастерства она поделилась с корреспондентом РИА «Воронеж».
Пластмассовый мир
– В детстве я всегда что-то делала руками: лепила из пластилина, мастерила открытки, тетрадки с самодельными кроссвордами, составляла анкеты. Позже все детские увлечения объединились в модном несколько лет назад скрапбукинге: открытках и альбомах ручной работы. После перешла на лепку из полимерной глины: «готовила» миниатюрную еду, – поведала Анастасия. – В Гродно я окончила филфак. Никакого специфического образования, даже художественной школы, за моими плечами нет. Зато перед моими глазами всегда был пример отца. Папа всегда что-то делал руками. Когда он служил во флоте, то буквально из ничего создавал макеты подводных лодок с миниатюрными двигающимися человечками, много рисовал.
Приехав в Воронеж и начав здесь самостоятельную жизнь, Анастасия решила «как-то по-особенному нарядить свою елку».
– Естественно, никаких игрушек с собой я не привезла. В торговом центре поняла, что ассортимент меня категорически не устраивает: слишком много блесток, слишком ярко, слишком пластмассово…
Тогда Анастасия начала искать игрушки в интернете.
– Я люблю вещи с историей, поэтому нашла специальный сайт-барахолку и там заказала стеклянные советские игрушки. Этот десяток советских елочных украшений до сих пор мой самый любимый – все еще испытываю детский восторг от игрушек на прищепках.
Ватную игрушку Анастасия на тот момент видела лишь однажды.
– Когда мне было четыре года, наша семья встречала Новый год у бабушки в деревне в Беларуси, и там был ватный Дед Мороз. Как он выглядел, помню смутно, но ощущение ватной корочки, хрупкости, сказочности со мною до сих пор. Я вспомнила об этом в 2012 году и решила сама попробовать сделать похожую игрушку. Тогда «ватных» мастеров практически не было, я не смогла найти ни одного видео- или фотоурока в интернете. Это сейчас их полно, в том числе в свободном доступе, а на тот момент я даже рецепт клейстера обнаружила не в Сети, а в случайной детской книге. Единственный мастер-класс нашелся на YouTube: пятилетним детям воспитательница показывала, как делать ватные грибочки…
Игрушки круглый год
Грибы и стали первыми игрушками Анастасии. Мастерство оказалось сложным, но увлекательным.
Потом пришла пора человечков. Сначала увлечение было сезонным – желание творить охватывало девушку преимущественно перед Новым годом.
– В 2017 году я участвовала в игре «Тайный Санта» в интернете. Для всех своих одариваемых виртуальных друзей решила сделать подарки своими руками. Человечки получились неплохими, и меня впервые попросили сделать что-то на заказ. Тогда я отказалась – была не уверена в своих силах, но поняла, что нужно продолжать развиваться в этом направлении.
Сейчас мастерица занимается игрушками круглый год.
Конечно, самый большой интерес к ее уникальным работам возникает перед праздником и длится примерно до марта, но даже летом заказов хватает, чтобы не сидеть сложа руки.
– Мне очень нравится эстетика эпохи СССР. Люблю ретрообразы, цвета или состаренные материалы, винтаж. Вдохновить на создание игрушки может что угодно: открытка, книжка, фильм. Это не обязательно должна быть конкретная картинка: я могу ухватиться за какое-то цветовое сочетание или деталь. Копировать образ полностью не люблю, – рассказала Анастасия.
Ватные игрушки появились в России в XIX веке как альтернатива дорогим стеклянным шарам. Их делали мастера в артелях, но можно было смастерить и самим. Описание процесса публиковали дамские журналы. После революции производство остановилось почти на два десятилетия, в 1935 году возобновилось. Ватные игрушки в артелях делали из скрученного прессованного хлопка на каркасах-скелетиках. Раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером и слюдой, от этого она становилась жесткой и блестящей. Лица создавали из мастики, папье-маше или воска. В Воронеже тоже существовала такая артель, там делали Дедов Морозов на каркасах.
– У нас дома есть такой Дед Мороз, воронежский, мы с мужем спасли его из лужи. Видимо, игрушку кто-то выбросил, потом ее трепали собаки – шуба была разорвана в клочья. Я отправила его к реставратору, и теперь он радует нас каждый год, – поделилась Анастасия.
По старым технологиям
В конце XX века ватные игрушки ушли в прошлое – технология не позволяла наладить конвейерное производство. Советские фигурки сейчас можно найти на блошиных рынках, в антикварных магазинах, на сайтах объявлений и аукционах. Стоимость, в зависимости от степени сохранности и редкости игрушки, варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. Сохранились такие игрушки в основном плохо: во-первых, в свое время их, в отличие от хрупких стеклянных шаров, часто давали в руки детям, во-вторых, вата портится от влажности, впитывает запахи и не слишком хорошо поддается реставрации.
Рукотворная ватная игрушка возвращается благодаря современным мастерам. Теперь это штучный, эксклюзивный товар. А технология в своей основе все та же, дореволюционная.
– Для ватных игрушек все еще используют самые простые и дешевые материалы: проволоку, крахмал, воду, вату и краски. Вата нужна аптечная, хлопковая, без примесей. Возможно, придется перебрать несколько вариантов, чтобы найти такую, которая хорошо расслаивается, – объяснила Анастасия.
Сначала нужно сварить клейстер. Для этого к полутора стаканам воды добавляют две-три столовые ложки картофельного крахмала и немного варят до загустения, а затем остужают. Из проволоки делается каркас, на него наматываются слои ваты, смоченной клейстером. Каждый слой нужно закрепить ниткой и полностью просушить. Объемные фигурки могут сохнуть несколько дней. Завершающий этап – раскрашивание и декор.
Анастасия рекомендует начать знакомство с техникой с простых форм – яблока, мандарина, грибочка или птички.
Лучше всего «творится» зимой – игрушки быстрее сохнут рядом с батареей.
– Личики кукол я делаю из современного материала: самоотвердевающей и полимерной глины. Она продается в отделе для творчества. Можно купить готовое лицо, но для меня важно сделать его самой. Молды (формы для изготовления) для лиц часто снимаю с антикварных игрушек, затем отпечатываю в полимерной глине и раскрашиваю вручную. Однажды я нашла в магазинчике миниатюрные бюсты русских писателей. С тех пор у моих Дедов Морозов часто бывают лица Льва Толстого и Ивана Тургенева, – сообщила Анастасия.
– Есть мастера, которые могут одновременно рисовать несколько одинаковых лиц, наматывать несколько каркасов, просушивать сразу много игрушек и на выходе иметь больше изделий. Именно так раньше работали артели. Для меня в таком подходе теряется индивидуальность. Зато я часто повторяю полюбившиеся образы. Есть самые популярные: это мороженщица, почтальонша, мама с покупками, девочка с обиженной губкой – «Лидочка». Детали помогают рассказать историю: для почтальонши я печатаю микроскопические копии газеты «Пионерская правда», мороженщица получает миниатюрные эскимо. Самая сложная деталь – авоська, ее нужно плести вручную.
Семейная история
По словам мастерицы, в ее доме круглый год стоит небольшая искусственная елочка, чтобы можно было делать фотографии готовых работ. Анастасия со смехом предположила, что «со стороны это выглядит странно».
Однако постоянное наличие новогодней атрибутики в доме совершенно не мешает ощущению приближающегося праздника в декабре.
– Мне кажется, семейные традиции очень важны, а самое главное, мы можем создавать их сами. Первые 12 лет моей жизни мы жили в общежитии Беларуси. В новогодний день меня всегда отвлекал и выводил из комнаты кто-то из соседей, а когда я возвращалась туда, была распахнута форточка, под елкой лежали подарки – настоящее волшебство! Теперь я люблю устраивать сказку для моего ребенка. Каждый год придумываю главного героя и его историю. В прошлом году к сыну приходил Снеговичок, а в этом – прямо из дверцы в стене появится гномик Вилли. Это гномик-путешественник, который каждый день будет рассказывать, как встречают Новый год в разных странах…
Анастасия считает подготовку к Новому году даже более интересной, чем сам праздник.
– В нашей семье есть традиция делать «декабрьские дневники». Это тематически оформленный альбом, где в фотографиях и памятных вещах фиксируется каждый день последнего месяца года. Я приклеиваю на странице чеки предпраздничных покупок, открытки, письма от родственников, фантики от съеденных конфет. Любая мелочь со временем приобретает важность, помогает сохранять воспоминания.