Четыре экспозиции открылись в арт-центре «Коммуна» на Платоновском фестивале искусств в пятницу, 3 июня. Они будут работать с 10 до 23 часов ежедневно. Вход на выставки свободный, на показ видеоинсталляции «Перевернутый мир» – платный, билеты можно приобрести на входе в арт-центр.
В большом зале «Коммуны» разместилась выставка «Незавершенный Эйзенштейн» – стендовая реконструкция замысла фильма знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!». В экспозицию вошли кадры незаконченного фильма, фотографии рабочего процесса съемок, копии рисунков Эйзенштейна. Экспозицию специально для Платоновского фестиваля создал российский историк кино, директор «Эйзенштейн-Центра», главный редактор журнала «Киноведческие записки» Наум Клейман.
– Фильм «Да здравствует Мексика!» мог стать шедевром мирового кино. Об этом говорит уже то, что он стал известен даже в том виде, в котором он дошел до нас, попав в чужие руки, в тех редакциях монтажа, которые, конечно, не приближаются к эйзенштейновскому уровню, но все-таки прославили его, – сказал на открытии выставки Наум Клейман. – На экспозиции мы показываем, каким мог бы быть этот фильм. Материал сохранился почти полностью, и значит, у каждого нового поколения будет возникать соблазн попробовать смонтировать его. И значит «Незавершенный Эйзенштейн» означает «продолжающийся Эйзенштейн».
Наум Клейман отметил, что у Сергея Эйзенштейна и Андрея Платонова было много общего. Хотя Платонов наверняка слышал имя Эйзенштейна, а режиссер писателя – нет, ведь при жизни Эйзенштейн был гораздо более известен.
– Это ничего не значит в исторической перспективе – их слава сравнялась. Тем интереснее нам думать, как они перекликаются. Некоторые фильмы Сергея Эйзенштейна, которые будут показаны здесь, в арт-центре, очень близко подходят к платоновским размышлениям об утопии и утопическом. Да и эпитет «незавершенный» можно применить и к Платонову, если вспомнить, сколько и он не успел написать, – сказал Наум Клейман.
В небольшой комнате «Коммуны» разместился фотопроект Алексея Бычкова «Сокровенный» – размышления на тему «платоновского человека». Моделью стал актер воронежского Камерного театра Борис Голощапов. Черно-белые фотографии крупного формата развесили в темном помещении и добавили к ним шумовое сопровождение – звуки льющейся воды, ветра и камнепада.
– Я стремился не проиллюстрировать образ из конкретного произведения, а визуально передать впечатление от платоновского героя в целом, – рассказал Алексей Бычков.
Еще в одном зале первого этажа арт-центра оборудовали небольшой кинозал с 50 мягкими креслами-грушами и проектором – здесь будут идти показы видеоинсталляции «Inverso Mundus / Перевернутый мир» российской арт-группы AES+F. Видео посвящено переосмыслению средневекового сюжета о «перевернутом мире», в котором традиционными ролями меняются человек и животное, мужчина и женщина, богатый и бедный, жертва и палач.
– Традиция оформилась в XVI веке, когда в Европе появились гравюры, которые полностью назывались «Глупость человеческая, или перевернутый мир». На этих гравюрах было много деталей, изображавших «перевернутые» сюжеты – рыба ловит рыбака, ученики секут учителя. Нам было интересно показать преломление этого традиционного сюжета в современных реалиях, – рассказал один из основателей арт-группы Евгений Святский.
Художник отметил, что фильм был создан в сложной технике анимации – актеров не снимали на видео, а фотографировали и анимировали, накладывая на изображение компьютерную графику и музыку. Видеоинсталляция «Inverso Mundus / Перевернутый мир» – единственный проект в «Коммуне», на который придется приобрести билет. Видео длительностью 40 минут показывают в арт-центре раз в час за исключением времени, когда в большом зале идут фильмы проекта «Незавершенный Эйзенштейн».
На втором этаже «Коммуны» разместилась тотальная инсталляция «Практики взросления» художника Александра Шишкина-Хокусая. Разрисованные фанерные фигурки детей, сидящих на стульях, расположились в большом зале и в укромных уголках по пути к нему. Художник признался, что название «Практики взросления» носит немного формальный характер, и трактовать инсталляцию можно по-разному.
– Речь в проекте идет о каких-то неокрепших душах, диких детях, о формировании личности, о взаимоотношениях личности с некими структурами – архитектурой, образовательными институтами, религией. Лабиринты этого помещения позволяют трактовать его как пространство школы или государства. Все здесь носит одновременно и временный, и фундаментальный характер, – рассказал Александр Шишкин-Хокусай.
Арт-центр «Коммуна» будет работать ежедневно до 14 июня с 10 до 23 часов. Полное расписание бесплатных мероприятий Платоновского фестиваля – в обзоре РИА «Воронеж».