Команда воронежской академии клуба «Милан» выиграла первые три товарищеских матча спустя два месяца после официального открытия. Академия набрала детей от пяти до 15 лет, дети до семи лет занимаются трижды в неделю, мальчики и девочки старше семи лет – четырежды. Стоимость тренировок для детей младше семи лет – 10 тыс. рублей, для детей старше семи – 15 тыс., у итальянской академии самый высокий ценник на этом рынке, средняя месячная стоимость занятий в воронежских частных школах составляет от 3,5 тыс. до 4,5 тыс. рублей. Корреспондент РИА «Воронеж» посетил тренировку «Милана» и выяснил, чем подход «россонери» отличается от привычных для региона методик, почему местное футбольное сообщество отреагировало на открытие академии неоднозначно и стоит ли платить больше за бренд.
Почему Воронеж?
В Москве рынок академий, открытых европейскими топ-клубами, насыщен – родители юных футболистов могут выбирать между ФК «ПСЖ», «Барселоной» и «Ювентусом». В Воронеже «Милан» первым занял эту нишу. Сказалось и то, что в регионе появился первый полноразмерный футбольный манеж Platinum arena, который возвели в спортивном кластере на дамбе Чернавского моста.
– Мы не франшиза ни в коем случае. Мы проект итальянского клуба «Милан», часть этой международной семьи. Я был тренером академии клуба в Италии, теперь я здесь, чтобы развивать местные таланты и помогать воронежским тренерам повышать свою квалификацию. Мы чувствуем большой потенциал у Воронежа, здесь отличная футбольная инфраструктура, это хорошо влияет на перспективы местных детей, – рассказал технический директор академии «Милана» Марко Помпили.
Как тренируют в академии?
В государственных школах тренеры часто концентрируются на том, чтобы развивать группу юных футболистов как команду. Форсируя подготовку команд к детским турнирам, их наставники нацелены на достижение побед, что не всегда является показателем эффективности обучения.
– Не говорю, что ваш русский метод обучения юных футболистов плох. Я не так много знаю о вашем подходе. Мы считаем самым важным постановку техники. Также стараемся не ограничивать детей рамками позиций. До какого-то момента не будет специализации, все будут просто футболистами, а не центральными защитниками или крайними полузащитниками. Важно, чтобы ребенок учился использовать пространство площадки. То есть мы учим мыслить на поле. Во время футбольного матча могут случаться сотни различных ситуаций, некоторые из них больше не повторятся. Улучшить выносливость и силу можно в уже более взрослом возрасте. А учиться думать надо раньше. Нельзя ставить целью сиюминутный результат, у нас нет цели подготовить детей к конкретным соревнованиям. Каждый турнир – это лишь возможность показать, чему они научились, – объяснил Помпили.
Следствие такого подхода – иное выстраивание взаимоотношений между тренером и его подопечными.
– Мы превращаем процесс обучения в игру. Тренировки не должны быть работой для детей. Ребенок эффективно учится чему-то тогда, когда получает удовольствие. Мы позиционируем себя как их старшие друзья. Не отдаем приказов, а просим детей показать тот или иной прием. Когда ты выстраиваешь общение так, дети не боятся сделать что-то неправильно. Напротив, они горят желанием показать то, как у них получается, – убежден итальянский специалист.
Кто работает с детьми?
Процесс обучения контролирует Марко Помпили, пользуясь услугами переводчика. Под его началом работают четыре молодых местных тренера. Итальянец регулярно проводит тренерские семинары. Пока воронежские специалисты обладают лицензиями категории С – один из них уже собирается сдавать экзамены на лицензию B – юношеский футбол.
– Мы прибавляем под руководством Марко. Прежде всего – в организации тренировок. За час-полтора до тренировки расставляем фишки, лесенки, конспект занятия всегда готов заранее. И чувствуем, что задаем стандарты. Мы снимаем половину манежа, на второй половине всегда занимаются какие-то другие школы. Они понимают, что родители детей из этих школ видят разницу в подготовке занятий. И постепенно эти школы начали закупать новый качественный инвентарь – приятно, что мы влияем на среду и способствуем улучшению условий для детей, – рассказали сотрудники «Милана».
Один из тренеров академии, Дмитрий Симонов, еще в 2016 году выступал за молодежную команду «Факела». Год назад он завершил карьеру игрока.
– Психологически устал от всего этого, были варианты во втором дивизионе, а я всегда считал, что на этом уровне надо играть в юном возрасте. Если в 24 года ты не в ФНЛ или Премьер-лиге, лучше остановиться. Было очень непросто поначалу, потому что стиль жизни ломается. Словно все начинаешь заново. И до сих пор перед тренировкой, надевая бутсы, ловлю себя на мысли, что настраиваюсь так серьезно, будто я должен выиграть конкуренцию за место в стартовом составе. А потом понимаю, что все, я уже по другую сторону. Закончив карьеру, я немного занимался с молодыми ребятами индивидуально, подтягивал технику и координацию движений, – рассказал Симонов.
Поработав тренером в «Милане» два месяца, молодой специалист признал, что в детстве встречал совсем другой подход к коммуникации между юными футболистами и их наставниками.
– Я вспоминаю то время, когда был в том возрасте, в каком сегодня находятся мои ученики. И первое, в чем разница, – в «Милане» от тренера нет никакого стресса. Когда я занимался футболом, были диктатура, боязнь ошибиться и никакой свободы. Если ты делал рискованный пас и команда теряла мяч, на тебя психологически давили. У нас ребенок может творить, принимать решения самостоятельно. Все делается так, чтобы ребята ловили кураж, проявляли фантазию, – объяснил молодой тренер.
Тренерский штаб академии проводит родительские собрания и объясняет суть каждого упражнения. У специалистов уже готов план тренировочной работы и соревновательной практики. Весной «Милан» впервые примет участие в одном из городских турниров, впоследствии команды начнут играть во всероссийских чемпионатах. Также детей повезут в Италию, где они смогут сыграть с местными ровесниками.
Наталья Литвинова, мама одного из юных игроков:
– Конечно, мне хочется, чтоб сын вырос чемпионом. Но и физическое развитие мальчика тоже очень важно. Поэтому я никогда не буду рассматривать траты на тренировки в академии как какую-то инвестицию. И если через год или три сын скажет, что у него больше не лежит душа к футболу – будем искать то занятие, которое принесет ему удовольствие. Но он должен понимать, что игра перед публикой – это ответственность. И я вижу положительные изменения. Если первые тренировки сын воспринимал как игру во дворе, отвлекался, то теперь он всегда смотрит на мяч. Больше никаких танцев на поле, бега вприпрыжку. Он стал серьезнее относиться к делу, а это очень важно.
Почему местное футбольное сообщество неоднозначно восприняло открытие академии?
Специалисты в разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» посетовали на то, что работа академии никак не скажется на подготовке местных футболистов для «Факела». По мнению бывшего главного тренера клуба Валерия Нененко, все частные школы развивают потенциал детей и помогают самым ярким из них перебраться в академии клубов Премьер-лиги из Москвы и Санкт-Петербурга.
– Я посмотрю, в каких детских соревнованиях будет участвовать «Милан». Вообще это прибыльный бизнес. Пока дети маленькие, родители готовы тратиться, мечтая о профессиональной карьере своих мальчишек. Но группы частных школ быстро сдуваются. То родителям надоедает платить, то ребят увозят в Москву. Детская команда начинает проигрывать, группа закрывается. И частная школа открывает набор детей помладше, все начинается заново. И вообще – футболистами становятся голодные. Те, у кого в детстве не было ничего. А те, чьи родители могут отдать 15 тыс. в месяц, платят за то, чтобы сказать друзьям: «Мой сын в "Милане" занимается». Это все понты. Футболистами хорошего уровня дети из обеспеченных семей не становятся, уж извините, – сказал Нененко.
Гендиректор «Факела» Роман Асхабадзе считает, что высокая цена тренировок в «Милане» обусловлена лишь престижностью бренда.
– Людям предоставляют возможность отправить детей заниматься в более хороших условиях для тренировок. За завышенную цену – так как многие готовы платить за бренд. Сам тренировочный процесс едва ли будет принципиально иным. Это коммерция, ничего страшного в этом нет. Кто-то же готов платить за одежду в десять раз больше из-за бренда. Если можете себе это позволить – пожалуйста, это ваши деньги. Но мое сугубо личное мнение – КПД от этого не будет выше, – сказал Асхабадзе.
В «Милане» заверили, что талантливые дети из семей, которым не по карману обучение, смогут учиться на особых условиях. Руководство академии ведет переговоры с воронежскими компаниями, предлагая им оплатить обучение самых одаренных игроков. Некоторые предприятия уже согласились, обговаривая лишь технические детали, – они восприняли предложение «Милана» как хороший пиар.