После гибели в Иркутске 76 человек, употребивших лосьон для ванн, в России на 30 суток – до 24 января – запретили торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией. По состоянию на 10 января сотрудники региональных управлений Роспотребнадзора и МВД проверили в Черноземье 2,1 тыс. торговых объектов и сняли с продажи более 3,5 тыс. флаконов и упаковок спиртосодержащей продукции «двойного назначения». Больше всего «запрещенки» изъяли в Воронежской области. По результатам 995 проверок с продажи сняли 1,332 тыс. единиц общим объемом 130 л.
Корреспонденты РИА «Воронеж» проверили, как соблюдается запрет, пообщались с теми, кто пьет такие настойки, и выяснили, с какими трудностями столкнулась компания, поставляющей в Воронеж лосьоны для ванн.
«Правильно, что запретили»
В Юго-Западном районе настоек боярышника, календулы, перца, зверобоя, пустырника не оказалось ни в одной из пяти торговых точек (киосков и аптек), куда заглянули корреспонденты РИА «Воронеж». Киоскеры и провизоры категорически отрицали наличие в продаже этой продукции.
В Левобережном районе в поисках запрещенных настоек журналисты присоединились к мужчине маргинального вида, который в четырех аптеках безуспешно просил продать ему «хоть какую-нибудь настойку или спирт». По словам 29-летнего бомжа Александра, переехавшего в Воронеж из Эртиля около трех лет назад, вторую половину декабря найти «фуфырик» стало большой проблемой.
– «Фуфыриков» нет нигде. Вместо них приходится покупать вино – 97 рублей за коробку. Стоит дороже, а толку – чуть… Ходил по всем киоскам, где продавали раньше. Ничего! Сказали, как минимум, месяц будет такая петрушка. В «Табакерке» на меня накинулись: ты, что ли, газет не читаешь?! Раньше я пил по 50 рублей за пузырек. В день хватало пять штук, чтобы «быть в шоколаде». А сейчас от литра вина только чуть закосеешь, – посетовал мужчина.
По словам Александра, «фуфыриков» нет во всем Центральном районе.
– Считаю, правильно, что запретили эти проклятые «фуфырики»! От них зрение садится и ноги отказывают. Три года я на них. Раньше птицу за полкилометра видел, теперь все в глазах плывет. Конечно, лучше коробку вина выпить, чем пузырек. У нас в Эртиле многие от них померли, – поделился Александр.
«Незамерзайка» в фуфыриках
Корреспонденты РИА «Воронеж» пообщались с представителем воронежского дилера питерской фирмы-производителя лосьонов для ванн – «РосПродТорг». Продукция этой компании покрывает примерно 15-20% поставок спиртосодержащих лосьонов и косметических жидкостей в Центральное Черноземье.
– С 26 декабря из-за запрета мы ни в розницу, ни оптом ничего не продаем. И, скорее всего, после 24 января ничего не поменяется. Питерское предприятие «РосПродТорг» пытается оформить лицензию, но пока это сделать не удается, а производство стоит. В июне 2016 года Росалкогольрегулирование напомнило, что производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции предполагает наличие лицензии. После иркутской трагедии эта лицензия стала обязательной. Пока ее не получат – ни о каких продажах речи нет, – пояснил менеджер.
Причину иркутской трагедии Сергей видит в засилье «левой» продукции на рынке.
– Какой нормальный предприниматель будет вместо пищевого спирта лить в эти пузырьки технический, прекрасно зная, к чему все это приведет? Говорят, что в Иркутске в пузырьки разлили обычную «незамерзайку». Одно дело – лить жидкость в пятилитровые баклажки, а другое дело – в 100-граммовые пузырьки. Это очень накладно и технологически не просто, – заметил Сергей
Ужесточение законодательства для производителей спиртосодержащей продукции Сергей приветствует.
– Во Владикавказе, например, такие пузырьки наливают чуть ли не в каждом дворе, а что в них есть на самом деле? А официальные производители ручаются за качество товара, по крайней мере, в косметических лосьонах - нормальный пищевой спирт, крепость которого полностью соответствует значению на этикетке. Ужесточение законодательства в этом плане на руку, прежде всего, официальным производителям, – сказал Сергей.
«Бороться не с пузырьками, а контрафактом»
По мнению дилера, основной круг потребителей такой продукции люди небогатые и уже спившиеся.
– Кто не может купить водку за 200 рублей – купит пузырек. Те, кто пьет лосьон, не бросят пить ни при каком запрете. Не будет лосьона, люди будут пить «паленку», не будет «паленки» – примутся за «незамерзайку», не станет ее – в ход пойдет денатурат, потом – ацетон с дихлофосом, – уверен Сергей.
Хотя, по словам менеджера, есть клиенты, которые употребляют лосьоны по прямому назначению, а не для питья. В качестве примера привел воронежское автопредприятие, специализирующееся на перевозках грузов за Урал и в Сибирь. Лосьон они заливают в бачки стеклоомывателей своих большегрузов.
– Некачественная «незамерзайка», которой полно на нашем рынке, имеет 15-20% условной крепости и может замерзнуть даже при небольшом морозе. К тому же от нее бывает неприятный запах в кабине водителя. Может болеть голова, слезиться глаза. А если лить в бачок, допустим, 60-процентный спирт, то он никогда не замерзнет, и никакого неприятного запаха от него нет. Кто-то покупает лосьоны, чтобы делать на них настойки для растирок, – в них же чистый спирт. Бабушка моих знакомых берет наши лосьоны, добавляет в них что-то, настаивает на каких-то корнях и растирает себе спину, – рассказал Сергей.
Бороться, считает дилер, надо не с пузырьками, а с контрафактом, и с желанием человека пить.
– Хотя после случая в Иркутске даже бомжи, покупая лосьоны, чуть ли не сертификаты у продавцов спрашивают. То есть потребители, несмотря на свою частичную «отмороженность», сильно напуганы всей этой историей, – подытожил Сергей.
Контекст
После массового отравления в Иркутске, где от употребления лосьонов для ванн погибли 76 человек, в стране начались проверки спиртосодержащей продукции. Контролирующие органы проводят рейды по торговым точкам, где могут продаваться опасные настойки. Уже после введения временного запрета на их продажу полицейские в Воронеже изъяли 450 флаконов парфюмерной продукции, в том числе лосьона после бритья, общим объемом 48,8 л.
Сообщить о фактах незаконной торговли спиртосодержащей продукцией в Воронеже можно по телефонам горячей линии: 8 (473) 228 37 21 (управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики) и 8 (473) 212 73 53 (департамент имущественных и земельных отношения Воронежской области).