Санкт-Петербургский Большой драматический театр (БДТ) им. Товстоногова показал спектакль «Пьяные» в Воронеже на шестом Платоновфесте в воскресенье и понедельник, 12 и 13 июня. Спектакль сыграли на сцене Воронежского концертного зала при поддержке фестиваля «Золотая маска».
Основу постановки по пьесе драматурга Ивана Вырыпаева составили диалоги нетрезвых людей о любви, вере в бога, свободе. Артисты подчеркнули – опьянение героев не стоит воспринимать буквально.
– Мы живем в таком мире, который нечасто позволяет нам быть откровенными, причем, в первую очередь, по отношению к самим себе. Опьянение у Вырыпаева – это прекрасная поэтическая метафора. Это способ стать беззащитным и искренним, поговорить о важных вещах, – рассказал исполнитель роли Карла, заслуженный артист России Анатолий Петров.
«Пьяных» в БДТ поставил известный театральный режиссер Андрей Могучий. Постановка стала дважды лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска-2016» – критики отметили спектакль за работу режиссера и актерский ансамбль. Исполнитель роли Лоуренса, заслуженный артист РФ Василий Реутов, считает, что секрет успеха спектакля – в тексте Ивана Вырыпаева.
– На первой читке пьесы было гомерически смешно. Я сразу влюбился в текст, – признался актер. – Поначалу мы не знали, какая роль достанется каждому из нас, и на репетициях часто менялись. Однажды я даже исполнял роль женщины. Но этот текст настолько правдивый и универсальный, что это все равно выглядело естественно. Эта пьеса – о каждом из нас.
Художником-постановщиком спектакля выступил Александр Шишкин (тотальная инсталляция Александра Шишкина-Хокусая «Практики взросления» работает на Платоновфесте на 2 этаже арт-центра «Коммуна» – РИА «Воронеж»). Сценограф построил наклонную поверхность, обложенную мягкими матами. Благодаря этому, «пьяным» артистам почти не нужно изображать нетрезвую походку.
Изначально пьеса Ивана Вырыпаева содержала ненормативную лексику. Решение вырезать мат из будущего спектакля по времени совпало с принятием правительством России аналогичного постановления. Артисты, занятые в постановке, расходятся во мнениях, сказалось ли это на тексте. Но сам драматург, по их словам, был за то, чтобы убрать нецензурную брань.
– Я не впервые работал с текстом современного драматурга, который жив и здравствует,– сказал режиссер спектакля Андрей Могучий. – Иван участвовал в читках и несколько раз приходил на наши репетиции. Работать с ним было легко, потому что его текст совершенен, с ним почти ничего не надо было делать.
Контекст
Андрей Могучий – художественный руководитель БДТ им. Товстоногова, многократный лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», «Золотой софит», международной театральной премии им. Станиславского и других наград.
Иван Вырыпаев – драматург, актер, театральный и кинорежиссер, художественный руководитель московского театра «Практика». Многократный лауреат фестиваля «Новая драма», лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», фестиваля «Кинотавр» и других литературных, театральных и кинофестивалей.