Если вы задумались о том, чтобы открыть свое дело, то наверняка рассматриваете и такой вариант, как бизнес по франшизе. По сути, это создание собственного предприятия под брендом уже известной компании. Какие плюсы и минусы есть у бизнеса по франшизе? Как помогает комплексное решение для малого бизнеса от Сбербанка – кредит «Бизнес-Старт» – усилить преимущества и свести к минимуму риски?
Принимая решение организовать бизнес, предприниматели задумываются не только о том, какие услуги или товары будет продавать их предприятие, какую оно будет иметь форму собственности, где оно будет открыто. Не менее важно определиться с тем, как привлечь внимание и завоевать доверие своих клиентов.
Популярность франшизы у новичков в бизнесе неслучайна: для них это возможность получить уникальный опыт, став частью известной сети, но при этом сохранить юридическую самостоятельность своего бизнеса.
Впрочем, у такого способа стартапа есть не только преимущества, но и недостатки. Насколько они серьезны и как их минимизировать? Попробуем разобраться.
Доброе имя лучше богатства
Главным плюсом франшизы считается экономия на продвижении и рекламе. Действительно, затраты по этим статьям будут минимальными, а узнаваемость и репутация бренда будет в определенной степени гарантировать продажи, поскольку люди охотнее покупают товары и услуги под уже знакомыми названиями. Но громкое имя еще не гарантирует успех: вам придется много трудиться, чтобы полностью соответствовать требованиям качества и другим стандартам бренда, под которым вы работаете. Кроме того, владелец торговой марки будет строго следить за тем, чтобы вы не нанесли ущерб её репутации. Поэтому важно проявить такие качества, как ответственность и требовательность к себе, своим партнерам и сотрудникам, а ещё очень пригодятся навыки менеджера и опыт управления персоналом.
Опыт создает мастера
Становясь франчайзи, то есть покупателем лицензии, вы экономите не только на рекламе, но и на других важных ресурсах. К примеру, вам удастся существенно сократить время и средства на изучение рынка, обучение сотрудников, разработку дизайна помещений, налаживание системы поставок, обслуживание, сбыт, поиск поставщиков. Все это, как правило, частично, а иногда и полностью оплачивает франчайзер, то есть владелец бренда. Другими словами, кроме имени, вместе с франшизой предприниматель покупает и опыт, что для новичка крайне важно. Вы всегда сможете обратиться за советами и консультациями к франчайзеру по самым разным вопросам, сможете освоить его методику управления предприятием. Даже если вы ничего не знаете про рынок, на котором открываете бизнес, знания владельца бренда, в том числе и инновации, которые он внедряет, будут доступны и вам.
Ну, а вместе с именем и опытом вы получаете и определенную защиту от рисков, которые неизбежно поджидают любого предпринимателя, особенно на старте. Со многими из проблем и рисков франчайзер поможет вам справиться, ведь жизнеспособность вашего предприятия тоже в его интересах.
Недостатки минимальны
Теперь о недостатках. Не самый приятный момент – относительно крупные первоначальные вложения. По разным оценкам, на покупку франшизы и запуск предприятия может уйти на 10-30% больше средств, чем на старт собственного бизнеса. Кроме того, у франчайзи есть финансовые обязательства перед владельцем франшизы, которые нужно выполнять. Как правило, это или фиксированная ежемесячная выплата (роялти), или процент от прибыли. Но и этот минус при правильном выборе партнера станет преимуществом: экономия на перечисленных выше статьях может с лихвой компенсировать затраты на роялти.
Возможно, один из главных недостатков франшизы – это определенная зависимость предпринимателя от франчайзера. Последний зачастую старается контролировать не только мелочи вроде униформы сотрудников, но и требует от франчайзи приобретать у него товары по определенным ценам и в определенные сроки. Впрочем, умный франчайзер не будет ставить своего «младшего партнера» в жесткие рамки, которые будут мешать его прибыльности, ведь тем самым он вредит самому себе.
Бывает и так, что франчайзеры продают франшизы, недоработав свою бизнес-модель. В результате чего купившие лицензию бизнесмены не всегда могут получить помощь или консультацию.
Как видим, при всех плюсах бизнеса по франшизе есть и определенные сложности (финансовые и организационные), которые могут ожидать начинающего предпринимателя. Эти проблемы можно минимизировать, а в большинстве случаев избежать, если тщательно отнестись к выбору партнера, то есть владельца франшизы, и, конечно, поиску приемлемой формы финансирования.
Найти друга легко
С 2012 года на российском рынке появилось универсальное решение для желающих открыть собственное дело - комплексная программа Сбербанка России «Бизнес-старт». Это и кредит на привлекательных условиях, и помощь в выборе франчайзера, и минимальные затраты на рекламу и маркетинг, и обучение. Разрабатывая программу, Сбербанк выбрал в качестве партнеров самых надежных и проверенных франчайзеров, список которых расширяется. Поэтому покупатели франшизы могут быть уверены в порядочности своих «старших» партнеров: им можно не опасаться, что при заключении договора будут скрыты какие-то детали, которые позже обернутся для франчайзи проблемами или лишними затратами.
Отобранные Сбербанком франчайзеры уже доказали успешность своей бизнес-модели для разных рыночных условий, у них уже есть успешно работающая франчайзинговая сеть. К примеру, если вы мечтаете о собственном ресторане, то, возможно, вам стоит подумать об открытии новой точки известной сети быстрого обслуживания Subway. Есть также возможность открыть свой салон красоты, став новым звеном в сети студий маникюра Лены Лениной, или франшизы автомойки, например, ЭкоВош Мобайл, и на этом список не заканчивается. Есть варианты открытия магазинов брендовой одежды BAON, KETROY, Serginnetti, TOM FARR.
Обратимся за примером к нашей – воронежской – практике. Головным отделением по Воронежской области в 2013 году выдано 8 кредитов по программе «Бизнес-старт» - это магазины одежды, детский магазин, спортивно-оздоровительные центры, запущена сеть общественного питания «Стардогс», получено 32 предварительных акцепта для клиентов, которые еще не выбрали сферу деятельности. Все открытые точки работают согласно бизнес-модели, предоставленной компанией франчайзара. Есть точки, которые работают даже с большей выручкой, чем заложено компанией франчайзера. На сегодняшний день аккредитовано более 55 компаний и 6 готовых решений, а до конца года планируется аккредитовать более 100 компаний.
Обратимся к примерам. Владелец магазина по франшизе «Jenavi» Алла Рылькова призналась, что всегда хотела организовать свой бизнес. Когда Сбербанк запустил программу «Бизнес-старт», она решила рискнуть. По словам Аллы Рыльковой, за четыре дня работы магазин заработал вдвое больше, чем ожидалось. При этом своих средств было вложено всего 110 тыс. рублей. В планах у Аллы Рыльковой - открытие еще двух точек продаж, а в дальнейшем – отдельного, специализированного магазина «Jenavi».
«Деньги и знания»
Что касается финансовых сложностей, то их помогает преодолеть Сбербанк. Вам нужно лишь подать документы (с полным списком можно ознакомиться на сайте Сбербанка - www.sberbank.ru в разделе «Малому бизнесу»), найти поручителя и подать заявление на кредит в банк. Получив одобрение, начинающий бизнесмен получает кредит на срок от 6 до 42 месяцев в сумме от 100 тыс. до 3 млн. рублей. Однако банк не обеспечит вам всю сумму стартового капитала: по условиям кредита, Сбербанк берет на себя до 80% финансирования проекта – т.е. не менее 20% средств должны быть вашими. При этом оформление дополнительного обеспечения не требуется.
Подробнее с условиями кредитования вы сможете ознакомиться на сайте Сбербанка - www.sberbank.ru в разделе «Малому бизнесу».
Но решение финансового вопроса не все, что предлагает банк. Сбербанк инвестирует в начинающих бизнесменов еще и знания: заемщик получает возможность в любой момент получить консультационную помощь по своему бизнесу от экспертов банка.
Сбербанк предлагает клиентам также воспользоваться преимуществами открытия своего дела по типовому бизнес плану. В отличие от бизнеса по франшизе вам не придётся уплачивать паушальный взнос и ежемесячные роялти, не потребуется согласовывать место ведения, концепцию и план развития бизнеса. Типовой бизнес план даст возможность проведения самостоятельных рекламных акций и кампаний.
Работа воронежских бизнесменов по франшизе с использованием комплексного предложения Сбербанка «Бизнес-Старт» перестаёт быть экзотикой. Недавно в торговом центре «Московский проспект» Дмитрий Шабанов открыл свой магазин стильной женской одежды. «Открыть мой магазин без участия стороннего финансирования было бы нереально», – рассказывает владелец «Serginnetti» в Воронеже Дмитрий Шабанов. «Сам проект стоит 1 миллион 850 тысяч рублей. Я бы такую сумму не потянул, а с поддержкой банка мне нужно было найти всего 20% собственных средств».
Таким образом, недостатки франчайзинга с лёгкостью преодолимы при рациональном подходе и грамотном выборе партнера. Откройте свой магазин, салон красоты, фитнес клуб или кафе вместе со Сбербанком! Сделать шаг навстречу собственному делу просто. Посетите ближайший офиса Сбербанка, где выдают кредит «Бизнес-старт» (с полным списком можно ознакомиться на сайте Сбербанка - www.sberbank.ru в разделе «Малому бизнесу») или позвоните на номер контактного центра 8 800 555 5550 (звонки по России бесплатно). В Воронеже можно обратиться в Отдел продаж малому бизнесу Головного отделения по Воронежской области, по адресу ул. Кольцовская д. 35, а также позвонить напрямую специалисту по телефону (473) 267-98-26.
ОАО «Сбербанк России». Генеральная лицензия Банка России № 1481 от 08.08.2012. | На правах рекламы.