, Воронеж
  • 10818

Био, органик и экопродукты. Есть ли смысл воронежцам переплачивать?

Учимся выбирать качественную еду вместе
Био, органик и экопродукты. Есть ли смысл воронежцам переплачивать? Био, органик и экопродукты. Есть ли смысл воронежцам переплачивать?
РИА Воронеж Текст — , фото — Коллаж – Антон Ларин

РИА «Воронеж» начинает новый проект – о еде. В каждом выпуске мы будем рассказывать о продуктах питания, о том, как их выбрать, на что стоит обратить внимание при покупке. Развенчаем – а может быть, подтвердим – популярные мифы о здоровом питании, рационе и качестве повседневной пищи.

Нашими консультантами будут ведущие сотрудники воронежского государственного университета инженерных технологий, знающие о продуктах питания все.

В первом выпуске проекта «Ну что, съели?» узнаем, есть ли различия между эко, органик, био и фермерской продукцией. И побываем в гостях у воронежской семьи, которая утверждает, что их куры несут суперполезные голубые яйца и сравним свойства рыбы – с пометкой «эко» и без нее.

фото - Михаил Кирьянов
фото - Михаил Кирьянов

Влияет ли цена на качество?

Наше исследование продуктов мы начали с эксперимента над свежей и консервированной рыбой, которую можно купить в торговых точках Воронежа. Купили три вида пресервов из сельди разной ценовой категории с маркировкой «эко» и без (54 рубля, 78 рублей и 143 рубля) и отправились в лабораторию воронежского государственного университета инженерных технологий. Под руководством заведующей кафедрой управления качеством и технологии водных биоресурсов доктора технических наук Ольги Дворяниновой проверим, есть ли отличия в купленном товаре.

– Сельдь – это самый массовый рыбный продукт. Она доступна любой категории населения и бывает, что недобросовестные производители пользуются этим фактом. Недорогой продукт – значит купят и съедят все без нареканий. Но, как у любого продукта, у сельди есть свои стандарты качества, которые необходимо соблюдать, – сказала доктор наук.

фото - Михаил Кирьянов
фото - Михаил Кирьянов

Первые замечания к производителям пресервов Ольга Павловна сделала, даже не открыв упаковку. Ее не устроил внешний вид всех трех образцов. Идеальный образец тот, где через упаковку можно разглядеть находящуюся внутри продукцию. Только в этом случае покупатель может быть уверен в качестве приобретаемого товара.

– Смотрите, в первом образце этикетка закрывает более половины крышки. Кусочки видны только у края. Какая там внутри сельдь, мы можем понять, только посмотрев на баночку снизу. Но в магазинах редко кто так делает, большинство просто кладут продукт в тележку. Во втором образце этикетка тоже большая, а в третьем вакуумная упаковка, где кусочки совсем не видно снизу, а сверху есть только небольшое окошко. А бывает еще «забавнее», когда вместо окошка рисунок сельди и покупатель в данном случае совсем не видит, что покупает. А там может быть все что угодно: мало рыбы и много заливки, не целые кусочки, а маленькие остаточные. Стандартное соотношение рыбы и заливки должно быть 65 на 35, заливки не должно быть больше 35 процентов, а в баночках с большими этикетками это легко сделать.

Из внешних отрицательных признаков Ольга Дворянинова также отметила отслоение заливки от филе сельди в образце за 54 рубля. По ее словам, соус в пресервах должен распределяться равномерно, «окутывая» каждый кусочек. Еще один минус этому образцу – пластиковая тара без замка на крышке, это значит, что ее можно вскрыть и снова закрыть, что чревато попаданием микробов, и покупатель ничего не заметит.

Самый дорогой образец пресервов за 143 рубля тоже подвергся критике. Эксперту не понравилось, что на этикетке нет понятного объяснения о составе продукта.

– Здесь написано «Филе-кусочки со специями». Обычно пишется, в чем сельдь – в масле, уксусно-масляной заливке или в майонезном соусе, а здесь такой информации нет. Всегда в названии должно указываться, в какой заливке кусочки! Да, в составе указаны ингредиенты, но все это мелким шрифтом, не все смогут прочитать, – пояснила Ольга Павловна.

Следующий этап – проверка на кислотность. Если она выше нормы, это признак того, что в пресервах повышенное содержание консервантов. Для того, чтобы провести опыт, кусочек сельди мелко режут и смешивают с водой. Затем фильтруют и делают замер. Эксперимент показал, что все три образца соответствуют необходимым показателям.

Также мы проверили на уровень содержания соли неразделанную сельдь. Первую купили в магазине эконом-класса за 64 рубля, вторую – в фермерском отделе за 177 рублей. Вес обеих рыб был примерно одинаковый. Специальным прибором – солемером – Ольга Павловна определила, что показатель уровня соли одинаковый, что в дорогой рыбе, что в дешевой.

В итоге можно сказать, что более дорогие по цене неразделанная сельдь и пресервы выигрывали, по сути, только внешне. В остальном же фермерский продукт и продукт с пометкой «эко» – кардинально не отличались от образцов эконом-версии.

Разбираемся в терминах

Итак, если наш эксперимент показал, что разницы особой нет, в чем же тогда суть, почему на полках магазинов мы так часто видим продукцию с пометкой «органик», «био», «эко», «фермерское». Причем ценник на такую продукцию всегда выше, чем на аналогичный продукт без подобной маркировки. Специалисты говорят, что это всего лишь одна из любимых уловок нечестных маркетологов – «лепить» модные слова на этикетки и благодаря этому заметно увеличивать стоимость товара. А покупатели, желая купить безопасные, качественные продукты для своей семьи, попадаются на эту удочку.

На самом деле в России сертифицируется только органическая продукция, а значит, только надпись «органический», «органик» и другие варианты этого слова, соответствуют ряду повышенных требований. То есть, покупая именно такую продукцию, мы можем быть уверенными, что переплачиваем не зря.

А вот если на этикетке пометка «bio», «eco», «натуральный», «фермерский» и подобное, надо понимать, что какой бы красивой ни была упаковка, это может быть всего лишь рекламным ходом, так как такие виды продукции никак не регламентируются. И за то, что на этикетке указаны красивые слова про качество, которые не соответствуют действительности, нечестному производителю ничего не будет.

Что такое органический продукт?

Формулировка «органическая продукция» должна соответствовать ряду критериев, которые прописаны в законе «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изучив его, резюмируем, что настоящий органический продукт должен был выращен без применения агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста, гормональных препаратов. Исключение здесь делается только для препаратов, которые разрешены действующими в России национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции.

  • Органические продукты не должны производиться и храниться на одной территории с продуктами, которые не имеют такой маркировки. Производя «органику», нельзя использовать клонирование и генную инженерию.
  • Применение пищевых добавок, усилителей вкуса и ароматизаторов допускается, но они должны соответствовать действующему ГОСТу в сфере производства органической продукции.
  • Сертифицированную органику можно отличить по единой национальной маркировке. Такую маркировку производитель может получить только в том случае, если он прошел добровольную сертификацию в Российской Федерации и включен в реестр Минсельхоза России.

Проверить, действительно ли производитель законно указывает на своем товаре национальную маркировку «органики», можно на сайте единого государственного реестра производителей органической продукции. Делается это просто: необходимо ввести данные сертификата (обычно он указан на упаковке), название компании или любую фразу, указанную на упаковке продукта.

Почему «органика» дороже?

Если это настоящий органический продукт, соответствующий всем пунктам закона, он однозначно будет стоить дороже неорганического аналога. Ведь сил и затрат на производство такого товара уходит больше. Например, выращивая органический картофель, многие производители вручную собирают вредителей с ботвы. Времени на это уходит намного больше, если сравнивать этот способ с химической обработкой от вредителей. Или еще один пример – куриные хозяйства. На обычной птицефабрике бройлеров выращивают около 40 дней, а органический бройлер до веса своего неорганического собрата будет расти в два раза дольше. Соответственно, во втором случае производитель затрачивает больше воды, корма, электроэнергии, оплачивает работу сотрудников. Отсюда и более высокая стоимость органического продукта на прилавке.

Все натуральное

О том, каких сил и денег стоит вырастить органическую курицу, хорошо знает жительница Новой Усмани Екатерина Колесникова. По профессии она лингвист, но уже четыре года занимается разведением домашней птицы. В домиках, которые девушка собственными руками сделала своим пернатым, – индюки, фазаны, перепелки и куры разных пород. Гордость Кати – курочки китайской породы Ухейилюй, в Поднебесной эти птицы охраняются на государственном уровне. У них черное мясо и зеленовато-голубые яйца, в которых по сравнению с обычными в десять раз больше аминокислотных соединений.

фото – Елена Миннибаева
фото – Елена Миннибаева

Екатерина не считает себя фермером и не планирует им становиться. Поэтому и сертификат «органики» получать ей не надо, хотя ее птички соответствуют всем необходимым стандартам. Птицу она выращивает, чтобы максимально оградить свою семью от магазинного мяса. А когда появляются излишки, продает их знакомым.

– Захотелось есть натуральные продукты и решились. Начинали с обычных кур, я покупала их у разных людей, в итоге набралось 15 штук. Потом появились все остальные. Сейчас около 200 голов, рекордное количество было – 700 голов вместе с кроликами, – рассказывает Екатерина Колесникова. – У нас свое мясо и яйца. Мясо замораживаем, делаем из него полуфабрикаты, тушенку, колбасу. Сами печем хлеб, у соседей покупаем молоко, если есть время, готовлю сыр. Заметила, что если я прихожу в кафе и там заказываю мясо, то после мой организм плохо реагирует – привык к домашней еде. А мою соседку, когда ее семья перешла на домашние продукты, перестали мучить приступы астмы. Их еда процентов на 70 состоит из своих продуктов: сами выращивают овощи и фрукты, держат много кроликов.

Итак, сделаем выводы:

  • В России сертифицируется только органическая продукция. Слова «эко», «био», «фермерский», «натуральный» – всего лишь рекламный ход. Фермерскую продукцию производят не на заводах, а на частных фермах, приставка «эко» часто говорит о том, что при производстве отходы не сливают в водоемы и землю. А четких стандартов «натуральности» вообще не существует.
  • Без «химии» нельзя получить хороший урожай. Использовать препараты можно, но только максимально безопасные и разрешенные. На растения нападают вредители и сорняки, с которыми вручную не справиться. Совсем без нитратов можно обойтись на своем огороде, а в производстве продуктов на продажу «химию» все равно используют.
  • По содержанию питательных веществ и витаминов органические продукты ничем не отличаются от обычных. Намного важнее то, как и сколько их хранили.
  • Чтобы выбрать настоящий органический продукт, нужно смотреть на маркировку. При желании – запросить у продавца сертификат качества.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: