Акция «Бессмертный полк» в третий раз прошла в Воронеже в понедельник, 9 мая. Почти 40 тыс. человек больше часа шли колонной от площади Ленина по проспекту Революции с фотографиями родственников, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны. Участники акции рассказали о родных-фронтовиках корреспондентам РИА «Воронеж».

Кадет Воронежской школы имени А.В. Суворова Роман Агеев с фотографией дедушки Павла Швачко:


Фото — Андрей Архипов

– Мой дедушка – лейтенант Красной Армии, участник битвы за Сталинград. Он награжден двумя орденами Красной Звезды и медалью за боевые заслуги. Один из орденов Красной Звезды дед получил за то, что взорвал гранатой вражеский танк. При этом он сам потерял руку, но танк был остановлен. Еще дедушка рассказывал, что во время войны было очень голодно. Он умер в 2001 году, я был тогда совсем маленьким, но его немного помню.

Евгений Барсуков с фотографиями дедов Михаила Сахновского и Григория Барсукова:


Фото — Андрей Архипов

– Один мой дед, Михаил Сахновский, погиб в 1944 году в Запорожье. В 1985 году нам удалось найти его могилу. Второй дед, Григорий Барсуков, прошел всю войну от начала до конца. Умер в 1966 году. Сохранилась фотография его жены с сыном. На снимке он сделал надпись: «Эту фотографию я пронес через все фронты». Он хранил ее у самого сердца.

Нина Барсукова с фотографией отца Алексея Лямина:

– Мой отец, Алексей Лямин, воевал с 18 лет, прошел и Финскую войну, и Великую Отечественную, имел много наград. Командовал артиллерийским расчетом. Орден Красной Звезды получил за оперативный ремонт орудия в разгар боя. После войны он продолжил военную службу, получил звание полковника, испытывал артиллерийские орудия на Донгузском полигоне – там, где проходила испытания и знаменитая «Катюша». Служил военпредом на заводе им. Коминтерна, демобилизовался в 1980 году, но и после этого работал.

Людмила Мостовец с фотографией отца Николая Ускова:


Фото — Андрей Архипов

– Папа был старшим сержантом, служил в разведке, участвовал в Сталинградской битве. Форсировал Днепр, был ранен в Польше. Рассказывал, как однажды их разведвзвод попал в окружение, и они три месяца выбирались к своим через леса. Воевал он и в Воронеже – в 1942 году некоторое время служил на пункте приема новобранцев.

Александр Клебанов с фотографией бабушки Софии Дич:


Фото — Андрей Архипов

– Бабушка была старшим военфельдшером, участвовала в обороне Евпатории и Севастополя. Я хотел бы больше узнать о ней, но, к сожалению, она погибла в 1942 году, пропала без вести в Севастополе. Мой отец остался сиротой, его воспитала бабушкина сестра.

Антон Головко с фотографиями братьев Ивана и Григория Головко:


Фото — Андрей Архипов

– Моему папе трудно рассказывать о своих старших братьях, – говорит дочь Антона Ивановича Татьяна Зеленова и сама едва сдерживает слезы, – Они оба были рядовыми, погибли в 1943 году с разницей в несколько месяцев. Папа был тогда подростком, но видел войну своими глазами, пережил оккупацию в Харьковской области. Их село несколько раз переходило от наших к немцам и обратно, там фактически шли бои, проходила линия фронта. После войны нам удалось отыскать места, где похоронены братья Головко.

Иван Кретинин с фотографией отца Романа Кретинина:


Фото — Андрей Архипов

– Отец был командиром артиллерийского расчета, защищал Сталинград и получил там тяжелое ранение. Рассказывал, что под Сталинградом был настоящий ад, немцы бросили туда огромные силы, вели сплошные бомбежки, от которых негде было укрыться. Папа умер в 1983 году. Всю жизнь ему снилась война, мучили кошмары, и поэтому он очень мало спал, урывками. Никогда не смотрел военных фильмов.

После войны он женился, в семье родилось семь сыновей и четыре дочки. Нам, семерым мальчишкам, он всегда говорил, чтоб держались вместе, тогда нас никто не одолеет.

Сестры Валентина Зиновьева и Татьяна Понявина с фотографиями отца Ивана Шальнева и дяди Николая Шальнева:


Фото — Андрей Архипов

– Отец и его брат были призваны 23 июня 1941 года. Папа в бою под Сталинградом был ранен в позвоночник, но вынес из боя своего командира. Раненный и контуженный, отец отстал от своего полка, и его спасли местные жители – старик и девочка лет восьми. Потом они его переправили в медсанбат. Еще папа рассказывал, как в Белоруссии он пошел в разведку и пять суток сидел в болоте, скрываясь от немцев. Он окончил войну в Японии. А его младший брат долгое время считался пропавшим без вести. Только в 2010 году, когда открыли архивы, мы узнали, что 2 ноября 1941 года Николай Шальнев погиб в Освенциме.

Светлана Слыханова с фотографией отца Ивана Слыханова:


Фото — Андрей Архипов

– У меня сохранилось детское воспоминание: мама маленьким пинцетом достает крошечные осколки, которые выходили у папы из тела спустя годы после войны. Он получил очень тяжелое осколочное ранение в Сталинграде. Но после войны отказался получать инвалидность, пошел работать, не хотел, чтобы его считали инвалидом. С мамой они познакомились в госпитале, где он лечился, а она ухаживала за ранеными. Про войну отец не любил рассказывать, говорил о ней только после встреч с однополчанами, они регулярно собирались на Мамаевом Кургане – как раз там, где папа был ранен.

Фото: 1 из 26

Фото — Андрей Архипов

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».