Соглашение о стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, которое было заключено между правительством РФ и нефтяными компаниями в ноябре 2018 года, прекратило действовать 1 июля 2019 года. Федеральные власти обещают, что цены на бензин не будут расти выше уровня инфляции. Каких последствий ожидать от окончания действия договоренности, корреспондент РИА «Воронеж» поинтересовалась у воронежских экспертов.
Какой механизм действовал до 1 июля
Договор с нефтяниками означал, что с начала 2019 года компании могут увеличить розничные цены на топливо на 1,8% из-за роста НДС, а с 1 февраля – в пределах инфляции (4,7–5,2%), но не более того. Предполагалось, что соглашение перестанет действовать с апреля, но его пролонгировали до 1 июля.
За потери нефтяникам предлагали компенсацию разницы между внутренними и экспортными ценами (так называемый демпфер). Она составляла 60% разницы. Однако оказалось, этот механизм не работает – нефтяные компании заявили, что все равно ушли в убыток.
Что изменилось
Предполагается, что цены на бензин будут регулироваться рынком. Однако правительство утверждает, что не допустит роста цен выше уровня инфляции. В частности, премьер-министр Дмитрий Медведев в первый же день окончания действия соглашения провел совещание с вице-премьерами, на котором пригрозил наказанием нефтяникам за рост цен. Вице-премьеру Дмитрию Козаку Медведев поручил контролировать ситуацию.
– Если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что в отсутствие соглашений можно проводить кому-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится, – цитирует Дмитрия Медведева ТАСС.
Правительство планирует сдержать цены за счет компенсационного демпфера. Его планируют пересчитать – довести выплаты разницы ориентировочно до 70%. Правда, соответствующего законопроекта еще нет. Его планируют принять до 1 августа, запустив «задним числом» – с 1 июля.
Ждать ли подорожания бензина
По мнению руководителя автомобильного издания и канала CarzClub Алексея Шамарина, демпфер не сработает и цены на бензин все же вырастут.
– Компенсационные выплаты ни на что не повлияют – цены повысят. Я думаю, что до конца года на 1,2–1,5 рубля. Есть негласные договоренности о повышении не выше уровня инфляции. Но у нас даже правительство официальные данные по инфляции не предоставляет. По большому счету, цены отпустили в свободное плавание. На 70% они состоят из налогов, а акциз повысили. Говорить о том, что цена повысится незначительно, – нереально. Будет скачок по всем видам бензина, – прогнозирует Алексей Шамарин.
Аналогичной точки зрения придерживается сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков. Правда, он прогнозирует большее подорожание – на 5 рублей по каждому виду топлива. При этом, по его словам, оно может быть и больше, 5 рублей – компромиссный вариант.
– Я думаю, нам следует ждать подорожания бензина. Большинство нефтеперерабатывающих заводов работало с убытком. Была информация, что они теряли по 1-2 рубля за литр. Нести убытки до бесконечности никто не будет. Пока закон о компенсациях будут принимать, бензин вырастет в стоимости. При этом еще до окончания действия соглашения цены увеличились в среднем на рубль, – отметил общественник.
Экономисты, напротив, считают, что если цены на бензин и вырастут, то не выше уровня инфляции. Такого мнения придерживается завкафдрой экономики и управления организациями экономического факультета ВГУ Юрий Трещевский.
– Я не думаю, что будет резкий скачок цен на горюче-смазочные материалы. Не вижу таких предпосылок. Инфляция как шла, так и будет идти. Цены подросли за последний месяц на все, в том числе и на бензин. Они и дальше будут расти, но не резко – в пределах инфляционных процессов. Я думаю, что за полгода цена на бензин плавно повысится на 7-8%, – отметил профессор.
Директор Центра межрегиональных исследований ВГУ Дмитрий Ломсадзе считает, что правительство не даст ценам на топливо резко вырасти, так как и без того есть общественное напряжение.
– Возможно, цены повысят на уровень инфляции – на 4-5%. Они, к слову, уже и так подскочили – 45 рублей на 92-й бензин. Думаю, что резкого скачка больше не будет – правительство подкорректирует этот процесс. Сейчас сезон, уборочная кампания, растут тарифы, подняли НДС. У людей и так уже есть внутренний протест. Правительство не пойдет на такую провокацию. Это вопрос федеральной политики, – подчеркнул Дмитрий Ломсадзе.
Сергей Дуканов, доцент юрфака ВГУ, бывший глава налоговой службы Воронежской области
Соглашение о сдерживании цен на нефтепродукты, заключенное в 2018 году между правительством и бизнесом, было выгодно только бизнесу. Во-первых, оно зафиксировало цены на самой высокой позиции прошлого года. Если бы рынок сам отрегулировал цену, она была бы ниже. Во-вторых, нефтяные компании выполняли это соглашение только до тех пор, пока замороженные цены были сверхдоходными. В 2019 году в одностороннем порядке нефтепромышленники под предлогом повышения ставки НДС и высокой инфляции согласованно поднимали цены на бензин и дизельное топливо. Договоренности с правительством фактически прикрывали истинные намерения – легализовать поднятие цен и исключить какой-либо контроль со стороны государственных органов. Никто не выявлял ни сговора, ни ограничения конкуренции на рынке – есть же соглашение с правительством. Таким образом, устранили целый ряд препятствий на пути постоянного роста цен. Нефтяникам, безусловно, понравилась фиксация. В этом году бизнес был за продление соглашения. Для них выгодно еще год проработать с наценкой в 3-5% без контроля надзорных органов. Но государство решило больше не участвовать в сомнительных сделках, потому что очень сильно накалено общественное сознание, продление соглашения ни к чему хорошему не привело бы. После 1 июля цены будут регулироваться рынком и государством, в том числе при помощи антимонопольных органов. Эти инструменты не позволят существенно взвинтить цены. Я думаю, что произойдет выравнивание внутри страны, поскольку разброс превышает 10-15 процентов. Почему в Воронежской области бензин на 1,5-2 рубля дороже, чем в Смоленской? Никаких финансовых обоснований этого нет.
Елена Чуфринова, независимый финансовый аналитик
– Уже в ряде регионов бензин подорожал. Я думаю, что Воронежская область исключением не станет. Правительство может удержать цены, но речь идет, прежде всего, о неформальных договоренностях и давлении через негласные переговоры. Это вопрос федеральной политики, на уровне региона он не решается. Цены сейчас зависят от множества факторов – от конкуренции на рынке, нефтегазовой инфраструктуры, но главное – налоговой и регуляторной политики государства.