Армен Григорян: «Пока властвуют Киркоровщина, Михалковщина и Бондарчукизм, Моцарты наших дней будут не нужны»

, Воронеж, текст — , фото — Наталья Трубчанинова
  • 3866
Армен Григорян: «Пока властвуют Киркоровщина, Михалковщина и Бондарчукизм, Моцарты наших дней будут не нужны» Армен Григорян: «Пока властвуют Киркоровщина, Михалковщина и Бондарчукизм, Моцарты наших дней будут не нужны»
В Воронеже лидер «Крематория» рассказал, для чего в начале карьеры выдавал стихи Валерия Брюсова за свои, какой подарок сделал бы Кинчеву к юбилею «Алисы» и с чего вдруг вместе с Макаревичем написал письмо Путину.
В московском зале «Известия-Hall» 23 ноября легендарная группа «Крематорий» принимала поздравления в честь своего 30-летия. По случаю юбилея музыканты подготовили необычную программу: на сцене все герои их песен «оживут». Поклонники увидят и Безобразную Эльзу (по замыслу участников группы это будет женщина-великан в белом платье), и Микроба Бондарчука (его будут играть маленькие «микробики» из детского хора). Словом, зрителей ждет настоящий праздник крематорского мира, наполненного доброй музыкой и веселыми фантазийными образами.

Накануне юбилейного концерта «Крематорий» во главе с бессменным лидером Арменом Григоряном побывал в Воронеже. В пабе «O’Hara» ветераны рока сыграли все лучшее, созданное за три десятилетия, а Армен Сергеевич устроил проводы своему культовому головному убору –  черная шляпа будет торжественно сожжена

Перед выступлением Армен Григорян в забавной серой панамке дал эксклюзивное интервью РИА «Воронеж». Музыкант, как всегда, был весел, добродушен и словоохотлив.

- Ноябрь 2013 года выдался урожайным на рОковые юбилеи: кроме «Крематория», 30-летие справляют «Алиса», «АукцЫон», «Несчастный случай», «Наутилус Помпилиус». У вас не возникало желания собраться вместе и устроить некий междусобойчик?

- Хорошая идея, кстати. Жаль, почему-то нам не пришла в голову. Каждый сейчас живет по своим законам, профсоюза рок-н-ролла, увы, не удалось создать.

- Армен Сергеевич, если бы у вас была возможность поздравить Константина Кинчева или Вячеслава Бутусова с этими датами лично, что бы вы им подарили?

- С Кинчевым в свое время мы очень много и крепко выпивали, а потом веселились в гостинице. Я бы ему подарил гостиницу. Пусть Костик и дальше веселится! А Слава, он же не из московской рок-тусовки - поди разбери, что им там, питерцам, надо!

- Вы даете большой праздничный концерт, а на следующий день, 24 ноября, будете собственное 53-летие справлять. Не проще ли было концерт и день рождения объединить, а то вдруг сил не хватит?

- Хватит. С нашим нынешним жизненным воззрением мы редко употребляем в тех количествах, что было раньше. Вот вино, соки, кока-кола – почти трезвенниками стали! Но нет, мы не в завязке. Я как раз придерживаюсь заветам Черчилля: можно пить, иногда курить (хотя я уже давно бросил), обязательно заниматься любовью с женщинами, но никакой физкультуры! А вообще, я специально так сделал, чтобы концерт плавно переходил в мой день рождения – не придется звать гостей дважды. Отмечать начнем, думаю, еще на концерте - это будет пик коммунизма, а потом с «выжившими» поедем в ресторан. Надеюсь, из 50 приглашенных человек 30-40 да «выживет».

- Какой подарок к дню рождения хотели бы получить?

- Я ничего никогда не прошу и не заказываю. А хотел бы получить остров. В каком-нибудь теплом океане. Я бы там построил гостиницу для Кинчева. (Смеется).

- В самом начале карьеры вы мечтали жить в небоскребе, где бы на первом этаже располагался офис, на втором – студия, а все остальные этажи занимал бы публичный дом. Офис и студия у вас есть, а с публичным домом получается, не сложилось?

- Еще как сложилось! Публичный дом был у нас на колесах и переезжал из города в город вместе с нами. (Смеется).

- В середине 80-х на рок-музыкантов были жесткие гонения. Как вам удавалось продвигать свое творчество и находить язык с властью?

- Это миф, на самом деле все было гораздо проще. Тогда и групп было мало, и зрителей больше. И не было такой, как теперь, псевдо-шоу-системы. Стоило что-то сочинить, заявить о себе, издать - и все получалось. То есть все это происходило естественным путем. Сейчас, к сожалению, чтобы молодым исполнителям пробиться, надо обладать какими-то финансовыми ресурсами, иметь так называемых папиков-мамиков.

А за рок-музыку, согласен, гоняли. Помню, как играли концерт на Садовой, и нас арестовали, повели в ближайший пункт милиции и заставили написать какую-то покаянную бумажку. Инкриминировали нам то же, что и многим: проведение несанкционированного выступления. Кстати, заложила нас девушка, ставшая потом сотрудницей московской рок-лаборатории, куда и нас впоследствии приняли.

Сейчас, конечно, о тех временах вспоминаешь с улыбкой. Столько нелепого было! За рок-клубами тщательно наблюдали спецслужбы, тексты мы «литовали». Приносили стихи Пабло Неруды или Валерия Брюсова и пытались подсунуть их в качестве «литовки». И, честно говоря, цензоры их часто заворачивали, говорили, что это бред, как мы такое могли написать, и вообще петь это нельзя. Это была такая игра с государством, но она была очень правильная. Нужно было через все это пройти, чтобы научиться самоцензуре. Сегодня, я считаю, как раз сложнее заявить о себе. Каким образом это делать?

- Выложил в ютуб ролик, и на утро - звезда!

- Ага, а сколько там ежедневно выкладывают роликов – на всех ютубов не напасешься!

- Вы как к интернету относитесь, к соцсетям?

- К интернету – хорошо, к соцсетям – плохо. Там сидят одни бездельники, и я туда не вхож. Свое творчество мы продвигаем через выпуск дисков. Другое дело, что мы известные и нам проще, а молодые никому не нужны. Детки богатых родителей оккупировали все радио и телеэфиры. Или тот же Филипп Киркоров, который обладает огромными финансовыми средствами. Поэтому много у нас непризнанных гениев, этих Моцартов наших дней, которые не нужны. 

- Просто Киркоров умеет дружить с кем надо. В отличие от вас…

- И это как раз самое отвратительное! Можно, конечно, дружить и создавать семейные кланы, в которые вы вольетесь, станете членами этих семей и потеряетесь как личность. Как же надоела вся эта попса, эта Киркоровщина! Есть масса интересных поп-песен, которые возникают на Западе, но у нас абсолютно ничего не происходит. Только какая-то тусовка, вроде «Голоса» и ему подобным. Это все, как цирк ряженых, и не более того. Поэтому хочется убежать, не быть в этой тусовке. Мы все-таки пока еще верим, что музыка, театральная постановка, кино могут воздействовать на личность. Для нас, рокеров, индивидуум гораздо интереснее популярности, какой-то толпы и количества лайков, которые ставят в интернете.

- К слову, о «Голосе». Как считаете, Александр Борисович Градский сейчас на своем месте, это его проект?

- Думаю, да. Во всяком случае, я к Градскому отношусь с большим уважением, он действительно грамотный, профессиональный музыкант, который может оценивать разные жанры, потому что сам через многие из них прошел. Так что он на месте. И Пелагея тоже. Хорошая, талантливая девочка. А вот что в этом проекте делает Билан, я не понимаю. Я несколько раз смотрел «Голос» по просьбе Риты Пушкиной (известная поэтесса, автор многих песен «Арии» и Валерия Кипелова, - прим. авт.). Рита звонила и говорила, чтобы я непременно посмотрел тот или иной выпуск, ей было интересно мое мнение насчет выбора Градского. Ну и, конечно, очень забавно наблюдать, как Александр Борисович порой слушает конкурсантов. В интернете уже масса смешных роликов на эту тему выложено.

- В вашем новом альбоме «Чемодан президента» есть песня «Микроб Бондарчук». За что ж вы так на Федора Сергеевича?

- Это нарицательное имя. У «Крематория» вообще много песен, где фигурируют имена. Скажем, композиция «Леша», которая меняет имя в зависимости от страны, где мы выступаем – в России - Вова, в Беларуси - Саша, в Украине – Виктор. Это все памфлеты, такие сатирические плакаты. Единственное, чего я не допускаю, - прямых оскорблений в текстах. А если у меня есть какое-то воззрение на отечественное кино, почему я должен молчать? Почему я должен смотреть без конца западные фильмы, а не наши? Ведь в России была хорошая традиция, почему она разрушилась? Сейчас много детишек великих артистов объединились в какие-то профсоюзы, но кино-то от этого лучше не стало, правильно? Где сегодня Шукшины? Они не могут пробиться из своей деревни, потому что им преградил дорогу строй из Михалковщины и Бондарчукизма. И мне не стыдно за песню, я никак не оскорбляю Бондарчука, просто пытаюсь донести до него, что не мешало бы немножко подвинуться, уступить дорогу другим.

- «Сталинград» Бондарчука видели?

- Да. Мое мнение таково: клипмейкер должен работать по специальности – то есть снимать клипы. Когда через несколько кадров ты начинаешь понимать, что это не фильм, и надеешься, что, может быть, дальше будет лучше, но ничего не происходит, грош цена такому кино! Бедный Герман 17 лет мучился, снимая «Трудно быть Богом» по братьям Стругацким, денег никак не мог найти. А помните Бондарчуковский «Необитаемый остров» по тем же Стругацким? Попробуйте назвать мне актеров, которые там снимались. Кучерявенький блондинчик, который как будто только что от стоматолога, который играл Максима – это все, что я запомнил. Зачем нам нужно такое кино, непонятно. Для освоения государственных средств разве что… Душевным сифилисом, увы, сейчас больны все творческие пласты: кино, литература, музыка.

- Армен Сергеевич, а вы телевизор смотрите или по примеру многих рок-музыкантов отказались?

- На гастролях смотрю. Вот мне был интересен новый сериал про Шерлока Холмса, который сейчас показывают на канале «Россия», я посмотрел первые серии.

- Интересно было посмотреть, как в очередной раз поиздевались над классикой?

- Именно! И я снова убедился, что после Холмса с великим Ливановым сложно сделать что-то еще. Как и ремейки на «12 стульев», «Джентльменов удачи», «Кавказской пленницы» – все это вторичная хрень.

- У вас ведь был опыт съемок в кино – в 1994 году вы сыграли в драматической ленте «Тацу». Больше роли не предлагают?

- Недавно предлагали сняться в сериале «Пятая стража» с сыном Михаила Козакова Кириллом, но я отказался. Лень. Актерство – сложная профессия, этому действительно надо учиться. Когда я снимался в «Тацу», то играл самого себя. А энергетики у музыканта и актера разные. Наши концерты сродни ракете, заправленной реактивным топливом, она не может остановиться после старта. А в кино нужно постоянно отвлекаться на гримеров, ассистентов, команды режиссера. Это дико утомляет. И поэтому мне кино неинтересно. Опять же, вдруг не получится – и ты опозоришься. Все-таки каждый должен заниматься своим делом.

- Как относитесь к тому, когда слышите, как другие музыканты исполняют ваши песни?

- Нормально. Я иногда даже оставляю какие-то отзывы. Народ поет, самовыражается. Иногда попутывая аккордики или слова – так это ерунда. Наоборот хорошо, когда у людей есть какая-то своя трактовка песни. Помню, нашего звуковика просто одолел один уличный музыкант – он все время пел в метро «Безобразную Эльзу». Да так коряво пел, что однажды наш товарищ не выдержал и не поленился принести из дома магнитофон с кассетой «Крематория». Парень внимательно послушал «оригинал», после чего изрек: «Эх, ну надо же, такую песню испортили!».

- Лидер «Чижа» Сергей Чиграков рассказывал, как он однажды спел в караоке свою же песню, а бездушный автомат влепил ему «трояк». Вы никогда не пели в караоке?

- Пел. В Одессе дело было. Тихий ужас! Я так и не понял, что я там спел, хотя пел собственную песню. Аккорды там были какие-то непонятные – тот, кто писал эту минусовку, - большой оригинал, однако. Больше я никогда к караоке не подходил.

- Сейчас многие музыканты собирают деньги на запись альбомов через своих поклонников. На этой неделе, например, группа «Би-2» выпустила новую пластинку с симфоническим оркестром, записанную как раз по такой схеме. А вы бы смогли попросить денег у народа?

- Мы, скорее, раздаем деньги. Если это молодая группа, и она нуждается в средствах, почему бы не поддержать ее финансово? У нас есть возможность самим записывать альбомы. И у «Би-2», уверен, тоже такая возможность есть. А клянчить деньги у поклонников – как-то некрасиво.

С тем же альбомом «Чемодан президента» мы устроили среди поклонников конкурс на лучший рисунок обложки. В качестве приза пообещали присвоить почетное звание рыцаря «Крематория», вручить соответствующую грамоту и кулон рыцаря. Выиграл мальчик из деревушки под Беларусью. Мы пригласили его на концерт в Минске, и со сцены совершили рыцарский ритуал: парень встал на одно колено, а наш скрипач Макс три раза смычком провел у него над головой. Да, мы ему еще и заплатили порядочную сумму. Рисунок этого парнишки опубликован на обложке виниловой версии альбома, там еще несколько работ других участников. А сейчас как раз снимается клип на песню «Микроб Бондарчук», его тоже делают наши поклонники. И мы с удовольствием заплатим им 100 тысяч за работу. Кстати, видео к песне «Чемодан президента» тоже создал любитель, причем он хотел отдать нам его бесплатно, чисто из уважения к группе, но мы все равно ему заплатили, потому что считаем: любой труд должен оплачиваться.

- Армен Сергеевич, а благотворительностью вы занимаетесь?

- В свое время мы участвовали в благотворительных акциях. Но, к сожалению, когда поняли, что между нами, благотворителями и адресатами находятся посредники, которые забирают чемоданчик с деньгами себе, то перестали. Как не защищаешься, время от времени такие посредники влезают в твою жизнь. Поэтому больше в общих благотворительных акциях мы не участвуем. Но недавно к нам обратилась одна волонтерская организация по поводу мальчика Максима, больного лейкозом, он сам из Харькова, но лечится в Израиле. И мы, будучи в Израиле, организовали сбор средств – прямо на концерте ставили банку, чтобы люди клали туда деньги. Потом я лично отвез эти деньги маме Максима. Такие же концерты мы потом провели в Харькове, где живет бабушка мальчика. Но дальше проводить эту акцию не стали, потому что в других городах мы не могли контролировать, куда пойдут эти деньги…

- Как известно, вы человек аполитичный, в социальных акциях замечены не были. Объясните, с чего вдруг вы встали на защиту участников «Arctic Sunrice» и вместе с Макаревичем, Хавтаном, Троицким, Прилепиным написали коллективное письмо Путину? С Макаревичем все понятно: он постоянно что-то строчит Президенту, но вас-то туда как занесло?

- В случае с «гринписовцами» и «Pussy Riot», на защиту которых я тоже встал, это не политическая акция. А призыв к здравому смыслу. Девушки из «Pussy Riot» совершили аморальный поступок, и он достоин порицания, я согласен. Но нельзя за «песню в храме» отправлять их в тюрьму и потом по этапу мучить, чтобы они в конечном счете подхватили какой-нибудь туберкулез. Степень преступления и степень наказания должны быть адекватными. Давайте Васильеву так же накажем.

- У нее коррупционное преступление, это другое.

- Вот именно. А чем мальчик, который на матче со «Спартаком» вывесил свастику и получил всего лишь 7 дней исправительных работ метлой лучше «Pussy Riot»? Почему такое несоответствие? То же самое и с членами «Arctic Sunrise». Возможно, там были люди, которые мешали работе телеоператора. Но акции «зеленых» проходят везде, не только в России. Например, в Польше на днях тоже взяли под арест «гринписовцев». И я уверен, что ребятам сделают втык и через пару суток отпустят. Люди должны протестовать, в этом нет ничего плохого. Личность на то и создана, чтобы быть с чем-то согласным, а с чем-то - нет.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: