Российский журналист, кинокритик Антон Долин презентовал в Воронеже свою книгу «Джим Джармуш. Стихи и музыка» и прочитал лекцию о кинорежиссере в книжном клубе «Петровский» в пятницу, 14 апреля. Перед этим Антон Долин побывал на факультете журналистики ВГУ, где ответил на вопросы студентов. Как признался кинокритик, в Воронеже в последний раз он был в 1999 году, когда работал журналистом радио «Эхо Москвы».

Корреспондент РИА «Воронеж» побывал на встрече с Антоном Долиным и записал мысли кинокритика о том, почему российская культурная журналистика находится в упадке, в чем безнаказанность российских кинопродюсеров и почему фильм «Матильда» может понравиться прокурору Крыма Наталье Поклонской.

О культурной журналистике

Фото – Виталий Грасс

– Культурной журналистики у нас в стране нет. Потому что наличие той или иной журналистики зависит не от потребностей народа и не от культуры, а исключительно от воли тех, кто стоит у власти. Власти не нужно, чтобы журналистика была независимой и влиятельной, и культурной – в том числе. В нашей стране рынок СМИ как таковой исчезает, это связано с двумя тенденциями. Первая – международная – связана с переформатированием СМИ в связи с приходом интернета. Вторая – чисто российская – связана с тем, что государство и госкорпорации захватывают более-менее влиятельные СМИ. Как только ты становишься влиятельным, ты не можешь быть независимым полностью. А если ты независимое СМИ, значит, у тебя будут проблемы. Чем больше ты принадлежишь государству, тем меньше ты СМИ и в большей степени – инструмент пропаганды. Естественно, что в такой ситуации все «ненужное» отсекается. Так, отдел культуры – это самое «ненужное». Результат этого – высочайшая, растущая с каждым годом, безработица людей из области культурной журналистики.

– В темные времена людям культура необходима. Существуют параллельные формы культурной журналистики: есть кураторство, есть блогерство, есть клубы по интересам. Я уже полгода занимаюсь в Москве кинопоказами с обсуждением. В обычном кинотеатре показывается фильм, который на самом деле уже идет в прокате. Например, недавно мы со зрителями смотрели вполне коммерческий фильм «Сплит». Люди приходят и платят деньги за то, чтобы потом еще полтора часа сидеть и говорить о теориях Фрейда, Юнга, раздвоении личности и архетипах. Вывод – людям необходима культура, рефлексия, отражение себя в искусстве.

О виртуальной реальности

Фото – Виталий Грасс

– VR (виртуальная реальность) – ныне существующий формат кино. Любая техническая инновация начинает жить в искусстве с того момента, когда за нее берется настоящий художник и придумывает, что с ней делать. Вы все знаете, что 3D было изобретено и введено в обиход полвека назад. Это были 3D фильмы, которые не имели отношения к искусству. Чтобы в этом увидели художественный прием, должен был появиться Джеймс Кэмерон, и теперь в 3D снимают Годар и Вендерс. С другой стороны, виртуальная реальность не так давно существует, и, к примеру, Венецианский фестиваль впервые в сентябре 2016 года показал фрагменты фильма в формате виртуальной реальности. Это был фильм про жизнь Иисуса. И это один из самых чудовищных фильмов, которые я видел в своей жизни. Актеры играли прескверно, изобразительные качества были примитивны. Тебе надевают на голову шлем, и ты можешь смотреть не только на Иисуса, но и на Фому, который сидит у тебя за спиной. Можешь посмотреть под ноги и увидеть, как горит костер, и посмотреть наверх и увидеть небо. К кино как художественному произведению это не имело никакого отношения. Мне это напомнило технологии компьютерных игр.

– Но сегодня мы знаем, что в Каннах будет показан фильм Алехандро Гонсалеса Иньяриту «Мясо и песок» – точнее, его фрагменты в формате VR . На сегодняшний день это самый знаменитый мексиканский режиссер нашего времени, получивший «Оскар» за режиссуру фильмов «Бердмен» и «Выживший». Это будет первый опыт, когда большой художник взялся за VR и что-то из этого сделал. Мне кажется, что виртуальная реальность – это кино, в котором ты вынужден быть один: когда ты надеваешь «каску», другие зрители исчезают для тебя.

Об авторском кино

Фото – Виталий Грасс

– Авторское кино – это кино, требующее анализа, мышления, знаний и инвестиций от зрителя. У нас в стране – дефицит культуры. А если есть дефицит, людей не нужно закармливать бланманже и гамбургерами: для начала дайте нормального хлеба, чтобы у людей во всех городах был допуск к просмотру Вуди Аллена или Иньяриту, чтобы люди могли смотреть такие фильмы не в пяти, а во всех кинотеатрах страны. Нужна постепенная культура. Когда я вижу, какими тиражами расходится роман Донны Тартт «Щегол», я радуюсь! Это сложная 800-страничная книга, связанная с голландской живописью. Но люди, которые у нас радеют за высокую культуру, очень любят наморщить лоб и сказать: «Раз это всем нравится, значит, это не высокая культура». Это не так. Во всем мире высокая культура принадлежит людям – массе, народу, и народу это интересно. Вспомните фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Как только авторское кино затронуло наши житейские проблемы, как только оно посмело сунуть нос в политику, оно стало успешным и востребованным. Толпы людей начали скачивать фильм в интернете, а потом шли в кинотеатры. Тут моя позиция оптимистична.

О продолжении сериала «Твин Пикс»

Фото – Виталий Грасс

– Чем был хорош первый «Твин Пикс»? Тем, что абсолютно артхаусного режиссера Линча он сделал суперзвездой, и это очень здорово. Его сверхэкспериментаторский фильм «Внутренняя империя» никогда не был бы снят, если бы до этого у Линча не было успеха «Твин Пикса». Да, продюсеры нового «Твин Пикса» планируют на нем очень хорошо заработать. Будет ли новый «Твин Пикс» спекуляцией на тему знаменитого сериала? Я думаю, что нет. Карьера режиссера Дэвида Линча началась с фильма «Голова-ластик» и коротметражки «Шестеро мужчин тошнит шесть раз». Коммерческих спекуляций за Линчем не водилось до сих пор ни разу. С какой стати человеку 70 лет отроду вдруг устраивать спекуляцию? У него огромный фонд трансцендентной медитации, который прекрасно зарабатывает, где бесплатно выступают Пол Маккартни, Стинг и другие ребята. У него вообще все отлично. Если он взялся и сделал этот фильм, значит, ему было что сказать. Но то, что вас в нем, возможно, что-то не устроит – к этому будьте морально готовы, потому что каждый фильм Линча вызывает у одних людей восторг, а у других – разочарование, ненависть и гнев. Я буду рад, если новый «Твин Пикс» вам не понравится, потому что настоящий художник должен возмущать народ, а не делать ему комплиментов.

О фильме Алексея Учителя «Матильда»

Фото – Виталий Грасс

– Я не могу говорить о фильме, которого я не видел. У меня к Алексею Учителю очень сложное отношение. Одни его фильмы очень хорошие, а некоторые категорически мне не нравятся. Я боюсь, что в реальности это будет не фильм против Поклонской, которая борется с ним как Дон Кихот с мельницами, а такая «разведи-малина» во вкусе Поклонской – умильный, сусальный, очень золотой, с красивыми балеринами и прелестным молодым царем. Но если на него даже под таким соусом пойдут люди, которые посмотрят на выдающегося немецкого артиста Ларса Айдингера, которого Поклонская назвала «порноартистом», – тем лучше.

О русском кино

Фото – Виталий Грасс

– Русское кино регулярно занимается обманом зрителя, и это отвратительно. Бывает, сам по себе фильм не так уж плох. Про того же «Викинга» нам сообщали как о нашей «Игре престолов». Но посмотревший его зритель понимает, что это ни фига не «Игра престолов», и ему обидно за потраченные время и деньги. Я могу здесь оправдать русское кино: этот обман часто бывал вынужденным, потому что в 1990-е годы – кино было самодеятельным, у него было мало денег, не было кинопроката, люди на него мало ходили. Чтобы завлечь аудиторию, зрителей приходилось обманывать. Но в какой-то момент обман перестал быть необходимым, а кино при этом приобретало все больший размах. Главный психологический обман происходил с ремейками. За что их ненавидят? За то, что на афише написано: «Кавказская пленница» и люди рассчитывают, что пойдут на кино вроде «Кавказской пленницы». Смотришь фильм – а там ничего подобного. Русское кино ничем не хуже французского, бельгийского или испанского. Что есть в испанском кино? Три-четыре по-настоящему ярких автора, все остальное – чуть более – чуть менее коммерческое кино исключительно для испанцев. В России – то же самое. У нас есть Сокуров, Звягинцев, Лозница, Серебренников, фильмы которых смотрят по всему миру, и есть все остальные – более-менее коммерческие фильмы для россиян.

Фото – Виталий Грасс

–Конечно, система господдержки в кино у нас ужасная. В производство фильмов вливают порой огромные деньги. Причем, их не требуют обратно, что приводит к ужасной безнаказанности. Россия – единственная страна, где продюсер зарабатывает деньги не после выхода фильма на экран, а в процессе съемок. Так быть не должно. Сколько бы ни говорили о госсистеме проката – ее нет. У нас все время думают о том, как бы обидеть прокатчиков иностранного кино, как ущемить Голливуд, рассчитывая на то, что после этого люди тут же полюбят русское кино. Ущемлять Голливуд нельзя, потому что зрителю он нравится больше, чем русское кино. При этом русское кино можно сделать льготным – например, открыть сеть кинотеатров, где билеты будут не дороже 100 рублей, а разницу покрывало бы государство. Люди бы туда ходили, потому что это дешевле и потому что это свое.

Справка РИА «Воронеж»

Антон Долин – российский кинокритик, журналист, ведущий на радиостанциях «Маяк», «Вести ФМ», кинообозреватель рубрики «Пойдем в кино, Оксана» в телешоу «Вечерний Ургант» на «Первом канале». Публикуется в изданиях Meduza, «Сноб», «Эксперт», «Новая газета», «Афиша», The New Times и других. Дважды лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».