Режиссер, сценарист Андрей Кончаловский начнет творческий вечер в Воронежском концертном зале в 19 часов понедельника, 30 марта. Мастер расскажет о культуре, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, человеческой силе и слабостях.

Андрей Кончаловский - народный артист России, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени» (1997), академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002), офицер ордена Искусств и литературы Франции (2005), ордена Почетного легиона Франции (2010), президент киноакадемии «Ника» (2013).

За свою творческую биографию Кончаловский написал 34 сценария, снял 27 фильмов, сделал 8 нашумевших театральных постановок, в том числе 5 оперных постановок, опубликовал 6 книг и более 100 публицистических статей. Международное признание ему принесли фильмы «Романс о влюбленных» (1974), удостоенный Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах и «Сибириада» (1979), получивший Гран-при Каннского кинофестиваля . С 1980 года режиссер начинает работать в Голливуде, снимает «Возлюбленные Марии» (1985), «Поезд-беглец» (1985), «Гомер и Эдди» (1990), а также американский блокбастер «Танго и Кэш» (1989) - с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях.

В начале 1990-х Кончаловский возвращается в Россию, снимает «Ближний круг» (1991) - фильм-размышление о природе сталинизма на материале судьбы «маленького человека» - киномеханика Сталина, ленту «Курочка Ряба» (1994). Поставленный режиссером в 1997 году сериал «Одиссея» с Армандом Ассанте в главной роли с успехом прошел по телевизионным экранам мира. Этот проект стал самой дорогой в мире на то время телепродукцией и получил в США высшую телевизионную награду - «Эмми». На 59-ом Венецианском кинофестивале 2002 года лента Кончаловского «Дом дураков» - история обитателей сумасшедшего дома близ границы с Чечней во время первой чеченской войны - была удостоена Гран-при жюри. В 2007 году в прокат вышел фильм «Глянец», в 2010 -фильм-фантазия «Щелкунчик и Крысиный король», созданный в соавторстве с лучшими мастерами Голливуда.

В 2014 году на 71-м МКФ в Венеции картина Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» была удостоена «Серебряного льва» - приза за лучшую режиссерскую работу.

Своими мыслями о событиях в стране и кинематографе Андрей Кончаловский регулярно делится с поклонниками в соцсетях.

О современных процессах в кинематографе

- Художнику вообще сейчас не так легко, как 30 лет назад. Все стало гораздо сложнее. Во-первых, очень дорого, опять же производство. Нужно возвращать деньги, думать о том, кто будет смотреть твое кино. А я люблю такое кино, которое нельзя смотреть и есть поп-корн, так же, как нельзя есть поп-корн в театре, консерватории, или в церкви. И мое кино тоже нельзя смотреть с поп-корном.

Как преодолеть кризис кино

- Что касается кризиса кинематографа, то здесь, я считаю, мы не в силах что-то изменить. Ситуация с кинематографом все время меняется сама, мы не властны над какими-то процессами – экономическими, философскими, цивилизационными. Это все серьезная проблема, которая связана с масс-медиа, большими деньгами. Но если мы сегодня хотим быть свободными от этого, то мы не должны тратить много денег на кино, мы должны делать его как можно дешевле. Меньше денег – больше свободы.

Голливуд: вчера и сегодня

– Что такое Голливуд? Голливуд это же не Америка, Голливуд – это Голливуд. Точно так же, как МакДональдс – это не американская еда, а кока-кола не американский напиток. Американский напиток – это лимонад, американская еда – это пампкин-пай, то есть тыквенный пирог, и барбекю. А это все – международный продукт, который продается за большие деньги. Голливуд делает кино «без запаха». А любое национальное кино, в том числе и американское, имеет запах. Все меняется, и Голливуд изменился. 20-30 лет назад и Голливуд, американская киноиндустрия все-таки находилась еще под большим влиянием европейской. И после войны почти все крупные режиссеры попытали там свое счастье – у кого получилось, у кого нет, это уже другой вопрос. Голливуд был в большей степени таким интернациональным котлом, тут и Куросава бывал, и Феллини, и Бергман пытался, и актрисы и актеры, много было их из Италии. Но сейчас Голливуд совсем другая машина. Рынок вообще высушивает все, что угодно. А когда появляются большие деньги, то высушивается все, кроме прибыли. Поэтому сейчас вряд ли можно найти европейского художника, который в полной мере, авторски, может выразить себя в Голливуде. Он может приехать, но он будет делать то, что ему скажут. Я это испытал на своей шкуре.

Кино и зритель

- Я, например, сразу продаю кино на телевидение. И меня вполне устраивает, что я вернул деньги, которые я истратил, и мое кино увидело максимальное количество человек. На маленьком экране? Да, но что делать. Я предпочитаю так, вместо того, чтобы убеждать тинейджера, что это кино надо посмотреть. Я делаю кино для родителей, а не для детей. А искусство для родителей кончилoсь в 90-е годы, и литература тоже. Это Солженицыну повезло, потому что он писал, когда еще читали родители. А сейчас надо писать «Гарри Поттера».

О картине «Левиафан» Андрея Звягинцева

- Вот сейчас все бросились обсуждать картину Звягинцева. Я думаю, что независимо от этих дискуссий, Звягинцев всегда будет субсидироваться Министерством культуры, потому что он серьезный художник и доказал это. Его кино может нравиться, или не нравиться. Но обсуждать это глупо, потому что он уже сделал свою картину, и слава Богу!

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter