Выпускник Воронежской академии искусств, бывший актер Камерного театра Андрей Аверьянов уже 11 лет служит в столичном «Современнике». К Галине Волчек он попал благодаря протекции народного артиста Валентина Гафта, с которым снимался в фильме «Мелодия любви». Вместе с Валентином Иосифовичем Андрей поставил авторскую программу из пародий и эпиграмм «О своих современниках» - ее премьера состоялась в Воронежском концертном зале в среду, 21 января.
Перед выходом на сцену Андрей Аверьянов рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», как сложилась его жизнь в столице: об успешном сотрудничестве с нашей землячкой, известным режиссером Ниной Чусовой, о долгожданном собственном доме и долгах, в которых теперь оказался из-за кризиса, новых киноработах и новой семье.
- Чертовски приятно вернуться в город детства и выступать в театре, на стройку которого я еще пацаном бегал! - отметил в самом начале беседы Аверьянов. - К сожалению, в Воронеже бываю редко: последний раз приезжал два года назад на похороны отца. Но по телефону постоянно созваниваюсь с родней: у меня здесь мама, сестра, дед остались. Сын от первого брака тоже в Воронеже живет. Андрею 16 лет, заканчивает школу. Был у него опыт работы телеведущим. Актерством пока заниматься не хочет, хотя он очень одарен, музыкален. Если надумает, отговаривать не буду - пусть делает, что хочет. Лишь бы человеком стал хорошим. Надо будет чем-то помочь - помогу.
- За новостями Воронежа следите? Слышали, что у Камерного театра наконец собственное здание появилось?
- Конечно. Спасибо соцсетям: наблюдал этот отрадный процесс строительства в Фейсбуке. И я рад, что Камерный обрел свое здание - красивое, современное. Вживую я его не видел, времени не было.
- Не жалеете, что в Москву уехали? В Камерном вы бы сейчас были ведущим актером. (Аверьянов играл в спектаклях «Каин», «Двенадцатая ночь», «Контрабас». За роль Контрабасиста получил приз воронежского отделения Союза театральных деятелей, - РИА «Воронеж».)
- Да ну перестаньте! Может, был бы, может - нет. Это непредсказуемые вещи. Я ни о чем вообще не жалею - это бессмысленное занятие. Ну буду жалеть - что это изменит?
- Михаил Бычков не приглашал выступить в рамках Платоновского фестиваля?
- Лично меня - нет. А труппу «Современника» - этот вопрос надо задать Галине Борисовне Волчек. Пока у меня нет такой авторской работы, которая могла бы заинтересовать Бычкова. Тем более, после моего отъезда в Москву мы с Михаилом Владимировичем практически не общаемся - один раз случайно встретились в лифте «Современника», перекинулись несколькими фразами.
- С воронежскими актерами, которые переехали в Москву, общаетесь?
- Общаюсь. Не все они, конечно, коренные воронежцы, но учились в Воронежском институте искусств. Например, Игорь Гудеев - актер театра «Сатирикон», Игорь Евтушенко из театра Маяковского - мои близкие друзья. И Саша Таран, который тоже учился в нашем институте, но на третьем курсе уехал в Москву и заканчивал уже ГИТИС - мой приятель (правда, он не стал работать по профессии, а занялся предпринимательс
- А с Ниной Чусовой? Раньше ведь у вас совместные творческие проекты были, вы для ее спектаклей музыку писали.
- С Ниной и ее мужем Юрой (он тоже заканчивал воронежский институт) созваниваемся регулярно. Они ко мне в гости приезжают, отдыхают, ночуют. Я живу в деревне Кабаново, в 35 км от Москвы. Вот после новогодних праздников с детьми собирались навестить, подышать свежим воздухом, покататься на санках, но пока не доехали – заняты. А в плане работы мы продолжаем сотрудничать. Юра ведь тоже стал режиссером, весьма успешно ставит спектакли в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге и других городах. Когда у них возникает потребность в моих услугах, обращаются. Последнее, что мы делали вместе, - спектакль «Божественная комедия» в питерском Театре эстрады. Гальцев там сейчас худрук. Он, собственно говоря, и главную роль сыграл. Я к этому проекту полностью написал всю музыку, тексты песен и выступил, как музыкальный продюсер. Симпатичная штука получилась, я доволен ей. И, насколько мне известно, в Питере этот спектакль пользуется успехом.
- Как ваша музыкальная группа поживает? (Еще в Воронеже Аверьянов основал коллектив «Оркестр правильной музыки Kumuzazo», выступавший в стиле парижского кабаре «с тягучей русской тоской, интеллигентным джазом и бесхитростным блюзом», выпустил два альбома, - РИА «Воронеж».)
- Никак. Последний концерт мы дали года 4 назад в московском пабе. Но мы продолжаем общаться и сотрудничать. Когда мне для театра или кино нужны какие-то живые инструменты - бас-гитара, гитара, клавиши, барабаны, я приглашаю своих ребят - как сессионных музыкантов. Группа сейчас - дорогостоящая штуковина. Московские клубы средней руки не тянут гонорары. Пожалуйста, приходите, играйте – но вы ничего не заработаете. Клуб получает свою прибыль на продаже выпивки и закусок, продажей билетов на концерт он не занимается. Получается, я должен сам делать рекламу. А на это нет ни времени, ни сил, ни средств. С какого перепуга я буду приглашать людей, чтобы они сделали кассу бару? Ну, один раз могу пригласить своих музыкантов поиграть, ну два… Но третий раз мне уже неудобно будет просить. В клубах нет политики раскручивать кого-то. По крайней мере, я в эту струю не попал. Поэтому мы вынуждены были разбежаться. У меня в коллективе ребята все взрослые, им семьи кормить надо. Это молодежь может позволить себе играть в удовольствие, им по кайфу, у них ни перед кем нет обязательств. А у меня восемь взрослых мужиков, предлагать им на халяву поиграть, мне неудобно. Я, конечно, надеюсь, что когда-нибудь обстоятельства изменятся и группа восстановится. Допустим, у меня появится популярность, достаточная для того, чтобы я мог собрать зал без моих на то усилий. Повесил афишу - и люди пошли. Но пока ее нет. Смешную историю расскажу. Выхожу однажды из театра, ко мне подходит женщина с фотоаппаратом: «А Чулпан Хаматова сегодня играет? А Ваня Стебунов?». Я ей отвечаю: Хаматовой сегодня нет, а Стебунова ждите, скоро выйдет. Завел машину, она снова подбегает: «А давайте я пока с вами сфотографируюсь, я вас тоже где-то видела!». Вот это «где-то видела» не сделает кассу. Если б я сегодня приехал без Гафта, зал был бы полупустой.
- Когда вы начинали служить в «Современнике», вам выдали служебную квартиру, а сейчас уже - собственный дом в деревне. Вы его купили?
- Построил. В 2011 году приобрел маленький участочек земли в 8 соток, через год начал строить, а в 2013-ом мы туда заехали. Там еще все в таком состоянии, что работать и работать, даже забора нет. Растет три елки, две березы, кедр. Мама привезла из Воронежа куст боярышника, жена разбила грядки, выращивает мелочь разную. Соседи у нас хорошие. Слева - домик кинорежиссера Наташи Углицких, моей близкой подруги. Я снимался у нее в фильме «На крючке». По-соседки.
- Недавно вы написали стихотворение на злобу дня «Что будет с рублем». На вас кризис тоже отразился?
- А на ком он не отразился? Сейчас хуже всего тем, у кого есть деньги. Эти люди в панике - они не знают, во что вложиться, чтобы не потерять свои сбережения. У меня денег нет, но много долгов. Наступает момент, когда их надо отдавать. Причем, с учетом изменения курса. Я занимал, чтобы дом построить - когда понял, что не могу больше жить в служебной квартире (по сути это - общежитие). Вложил все, что мог. Но, по крайней мере, я теперь живу в своем доме. Мне не надо ни с кем делить умывальник и унитаз. А это стоит того, чтобы побыть в долгах.
- А в кино кризис ощущается?
- Увы, да. Мы сняли два сезона «Белых волков» (сериал на РЕН ТВ о спецназовцах, Аверьянов играет там главную роль - капитана Бурова, -РИА «Воронеж»), руководство канала и продюсерская компания остались довольны продуктом. Только задумали снимать третий сезон, как грянул кризис. Так что, «Белые волки» пока остановлены. Да и вообще много проектов теперь закрывается. Кстати, слово «белый» меня буквально преследует! Сейчас снимаюсь в 12-серийном фильме «Полет белой стрелы». Сюжет основан на документальной истории: в 90-ые, когда в стране царил беспредел, оперативники договорились между собой отстреливать криминальных авторитетов. Получилась такая робингудская история про трех друзей-оперативн
- Трюки на съемках сами делаете, или стараетесь не рисковать?
- Смотря какие трюки. Элементарно упасть, когда тебя толкнули - я не считаю трюком, актеров учат этому в институте. Другое дело - выпасть из движущейся машины, или бежать, объятый огнем. Плюс надо понимать особенности российского кинопроизводства
- Многие артисты стараются придумать себе бизнес, или предлагают свое имя под бизнес. Вам не предлагали?
- Нет, но я бы не отказался. У меня нет такого имени, к чему преувеличивать собственную значимость? Меня и в телепроекты никакие не зовут. Туда же в основном приглашают либо людей известных, которые соберут аудиторию, либо фриков - забавных дураков, клоунов по жизни, вроде Зверева и Жириновского. Я ни тем, ни другим не являюсь. Какую аудиторию могу собрать я, кому я интересен - во всяком случае пока?
- Почему вы так самокритично к себе относитесь? Вы - актер «Современника»!
- Я реалистичен. И я вас умоляю, в театре «Современник» 60 артистов, кого вы знаете? Чулпан Хаматову, Валентина Гафта, Нину Дорошину, Лию Ахиджакову, Ваню Стебунова - и все. А их 60! Так же, как и во МХАТе у всех на слуху только Хабенский с Пореченковым. Но там 200 гениальных артистов, получше Пореченкова уж точно.
- Вы делаете пародии на звезд эстрады. Кто-нибудь обижался или, напротив, благодарил за пиар?
- Я не настолько серьезный для звезд полигон, чтобы делать пиар им. Говорят, Денис Майданов обиделся. Странно. Человек, который собирает стадионы, обратил внимание на мою пародию. Кто я для него? Блоха. Может, он просто обидчивый парень?
- В Москве у вас новая семья, две дочки подрастают. Чем они радуют папу?
- Старшая, Саша, ей 12 лет, здорово сочиняет. Любит писать стихи, делает это осознанно, ей нравится жонглировать словами. На день рождения подарила мне майку, где маркером написала свое стихотворение. Младшей, Анечке, полтора годика. У нее любимые игрушки – книжки. Ей не нужны ни мячики, ни кастрюльки, она в них не играет. Жена мешками собирает их и уносит. А вот книжки подолгу листает, рассматривает картинки, очень любит слушать сказки. Я живу обычной жизнью. По тусовкам не хожу - не интересно. Если будет совсем туго, могу вернуться к своей первой профессии - парикмахера. Мужскую стрижку я делать еще не разучился.