В воронежском книжном клубе «Петровский» состоялся музыкально-поэтический спектакль «Капель» в пятницу, 10 апреля. В главных ролях выступили Алиса Гребенщикова и наша землячка, актриса и певица Юлия Волкова. Перед спектаклем Алиса Гребенщикова рассказала, что ее работа и творчество ее отца, музыканта Бориса Гребенщикова, никак не пересекаются, вспомнила, какие впечатления на нее произвел фильм «Да и Да», рассуждала о современном искусстве, припомнила режиссерские замашки сына и раскрыла секрет красоты.
- В Воронеж недавно приезжал БГ и сообщил, что пишет книгу о коктейлях. Вы в курсе этого?
- Давайте я сразу вас ограничу, потому что у Бориса Борисовича своя творческая жизнь, а у меня - своя.
- Вы стали режиссером поэтических произведений. Какие у вас планы?
- Спектакль по поэзии Роберта Рождественского. Если у меня получится найти финансовые возможности, то буду делать спектакль по картинам и поэзии Прерафаэлитов. В краудфандинг не верю. Искусство должно поддерживать государство.
- Формат проекта «Слава богу, ты пришел» вам понравился?
- Мне очень нравится импровизационные проекты. Потому что это то, в чем я как исполнитель сильна. У меня довольно своеобразный юмор. Но я не умею придумывать шутки. Есть люди, которые легко это делают. Сережа Светлаков держит конвейер шуток в голове. У него с легкостью они рождаются.
- Алиса, вам близки эксперименты. А вы могли бы поучаствовать в проекте вроде «Тангейзера»?
- Я очень часто сама себе задаю этот вопрос. Думаю, чего бы я не смогла сделать? И в силу того, что я не могу определиться с этими границами, небесная канцелярия оберегает меня. Мне не предлагают ничего спорного. Несколько лет назад я решила делать то, что мне нравится - это поэтические спектакли, руководствуясь принципом: если это не трогает нас, это не тронет и зрителя. Так как я люблю работать с текстами, то я либо сама делаю какие-то творческие продукты, либо являюсь инициатором таких проектов. «Капель» - это мой личный проект, который родился у меня в голове, он о женских переживаниях, о том, что трогает меня и зрительниц в зале. В театре «Практика» идет спектакль «Ежик и медвежонок», где я исполнитель и автор идеи. И у меня не возникает мысли сделать что-то, что может вызвать широкий общественный резонанс, как «Тангейзер». Я - человек не амбициозный...
- Вы рассказывали, что водите сына Алешу по музеям. А если бы вы пришли в Эрмитаж и увидели человека, валяющегося на полу, возможно даже в крови. Как бы вы объяснили ребенку суть современного искусства?
- Это вопрос не одного дня. Сейчас в Москве в Центре современного искусства «Гараж» есть цикл лекций для детей с родителями, где поясняется то, что происходит в современном искусстве. И я думаю, что в следующем году, когда мой сын Алексей пойдет в школу, мы обязательно пойдем на эти лекции. Чтобы и я как-то обоснованно могла ответить на такие вопросы и чтобы сын уже что-то понимал. А пока мы об этом не задумываемся. Но я знаю, что в живописи, чтобы обучиться абстракции, нужно начать с изучения классической школы. Также в хореографии, в театре, в музыке. Сначала нужно познать азы, каноны. Мы с сыном пока изучаем классическое искусство - и уже потом будем потихонечку переходить к современному.
- Вы еще рассказывали, что часто с сыном ходите в театр, на балет. Он еще не изъявил желания выйти на сцену?
- Он спокойно к этому относится. Но режиссерские замашки у него есть. Он часто режиссирует семейные фотографии - советует, как кому встать, какие позы принять. А недавно мы ходили на мастер-класс по съемке фильмов для детей-подростков.
- Скоро Пасха. Как отмечаете?
- У нас среднестатистическая российская семья - яйца, куличи. В этот раз не получится ничего самой испечь. После Воронежа у меня два спектакля в Москве. Я приеду уже к ночи. Если наши не будут спать, мы поедем на службу в церковь.
- Что касается страданий девочек, весной все хотят быть стройными. У вас есть секрет красоты?
- Для похудения лучше всего помогает кефир. Кефир, и больше ничего! Еще я занимаюсь хореографией. Но это, скорее, не борьба за фигуру, а борьба за красоту. Мне нравится атмосфера классической хореографии: музыка, станок, балетные пачки.
- Алиса, что из последних фильмов вам понравилось? Что посоветуете?
- Рекомендовать что-либо я опасаюсь, потому что вкусы у всех людей разные. На меня самое сильное впечатление за последний год произвел фильм Валерии Гай Германики «Да и да». Фильм тяжелый, мощный, страшный, про любовь - мы с девочками вышли из зала в слезах. Мальчики сидели в зале, закрывали глаза и спрашивали: «Ну, как, Алис, можно уже открывать?». Они боялись смотреть на экран. Я - нет, смотрела, цепенея от ужаса. Вот это сильное впечатление, сильное художественное высказывание, я считаю. Такое же и «Левиафан». Посмотрела фильм «Любит не любит» Клима Шипенко со Светой Ходченковой и Максимом Матвеевым. Там такая прекрасная Света! Большая заслуга режиссера, что он позволил ей так раскрыться и показать всю исполнительскую палитру.