- Александр Александрович, сейчас много говорят о дефиците настоящих мужчин. Это действительно так?
- Если их не показывает телевидение, это не значит, что их нет! Просто настоящих мужиков нет на экране, о них мало пишут газеты. Однажды замечательный врач упрекнул меня в том, что меня мало показывают по телевизору. «Где ты находишься? Почему тебя нет нигде? » - спрашивает. Я ответил, что я живой-здоровый. Надо пропагандировать правильные ценности, на них надо воспитывать новое поколение. А вместо этого Россию наоборот часто пытаются упрекнуть, в том, что мы страна, которая живет по старым традициям.
- Вы сказали о «правильных ценностях». В чем они, по-вашему?
- Здесь все просто - уважение к дедушкам бабушкам. Они должны быть уверены в том, что вы, если у них нет зубов, прожуете им кусок хлеба и накормите их. Уважение к родителям, к национальным традициям. Мы - многонациональная страна, но любой народ это не просто этнос, а носитель своей культуры, из набора которых и складываются традиции России. Знаете, что главное для меня в моей спортивной карьере трехкратного олимпийского чемпиона? Не количество медалей, а принадлежность к сильнейшей на планете отечественной борцовской школе. До сих пор мой дом - это провинция, Новосибирск, где могилы моих родителей, где живет моя семья. То есть в Москву в Государственную Думу я езжу на работу. В столице я что-то типа гастарбайтера.
- Как вы понимаете патриотизм?
- Это, в первую очередь, напряженная работа на благо своей семьи. Надо сначала сцементировать ее, а потом уже трудиться на благо государства.
- Недавно греко-римскую борьбу хотели исключить из программы Олимпиады. Как борцам удалось сохранить этот вид спорта?
- Да, эту «черную метку» нам выдали в феврале прошлого года. Мы – мировое борцовское сообщество смоги мобилизоваться, собрать все нужные аргументы. Например, мы вернули редакцию правил, которая существовала 25-30 лет назад, и борьба стала интереснее. Сейчас серб Ненад Лалович стал президентом международной федерации объединенных стилей борьбы, он вернул борьбе свое место под солнцем. К 125 сессии МОК в сентябре прошлого года в Буэнос-Айросе мы подготовили мощную презентацию нашего вида, сделали упор на многонациональность, широкое мировое представительство. В числе выступающих оказался канадский борец нигерийского происхождения Даниэль Игали, первый чернокожий олимпийский чемпион по борьбе. Он рассказал, что был двадцатым ребенком в своей семье и впервые почувствовал себя сытым, когда в 14-летнем возрасте попал в спортивный борцовский лагерь. В зале наступила такая тишина, что многие оцепенели. В общем, свой вид в олимпийской иерархии мы отстояли.
- В каком состоянии находится греко-римская борьба сегодня в России?
- Мы сохранили преемственность и конкуренцию. У нас - многонациональная команда, и в этом наша сил. И сегодня на соревнованиях, когда иностранный борец читает список своих будущих соперников, и видит три буквы RUS, уверяю вас, он волнуется очень сильно - традиции отечественной школы никуда не делись! У нас очень мощная юниорская сборная, это - будущие звезды!
- Какой у Вас борцовский талисман?
- Ведра пота, пролитого за годы моих тренировок на борцовском ковре.
- Чего боитесь в жизни?
- Высоты! Но это мне не помешало сегодня утром сесть в Москве самолет и прилететь к вам в Воронеж.
- Какой урок вы извлекли из своего главного поражения в жизни? Когда это было?
- В финале Олимпиады в Сиднее в 2000 году я проиграл американцу Рулону Гарднеру. Мне не хватило эмоциональной свежести. Тогда я впервые уступил иностранному атлету. До того - три победы на Олимпиадах, а тут такое. А дома в Новосибирске меня встречали военным оркестром. Меня так не встречали ни с одной из победных Олимпиад. Медали со всех турниров мы возили не в багаже, а в карманах, чтоб не пропали. И вот один из моих сыновей достает медаль, и говорит: «Папа, это не медаль. Вот те три твои были желтые, а это какая-то белая, плохая». И тогда мне стало понятно, что я обломил очень многих земляков, ждавших от меня четвертой победы. А что касается урока, извлеченного мной из этого поражения, то он таков - не искать для себя оправданий в случае неудачи, и по возможности быть незаметным, не выпячивать себя и не требовать какого-то особого внимания.