Агропромышленный комплекс остается локомотивом экономики Воронежской области. В 2018 году доля АПК в ВРП составила 19,4%. Заместитель председателя правительства области Виктор Логвинов подвел годовые итоги развития сферы АПК на заседании в облправительстве в среду, 10 апреля.
Воронежская область лидирует в ЦФО по всем основным сельхозкультурам, однако отстает от ряда областей по урожайности. Как отметил Виктор Логвинов, это может быть связано с особенностью почв в разных регионах. Кроме того, местные хозяйства не используют качественный семенной материал.
– Либо они не могут использовать материал правильно, либо предоставляют недостоверную отчетность, – предположил Виктор Логвинов. – Нам надо сосредоточиться на увеличении урожайности. Минсельхоз хочет учитывать этот показатель при предоставлении субсидий.
В Воронежской области идет обновление садов. Валовой сбор плодовых составил 136 тыс. т. В 2019 году под сады закладывают 1 030 га. Что касается овощей, то в регионе идет развитие тепличных комплексов. В 2019-м завершается первый этап их строительства в Семилуках, а также начинается строительство в Бобровском районе.
Положительная динамика в 2018 году наблюдалась в животноводстве (117% к уровню прошлого года). По развитию молочного животноводства Воронежская область занимает первое место в ЦФО, а по стране четвертое (годом ранее – шестое). Завершается возведение трех молочных комплексов, к строительству двух – в Бутурлиновском и Лискинском районах – приступят в 2019 году.
По производству свинины и говядины регион занимает третье и четвертое места по России. В целом рост производств мяса – 105,8% к уровню 2017 года.
Виктор Логвинов сообщил, что в 2018 году государственную поддержку по программе «Начинающий фермер» получили 58 аграриев. В целом господдержка АПК составила 12,3 млрд рублей. Из регионального бюджета выделили 1,9 млн рублей.
Виктор Логвинов отметил высокий уровень инвестиций в АПК – 42 млрд рублей в 2018 году. Это 24% от общего объема инвестиций в Воронежской области. В регионе реализуются 57 инвестпроектов на общую сумму 124 млрд рублей (реализация рассчитана до 2021 года).
Налоговые поступления от предприятий АПК по итогам 2018 года составили 12,7 млрд рублей. По отношению к 2017-му рост достиг 9,3%.
Экспорт составил 540 млн долларов США, что на 19% выше уровня 2017 года. В 2019 году поставлена задача довести сумму до 650 млн долларов.
На развитие сельских территорий было направлено 509 млн рублей. Деньги потратили на модернизацию социальной инфраструктуры.
– Особую актуальность приобретает направление «Органическая продукция». В рамках подпрограммы «Развитие пищевой и перерабатывающей продукции» в этом году из бюджета области на органическое производство будет направлено 750 млн рублей, – добавил Виктор Логвинов.
Подробно он остановился на уровне оплаты труда в сфере АПК. Средняя зарплата составляет 28,3 тыс. рублей. Это выше, чем в среднем по стране, но ниже, чем в соседних регионах. По Черноземью Воронежская область только на пятом месте по этому показателю. На многих предприятиях зарплата составляет всего 12-15 тыс. рублей.
– Надо поработать с 47 предприятиями, на которых зарплата 12 тыс. рублей. Они держат минималку, чтобы не платить налоги. Зарплата там, вероятно, больше, – прокомментировал доклад Виктора Логвинова губернатор Александр Гусев. – Предприятия, у которых зарплата ниже 20 тыс. рублей, мы должны заставить в разумные сроки довести зарплату до среднеотраслевой. Необходимо составить план, четко понять возможности этих предприятий.
Александр Гусев отметил высокий показатель по ВРП, однако напомнил: в «Стратегии социально-экономического развития» прописано, что уровень ВРП должен быть утроен.
– Соглашусь с тем, что необходимо концентрировать внимание на повышении урожайности. Можно ссылаться на климатические условия – не вся территория области благоприятна для сельского хозяйства. Но уровня наших соседей мы должны достичь, – подчеркнул Александр Гусев. – Мы не можем командовать производителями, однако находить способы повышения урожайности должны. Я думаю, что есть статистические недоработки. Часть производителей не показывают нам свою продукцию в полном объеме, продают ее менее формализованным образом, чем положено. Давайте обратим на это внимание.