Вступительные экзамены в воронежскую православную духовную семинарию традиционно проходят в середине августа и длятся неделю. Парней, поступающих на пастырское отделение, проверяют на знание «Закона Божьего», а также российской и церковной истории. Абитуриенты, поступающие на регентское (дирижер церковного хора –прим. РИА «Воронеж») и иконописное отделения, вместе с основами вероучения сдают профильные экзамены по живописи и музыке.
В этом году всего 16 человек захотели поступить на пастырское отделение, трое на иконописное и одна девушка подала заявление на регентское. Преподаватели семинарии к этому факту относятся философски. Говорят, это «привет из 90-тых», когда в стране демографический спад.
Шпаргалки в «Новом завете»
Первым испытанием для поступающих стало сочинение. Абитуриентам нужно было написать о жизни святых или библейских притчах. Экзамен по «Закону Божьему» оказались сложнее. Абитуриенты нервничали. Практически у каждого в руках были книги, некоторые абитуриенты пытались спрятать в них шпаргалки. Однако большинство абитуриентов надеялись на свои знания и Божью волю.
– Я семь лет до поступления работал пономарем (служитель в православной церкви, который помогает священникам на богослужении - прим. РИА «Воронеж»), поэтому основные вещи знаю, но, в билете было два вопроса, которые меня в тупик поставили. Например, про обряд венчания, я на этом вопросе немного разволновался и из головы все вылетело, – признался абитуриент из Репьевского района Александр Тюнин.
Экзаменаторы в семинарии не строгие. Если видят, что абитуриент путается, вытягивают его наводящими вопросами. Даже на списывание глаза закрывают.
На дневную форму обучения в семинарии принимают абитуриентов не старше 35 лет. Чтобы поступить, нужен диплом об общем образовании, справка о крещении, рекомендация приходского священника, также абитуриенты должны быть холостыми или женаты в первом браке. Эти же правила относятся и к девушкам. Во время поступления все абитуриенты бесплатно живут в общежитии и питаются в семинарской трапезной.
Дресс-код иконописцев
Абитуриенты пастырского отделения на экзамены пришли в черных брюках и рубашках. У девушек, поступающих на иконописное и регентское отделения тоже свой дресс-код – юбки ниже колена, скромные блузки, платок на голове и никакой косметики.
– Только фамилию мою не указываете, я не хочу славы такой. Ну а про себя, что рассказать? Четыре года в художественной школе Липецка училась, рисую неплохо, считаю себя верующей, поэтом решила на иконописное отделение поступать. В семье у меня никто еще ранее в семинарии не учился, родители – врачи, я будут первой у кого будет диплом о высшем духовном образовании, – прячась от фотографа, рассказывает скромница Вика.
– А у меня брат на днях дьяконом станет, и я хочу работать в церкви. Я уже два года в храме пою на клиросе (место в церкви, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы - прим. РИА «Воронеж»), на аккордеоне пять лет в училась играть в музыкальной школе. Мне сказали, что в этом году я одна на регентское отделение поступаю. Надеюсь, что мне не скажут приходить в следующем году из-за такого маленького набора, но если даже так и получится, значит так надо, – сообщает Кристина.
Парни в семинарию также идут по разным причинам. Александр Тасенко в этом году закончил техникум. Сразу после выпускных экзаменов дипломированный мастер по ремонту радио и телеоборудования стал готовиться к вступительным испытаниям в семинарию.
Парень признался, что в техникум пошел из-за того, что не мог понять, чем хочет заниматься в жизни. Спустя три года осознал, что хочет стать священником. Родители-инженеры выбор сына одобрили и благословили на поступление.
Сергей Палий планировал стать звукорежиссером. Парень закончил музыкальную школу, собирался поступать музыкальный вуз, но вышло иначе.
– Меня в армию должны были забрать в июле. Перед тем как отправиться на призывной пункт, я пошел в храм, причастился, подошел к иконе Сергия Радонежского и попросил его все сделать так, как нужно. В тот день странным образом в армию меня не взяли, подавать документы в мирские вузы уже было поздно, и я понял, что это знак для меня – идти в семинарию, тем более и родители у меня работаю в церкви. Папа – протодиакон, мама – в регентском хоре, – рассказывает о себе Сергей Палий.
У митрополита не спишешь
Самым сложным экзаменом абитуриенты считают собеседование с митрополитом. В отличии от остальных предметов, здесь не спишешь и подсказкой рядом сидящего товарища не воспользуешься.– На собеседовании видно умонастроение абитуриентов, их настрой, отношение к жизни, поэтому для многих ребят и девушек это – самое сложное вступительное испытание. Как такового конкурса у нас в семинарии нет. Мы не ставим цель взять 10 человек и не более. Здесь другой подход. Если поступающий чувствует, что трудиться в церкви – его призвание, если он готов эмоционально к этому служению, то он поступит. Да, элементарные общие церковные знания должны быть у абитуриента, но и в семинарию люди не совсем с улицы приходят, практически все посещали воскресные школы, помогали в церкви, поэтому элементарная база у наших ребят и девочек все-таки есть, – говорит священник Константин Рева.
На пастырском отделении парни учатся пять лет, на иконописном и регентском – четыре года. После окончания выпускники получают диплом о высшем богословском образовании.
– Напишите, чтобы в следующем году в семинарию девушек больше поступало, чтобы нам на всех в будущем жен хватило. Нас в этом году вон сколько, а их всего трое. У семинаристов традиция – выбирать спутниц жизни с регентского или иконописного отделений. Никто, конечно, не запрещает семинаристам искать жен за пределами семинарии, но девушки, которые здесь учатся, они другие, более скромные и спокойные что ли, – считают будущие священники.