Семеро «неэффективных»
В конце минувшей осени Министерство образования и науки опубликовало результаты мониторинга российских вузов, который изрядно «напряг» научное сообщество региона.
Список вузов, в которых найдены «признаки неэффективности», сразу окрестили черным, чуть ли не приговором для оглашенных учреждений. В него попали Борисоглебский пединститут, Воронежский педуниверситет, лесотехническая академия, аграрный университет и институт физической культуры. Здесь же филиал воронежского государственного архитектурно-строительного университета, лискинские - ВГУ и Московского госуниверситета путей сообщения.
Но затем «приговор» был смягчен. В результате институт физкультуры эксперты Минобразования отнесли к «образовательным учреждениям, имеющим признаки неэффективности, связанные со спецификой его деятельности», и, судя по всему, вуз сохранится. Педагогический и аграрный университеты, лесотехническая академия признаны «нуждающимися в оптимизации деятельности». «Нуждающимся в реорганизации» теперь оказался лишь Борисоглебский пединститут, который будет закрыт как самостоятельное учреждение. Ему уже предложили войти филиалом в состав ВГУ.
Научное сообщество весьма критично оценило результаты мониторинга. Ведь вуз признавался неэффективным по довольно формальным признакам: доходы учреждения, площадь учебно-лабораторных аудиторий, расчет на одного сотрудника научных и конструкторских работ и даже доля иностранных студентов - это в лискинских-то или борисоглебских вузах! А еще - средний балл ЕГЭ поступивших. Но ведь «пед» - не юрфак, в семье будущих учителей не всегда найдутся деньги на репетиторов к ЕГЭ. При этом не учитывался важный показатель эффективности - уровень востребованности выпускников в «народном хозяйстве». Юристов и экономистов в нашей области, прямо скажем, уже некуда девать, а вот специалисты с педагогическим дипломом - нарасхват.
Вот, например, Татьяна Минакова пятнадцать лет проработала в разных школах Воронежа учителем начальных классов. В последнее время едва ли дотягивала до 12 тысяч. В этом году отправила резюме и довольно быстро устроилась в Москве. В 1973-й школе на проспекте Вернадского за учительство во 2-м классе ей положили 40 тысяч рублей. С репетиторством выходят все 60. Татьяна Емельяновна говорит, что именно наших выпускниц Борисоглебского и Воронежского «педов» охотно принимают в школы, детские садики или гувернантками в семьи Москвы и Подмосковья.
Развал-схождение, или правило рычага
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев на форуме молодежных правительств ЦФО довольно открыто прокомментировал начавшиеся реформы в высшей школе:
Мы во многом не согласны с критериями отбора. При их разработке нужно было опираться в первую очередь на вузовскую общественность. Но министерство признало свою ошибку, и результаты будут пересмотрены.
Представитель этой самой вузовской общественности, директор «неэффективного» Борисоглебского филиала ВГАСУ Валерий Лебедев отметил в беседе с РИА «Воронеж», что инженерные дипломы по строительству автодорог и аэродромов выпускников филиала, а также их дизайнерские проекты окружающей среды ничуть не слабее, чем в головном университете. Филиал также выпускает инженеров-механиков, специалистов в теплгазоснабжении и вентиляции - тех, в ком остро нуждается промышленность и «коммуналка» региона. Лабораторная база для студентов в Борисоглебске на площадях местных предприятий - самая новейшая. К слову, директора борисоглебских предприятий, которым теперь снова до зарезу нужны именно такие специалисты, входят в попечительский совет филиала и вместе с главой района готовы отстаивать его на всех уровнях. Однако в чем же тогда причина здешней «неэффективности»?
- Мы не достигаем нужного порога по площади на одного студента. Дело в том, что отреставрированное нашими силами и уже действующее просторное старинное здание филиала в центре Борисоглебска пока не прошло оформление в БТИ и юстиции, - поясняет Валерий Лебедев.
В общем, не являются ли выявленные признаки неэффективности просто рычагом для «развала-схождения» вузов в преддверии грядущих реформ? И когда получит филиал «зеленку» - не найдутся ли другие основания для реорганизации?
Особый материал
По мнению экс-ректора ВГАСУ, председателя комитета облдумы по труду и соцзащите населения профессора Игоря Суровцева - вполне найдутся.
Министр образования и науки получил поручение президента сократить число государственных вузов по стране на 20, а число их филиалов – на 30 процентов. В условиях начавшейся демографической ямы такое поручение, возможно, оправдано. Но если выполнять его механистически, реорганизуя вузы по формальным признакам, то очень скоро мы получим тяжелые последствия для страны. Вот, например, Борисоглебский пединститут с его дошфаком и начфаком в своем роде уникален. Не растворится ли эта уникальность в составе ВГУ? Ведь классическому университету сейчас надо строить глобальные планы, а не заниматься нудной работой по подготовке учительства.
Выпускник ВГУ - это уже совсем другие профессиональные запросы, считает профессор Суровцев. По его мнению, выпускник ВГУ не заточен на работу с детьми.
- Та же ситуация - с «неэффективной» лесотехнической академией, которая тоже оказалась под угрозой реорганизации. Но нашим лесам нужны не университетские биологи и почвоведы, а именно лесничие, умеющие воспроизводить леса, - отмечает Игорь Суровцев.
Тамбовский индикатор
Реформа по стране уже началась. В Пскове приказом Министерства в один вуз объединены педагогический и технический, и вместе с ними – еще три техникума. В Петербурге слились инженерно-экономический и технический университеты. Твердым орешком на пути реформы этой осенью неожиданно оказался Тамбов. Здесь при попытке объединить классический - имени Державина, и технический университеты начались студенческие волнения. Одна из причин – не захотели будущие инженеры престижного технического вуза растворяться в университете с педагогическими традициями и иметь на выходе «державинские» дипломы.
Так Тамбов стал не только последним рубежом перед реформами в Воронеже, но и просто индикатором всех возможных проблем объединения. И для студентов, и для отдельных преподавателей, и для целых кафедр и научных школ. Как будут объединяться профильные кафедры, которые в регионе часто находятся в «творческом» противодействии? Кого сократят – кого оставят? И не окажутся ли на ключевых постах научного и материального наследия чьи-нибудь «свои» люди – под шум всей этой реорганизации и оптимизации? Например, уже сейчас одним из претендентов в кресло ректора «нуждающегося в оптимизации» Воронежского педуниверситета называют экс-заместителя мэра Воронежа Галину Агапову.
- Страна ввергнута в пучину реформ, что-то произойдет и в нашем регионе, - отметил Игорь Суровцев. - Но, зная настрой губернатора Алексея Гордеева, уверен, что тамбовский сценарий нам не грозит. Все процессы будут проходить вдумчиво и наименее травматично и для ученых, и для студентов.