Ливень затопил Центральный парк в Воронеже днем в среду, 16 июня. Дорожки залило грязью, пострадали ресторан и несколько торговых точек. Машины на стоянке залило по стекла, затопило точку велопроката – электросамокаты к утру оказались в нерабочем состоянии. Соцсети заполонили фотографии потопа. Корреспондент РИА «Воронеж» пообщался с теми, кто столкнулся с последствиями буйства стихии, в четверг, 17 июня. А местные жители вспомнили другой потоп, обрушившийся на парк, тогда носивший название «Динамо», в 1980-е годы. В чем сходство и различия вчерашнего бедствия и потопа 40-летней давности и может ли ситуация повториться – в материале РИА «Воронеж».
Все плыло, но паники не было
Пользователи соцсетей в комментариях перефразировали цитаты из «Джентльменов удачи»: «А «Динамо» плывет? Все плывут!» Судя по грязевым отметкам на входной группе, вода поднималась в этом месте примерно на полметра.
В эпицентре бедствия оказался ларек с хот-догами. Сотрудница общепита призналась, что за свои 49 лет так близко наблюдала стихию впервые:
– Вода поднялась очень быстро. Сначала я стояла по колено в воде, потом залезла на табуретку. Все, что смогла, подняла наверх, остальное утонуло. Держала холодильник, чтобы не уплыл. Смотрела, как вода заливает машины, как плывут мимо синие биотуалеты, урны, какие-то бревна. Ребята тут ходили по пояс в воде, искали люки. Открыли их ломами, уровень опустился, но на чуть-чуть. Видимо, там все забито. Потом тракторы начали сгонять воду, пошла волна – киоск подо мной зашевелился! Ларек сразу обесточили, чтобы не замкнуло.
Выбраться из плавучего ларька стало еще одним испытанием – сначала вещи, а затем и саму женщину вызволяли ковшом трактора.
Терраса ресторана «Сыроварня» испытала на себе все последствия затопления. По словам сотрудников заведения, уровень воды достиг примерно 40 см.
– Дождь начался примерно в 14:00, через час-два вода начала подниматься. Мы сразу помогли укрыться всем гостям террасы, их было человек 15. Внутренние помещения закрыли, вода туда практически не попала. Паники не было, люди думали, как будут выбираться, вызволять свои машины. Звонили знакомым, вызывали эвакуаторы. Выходили через заднюю дверь. Терраса, конечно, пострадала сильно: уличная мебель плавала, смыло почти весь декор, повалило тяжелые вазоны с цветами, затопило текстиль. На улице стояло компьютерное оборудование, его еще не включали – ждем, пока просохнет. Клининг уже вызвали, будем приводить все в порядок. Если честно, на прошлой неделе нас тоже подтапливало, но в меньших масштабах, – рассказала администратор заведения.
Днем в четверг, 17 июня, на стоянке еще оставались несколько машин. Рядом с одной из них суетились люди: просушивали коврики, багажник, заглядывали под капот. Хозяйкой оказалась девушка Наталья.
– Я работаю в парке в кофейне у пруда. Знала, что стоянку затопило, но сделать ничего не могла. Весь салон промок, в грязи. В багажнике до сих пор стоит вода. Но машина чудом заводится. Просушу и поеду в химчистку. Очень дорогой рабочий день получился! – поделилась она.
Ныряли за пивом и вязали плоты
Нынешние события повторяют затопление парка в 1980-х годах. Очевидцы называют разные даты, но большинство сходятся во мнении, что потоп произошел в 1988-м.
Сейчас территорию парка приводят в порядок сотрудники МКП «Экоцентр». Один из них, Юрий, помнит события 1980-х:
– В 1988 году у меня как раз свадьба была. Прошли сильные ливни. В начале парка было озеро, оно поднялось, ливневка не справилась, залило весь парк. Здесь раньше проходили сельхозвыставки, стояли ларьки. Вода доходила практически до крыш. Меня перевозили от Березовой Рощи до остановки «Динамо» на плоту. В то время тут была модная дискотека «Прометей» – у них утонула аппаратура, за ней пришлось нырять, доставать колонки. Мужики ныряли за пивом!
Воронежцу Алексею тогда было около 12 лет:
– Весь котлован затопило: от луна-парка до выхода в лес. Под водой были Зеленый театр, автодром и «Комната смеха» с кривыми зеркалами. Плавали обломки деревьев, мы, пацаны, вязали из них плоты и катались.
В соцсети вспомнили еще один случай:
– Водолазы сейф с деньгами доставали. Там сбор с нескольких концертов лежал. Деньги ж делить надо, а они под водой. Кто-то нырнул с аквалангом, и достали.
Воронежец Александр Березянский был участником событий 1988 года. Мужчина тогда работал начальником поезда в вагонном депо.
– Ночью подняли с постели: «Саша, выручай. Пассажирский поезд ушел под откос. Ты должен сформировать бригаду проводников. Оборудовать пять вагонов, их прицепят к тому составу и прямым ходом в Мурманск». Вызвал такси домой в два часа ночи и быстро был в депо. Начальство тоже там. Оборудовали вагоны быстро. Бригаду тоже собирали ночью и где-то часов в девять утра на станции прицепили к составу Симферополь – Мурманск. Люди с того состава были накрыты одеялами, простынями. У кого-то перевязаны головы, руки. Посадили их – и в путь. Проезжаем мимо этого места, смотрим – в районе «Динамо» идут работы, много песка. Один вагон висит на рельсах над пропастью. Другой вагон сдержало дерево, а то были бы и погибшие. Электровоз вообще внизу, под обрывом. Приехали назад в Воронеж, бригада сменилась, и я пошел домой. Днем поехал в парк. Он был залит весь на несколько метров. Пришлось идти по верхней дороге. Залито было все по крышу. Вот откуда рванула вода на железную дорогу.
Главный метеоролог Воронежской области Александр Сушков подтвердил этот случай:
– От интенсивного дождя размокла насыпь железной дороги – ее строили еще до революции. Насыпь поползла по склону вниз, а поезд, хоть и ехал тихо-тихо, еще больше надавил на нее. Весь состав лег на бок на вековые деревья, растущие вдоль насыпи, и все этот поползло к водохранилищу. Но – уникальный случай – из всего состава, а это 12−15 вагонов, никто не обратился за медицинской помощью, никто не пострадал. Нас тогда сильно наказали, потому что мы дали в прогнозе «сильный дождь», а по количеству осадков он попадал под критерий «очень сильный дождь». Дождь был локальным, именно в районе «Динамо». Но это наша воронежская специфика: над водохранилищем одна температура воздуха, а, например, на поверхности асфальта на площади Ленина – в несколько раз выше. Из-за такого контраста осадки выпадают неравномерно.
Воронежский журналист Евгения Куриленок, жившая в 1980-е годы в районе парка, помнит те события:
– Мы ходили гулять в парк с ребенком. Долгое время парк был оврагом, соединенным с Воронежским водохранилищем. На месте, где сейчас находится автостоянка, находилось достаточно большое болотистое озеро. Оно было чуть выше водохранилища и сливалось туда естественным путем. В начале 1980-х построили Северный мост и перекрыли дренаж парка. Затопило очень серьезно. Под водой оказались все аттракционы: «цепочки», лодочки, карусели. Еще там проходили сельскохозяйственные выставки, стояли павильоны. Когда мы спустились в парк после ливня, виднелись только их крыши. Уровень воды был более трех метров. До сих пор на стволах старых деревьях можно найти те отметки. Было лето, жара, вода зацвела, электросети накрылись. Воду откачали только осенью, когда опять начались дожди. Пробили дренаж. Именно тогда вырыли канаву – нынешний ручей вдоль центральной аллеи. Тогда парк и погиб: не осталось ни одного живого строения, сгнила вся проводка. Запустение 1990-х годов – последствия того самого наводнения.
По мнению Александра Сушкова, предполагаемые причины затопления парка в 1988-м не ликвидированы и сегодня.
– Сток воды со всего парка осуществлялся через трубу, которая выводилась в Воронежское водохранилище под железнодорожной насыпью. Эту трубу не заменили до сих пор. Когда уже в наше время начались восстановительные работы в парке, я писал письма о том, что деньги снова вкладываются, а причины того наводнения 1980-х годов до сих пор не ликвидированы. Сброс воды остался в том же объеме, даже стал хуже, потому что замусорен. Тем более по дальнему краю парка раньше было поле, обладавшее впитывающей способностью. Сейчас всю ту пашню заасфальтировали. То есть стекать воды стало еще больше. Эта ситуация будет повторяться раз за разом, потому что гидрология парка не рассчитана правильно, – отметил главный метеоролог региона.
В пресс-службе мэрии заверили, что ЧП имело разовый характер и прогнозировать его повтор нельзя.
– Ни о каких разрушениях речи не идет. Парк скоро приведут в порядок. В среду, 16 июня, выпало аномальное количество осадков. Да, в 1980-х были наводнения, но сколько времени прошло! В парке недавно заменили ливневую канализацию. Он рассчитан на разные погодные условия. О проблеме можно было бы говорить, если бы парк уплывал после каждого дождя. Но в этом случае произошел залповый выброс воды, под такой аномальный выброс невозможно рассчитать возможности ливневки, – подчеркнули в администрации.
Центральный парк закрыли для посетителей на время работ по ликвидации последствий стихии. По предварительным данным, они займут два-три дня.