, Воронеж
  • 4903

20 лет Воронежской областной Думе: «Дебаты шли по каждому из законов»

Спикеры регионального парламента разных созывов вспомнили самые трудные голосования.
20 лет Воронежской областной Думе: «Дебаты шли по каждому из законов» 20 лет Воронежской областной Думе: «Дебаты шли по каждому из законов»
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Сегодня, 24 апреля, Воронежская областная Дума отметила 20 лет с начала своей работы. После торжественного заседания в Парламентском центре спикеры облдумы разных лет по просьбе РИА «Воронеж» рассказали о наиболее жарких дискуссиях, которые шли между депутатами.

Иван Шабанов, председатель областной Думы II созыва (1994-1997 гг.):

– Воронежская Дума была единственным региональным парламентом страны, выступившим против военной операции в Чечне. Уже на следующий день после ввода войск в Грозный в конце 1994 года мы приняли обращение к президенту и правительству, в котором призывали прекратить боевые действия и вернуться на путь переговоров. Это было непростое решение, однако за него депутаты проголосовали почти единогласно.

Но это лишь небольшой эпизод нашей первой парламентской эпопеи. Мы начинали работать в голом правовом поле. Советские законы потеряли силу, российских еще не было. По сути, нам предстояло придумать новые правила игры. И в этом Воронежская областная Дума часто опережала не только региональных коллег, но и Государственную Думу. Мы первыми в России приняли закон «Об органах государственной власти» - его потом переписали у нас все соседи, а федеральный закон был принят только спустя 12 лет. Устав Воронежской области, Избирательный кодекс, законы о земле, о местном самоуправлении, об административном устройстве области, о статусе депутата - каждый из этих актов был базовым для формирования органов государственной власти и местного самоуправления в регионе.

Анатолий Голиусов, председатель областной Думы II созыва (1997-2001 гг.):

– Легче вспомнить, какое голосование было простым. Дебаты шли по каждому из законов, по каждой законодательной инициативе. Заседания проходили дважды в месяц и длились по двое суток. Работали с десяти утра до девяти вечера. Впервые мы ввели в практику заслушивание руководителей администрации области, отчеты об исполнении бюджета. Мы много сделали для спасения воронежских предприятий, которые вот-вот готовы были закрыться: заводы имени Тельмана, Дзержинского, КБХА – все они сегодня, как видим, работают и развиваются.

Очень непростым было заседание, на котором утверждали заместителей тогдашнего губернатора Владимира Кулакова. Я же видел, что большинство из них - люди сомнительные по моральным качествам. Депутаты со мной согласились – и четырех замов мы не утвердили. Лишь позже с большим трудом Кулакову удалось продавить нужное решение.

Но в плане эмоций самым трудным было все-таки голосование по кандидатуре председателя Думы в марте 1997 года. У меня был серьезный соперник -Алексей Наквасин, и до последнего момента результат был неясен. После долгих дебатов я победил с перевесом в несколько голосов.

Алексей Наквасин, председатель областной Думы III созыва (2001-2005 гг.):

– Годы моего спикерства пришлись на правовую реформу в стране. Часто бывало, что из-за изменения норм федерального законодательства региональный закон устаревал сразу после принятия. К счастью, нам достался – еще от Ивана Михайловича Шабанова - дееспособный аппарат Думы. Он начал работать без раскачки и помогал преодолеть правовую «текучку».

Самым памятным было голосование по закону «О наказах избирателей», многие положения которого не нравились тогдашней администрации. Ведь закон обязывал исполнительную власть учитывать наказы избирателей, включать наиболее значимые из них в программы социально-экономического развития и т.д. Тем не менее с минимальным перевесом голосов этот закон был принят. Не знаю, работает ли он сейчас.

Владимир Ключников, председатель областной Думы IV и V созывов (с 2005 г. по н.в.):

– Самым драматичным для меня – не только за годы спикерства, но и за всю мою парламентскую деятельность - было голосование по закону о монетизации льгот. Тогда я был, правда, вице-спикером Думы, заместителем Юрия Титова, который позже, в 2005 году, погиб в автокатастрофе...

Мы должны были привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, поэтому вынуждены были пересмотреть региональный пакет нормативных актов о поддержке льготных категорий населения. Но сделали это с тяжелым сердцем. Среди воронежских избирателей треть – пенсионеры, область еще считалась частью «красного пояса». Да и все общество не одобряло этот закон...

Сегодня формат парламентских заседаний заметно изменился: дискуссии ушли преимущественно в непубличную сферу. Мы ввели так называемые нулевые чтения и принцип: если нет договоренности в комитетах - закон на голосование не выносить. Считаю это оправданным: стало меньше самопиара, больше деловитости. И если в прежние созывы удавалось принять по 200-300 законов, то Дума четвертого созыва приняла 740 законов, а пятая Дума превзойдет и этот показатель.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: