Люди в ХХI веке давно привыкли к возможности без всяких посредников связываться с любым человеком практически из любой точки мира. Жительница Воробьевки Нина Тесленко, более 40 лет проработавшая бригадиром телефонно-телеграфной станции, помнит другие времена, когда звонок друзьям или родным по межгороду был целым приключением, а на другом конце провода отвечала телефонистка.
Ко Всемирному дню электросвязи – 17 мая – Нина Семеновна поделилась воспоминаниями о «телефонной эпохе» 1960−1970-х годов.
Фото – Ольга Цапкова
Не было времени на перерыв
– Начало моей трудовой деятельности пришлось на 1960-е годы. Воробьевского района еще не было, почтовая и сельская связь села Воробьевка составляли одно целое, и руководил ими Иван Тесленко, мой будущий супруг. Работа была не из простых. Бездорожье, плохая связь между населенными пунктами создавали много трудностей. Но моя деятельность приносила мне удовольствие, – поделилась Нина Тесленко.
Если жители вовремя не получали газету, то сразу шли в райком партии.
После возникновения Воробьевского района электрическую и телеграфную связь отделили от почты.
– Когда я поступила на работу, в отделе электрической связи был один коммутатор, и его мощности не хватало на всех желающих, – вспомнила Нина Семеновна. – Потом установили еще два, но и это не улучшило ситуацию. Было столько заказов, что у телефонистки не хватало времени на перерыв. Ты еще не успел вытащить ключ из одного гнезда, а уже горит лампочка входящего вызова – надо ответить.
Фото – из архива Нины Тесленко
Как бы она ни устала, телефонистка не должна была грубить абоненту.
– Мне по долгу службы приходилось извиняться перед абонентами, когда девчонки не сдерживались, – призналась Нина Тесленко. – Я их понимала – непросто сдержаться, когда на другом конце провода недовольный долгим ожиданием сельчанин пытается выплеснуть свой негатив на телефонистку. Ему нельзя было объяснить, что она не виновата в том, что нет свободного канала. Или стоит человек и заглядывает в окошко нашего кабинета, подгоняет – как будто от его присутствия может что-то измениться.
В штате Воробьевской электрической связи было около 10 человек, и он постоянно обновлялся. Особых требований к девушкам-телефонисткам не было – главное, чтобы они не заикались. Работали в три смены: дневная, вечерняя и ночная.
– Текучка кадров в связи была большая – оставались лишь те, у кого были стальные нервы или кто прикипел к этой работе, – пояснила бывший бригадир телефонно-телеграфной станции.
Три минуты на разговор
Цена минуты разговора закономерно различалась в зависимости от того, куда человек звонил. Например, минута разговора с районом Воронежской области составляла 5 копеек, а связь с Москвой или с другим крупным городом – уже 25 копеек. В среднем разговор занимал не больше трех минут.
К каждому звонку надо было заполнить бланк и поставить время начала переговоров. Заказать разговор можно было на конкретное время – например, за сутки. После этого задачей телефонистки было в нужное время организовать этот звонок. Она связывалась с телефонисткой по месту жительства второго абонента. Если у того был домашний телефон, его номер просто набирали и предупреждали о предстоящих переговорах. И потом в заказанное время у него раздавался междугородний звонок. Если дома телефона не было, человеку отправляли телеграмму с просьбой прибыть к определенному часу на переговорный пункт.
Фото – pixabay.com
В отдаленных селах жители подавали заявки на разговор у своих почтовых руководителей. Они в свою очередь связывались с Воробьевским переговорным пунктом, и в назначенное время почтовый работник сообщал о времени подключения.
– Чтобы позвонить в другой город, достаточно было набрать 07, назвать город и номер абонента. Если повезет, соединяли сразу, нет – в порядке живой очереди. Люди могли сидеть часами на переговорном пункте, ожидая, когда придет их черед, – рассказала Нина Семеновна. – Для нас был временной свободный канал с Воронежем, рассчитанный на два часа. Причем каждый раз он сдвигался, но жителей это нисколько не смущало – они терпеливо ждали звонка и даже приезжали на переговорный пункт ночью. Абонентов было очень много, нашей задачей было строго регламентировать время, чтобы пропустить больше жителей. Но были случаи, когда при закрытом канале мы просили своих знакомых телефонисток из других районов пропустить нашего абонента. Так делали, если речь шла о важных переговорах.
Радость и горе
Автоматический телефонный коммутатор обеспечивал соединение, поддержание и завершение телефонной связи между абонентами. Он состоял из так называемых линейных комплектов, которые определяли число включаемых в телефонный коммутатор линий, приборов шнуровых пар и рабочего места телефонистки.
На каждом коммутаторе было около 40 пар шнуров – одновременно могли разговаривать 120 жителей района. Районные службы обслуживались в первую очередь.
– Особенно было много работы накануне праздников, – сообщила Нина Семеновна. – Жители спешили поздравить своих родных через открытку, послать телеграмму или заказать переговоры по междугороднему телефону – и по количеству заказов все было одинаково. Мы просто валились с ног в этой суете.
Фото – Евгения Емельянова (из архива)
Но в домах стали все чаще появляться стационарные телефоны, острая необходимость в связистах пропала. А когда подключили «восьмерку» и стало возможно связываться с городом без посторонней помощи, профессия исчезла окончательно.
– Сколько же через нас, телефонисток, прошло людской радости и горя, – отметила Нина Тесленко. – Кто-то вспоминает нас добрым словом до сих пор, когда встречает на улице...