Воробьевский Центр реабилитации и социализации интегрирует своих подопечных в общество. Сотрудники социального учреждения уже год реализуют проект «От мечты к успеху» в рамках «Сопровождаемого проживания».
За это время участники программы – всего 14 человек, имеющие ментальные особенности, стали более самостоятельными в повседневной жизни, уверенными при посещении общественных мест, а некоторые даже приступили к профессиональному обучению.
Не жалость, а поддержка
Идейным инициатором проекта стала директор социального учреждения Валентина Уварова – человек целеустремленный, горящий своим делом, уверенная, что проживающие центра заслуживают больше, чем безысходность четырех стен. Запуская проект «От мечты к успеху», руководство центра реабилитации и социализации поставило цель – после успешного прохождения программы дать ее участникам возможность полноценно и самостоятельно жить за пределами учреждения. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми – неотъемлемая и необходимая часть существования человека в социуме.
– Запуская инициативу, мы провели оценку степени самостоятельности постояльцев с ментальными нарушениями, – рассказала Валентина Уварова. – Отбор с каждым участником проекта был индивидуальным. Из-за особенностей в психическом состоянии ребята часто испытывают чувство тревоги, недоверия, и наша задача состояла в том, чтобы не жалеть их, а поддержать на каждом этапе.
Учитель особых учеников
В проекте приняли участие 14 постояльцев, прошедших психолого-медико-педагогическую комиссию Воронежской области. Их наставником стала педагог с 40-летним стажем Зоя Кулько. Ей предстояло объяснить участникам проекта жизненно необходимые вопросы на доступном для них языке – так, чтобы они смогли впоследствии полученные знания применить без труда.
– Мне казалось, что у меня достаточный школьный опыт в педагогической сфере, чтобы работать с особыми «учениками», но на деле все оказалось немного иначе, но интересней, – говорит Зоя Кулько. – Каждая наша беседа – непредсказуемая в том плане, что мои запланированные наработки занятий могут быть нарушены внутренним состоянием участников встречи. «Ученики» очень эмоциональные, чутко чувствующие любую конфликтную ситуацию и болезненно переживающие обиды. Приходилось «выруливать» из каждой ситуации. Но мне нравится, что в них нет ни капли хитрости или фальши. Это чуткие к происходящему и в то же время ранимые большие дети.
Беседы об обычном
Занятия проходили с каждым участником индивидуально, хотя после вводного знакомства участников проекта разделили на три группы – по умственным возможностям. К сожалению, те навыки, которые были в детском возрасте, на момент запуска проекта были полностью или частично утрачены. Но у каждого на своем уровне: кто-то ничего не помнил из школьной программы, были и те, кто уверенно считал до сотни.
Начало часовых бесед, перерыв и окончание озвучивал символический звонок – колокольчик. Такую школьную атрибутику предложили внести на занятия сами участники. Есть «дежурный по беседам», он помогает социальному педагогу в раздаче наглядного учебного материала. Беседы проходят через разные игровые формы.

– Первое, что предстояло разъяснить моим ученикам, – это суть общения, чтобы они научились находить выход из спорных ситуаций, – продолжает Зоя Кулько. – Живя в замкнутом пространстве и постоянно находясь рядом, избежать конфликтов у них не получалось. Стали учиться разговаривать друг с другом, задавать вопросы и отвечать на них. Проводили ролевые игры, суть которых заключалась в проигрывании действий в обычных ситуациях: в магазине, в библиотеке, в Доме культуры. Обычному человеку такой подход мог показаться нелепым, но для людей с ментальными особенностями именно обучение в такой форме дает результат.
Но для нормального существования в обществе необходимы были также знания: о часах, днях, неделях, месяцах, временах года, а также о своей фамилии, имени и отчестве, датах рождения, местах жительства. Для того чтобы интегрироваться в общество и функционировать с ним на равных, необходимо уметь читать и писать.
Сегодня у каждого участника проекта есть своя папка, в которую социальный педагог вкладывает прописи. В них старательным каллиграфическим почерком участники записывают свои успехи.
После первого года реализации проекта четыре участницы учатся на овощеводов в Елань-Коленовской коррекционной школе.