Благодаря успешной реализации национального проекта «Образование» и регионального проекта «Современная школа» на территории Воронежской области, в том числе и Воробьевского района, создаются центры образования естественно-научного и технологического направления «Точка роста». В общей сложности до конца 2024 года такие центры появятся в более 400 сельских школах региона. Теперь у детей из глубинки появилась возможность получить качественное образование, как у их ровесников из крупных городов.
Центры «Точка роста» являются частью образовательной среды школ, на базе которых проходят не только уроки и внеурочная деятельность, а также дополнительные занятия, внеклассные мероприятия. Все это буквально за несколько лет принесло свои плоды: ученики сельских школ все чаще становятся победителями и призерами различных конкурсов, интеллектуальных и творческих состязаний, предметных олимпиад.
Школьная газета и телепрограмма
В 2019 году в Воробьевской средней школе открыли первый в районе Центр цифрового гуманитарного профиля «Точка роста», и сразу же дети увлеклись созданием своей газеты, а спустя некоторое время – выпустили телепрограмму.
- Мы уже четвертый год выпускаем школьную газету «Перемена», которая рассказывает о событиях школы, ярких ученических успехах, достижениях учителей, – сказала советник директора по воспитанию Наталья Кривоносова. – В «Точке роста» созданы все условия для того, чтобы наше направление внеурочной деятельности развивалось. Это и современный ноутбук, и фотоаппарат, и цветной принтер. Есть и успехи нашей молодой газеты. В 2020 году мы стали победителями Всероссийского конкурса школьных газет.
Кроме того, на базе центра работает издательство «Библиотека школьных проектов». Это совместная творческая работа учителей и обучающихся начальных классов по выпуску сборников различной тематики: «Книга памяти», «Родное село», «Сердца, отданные детям», «Школа юного экскурсовода».
- А в этом году мы с детьми решили попробовать себя в новой сфере медиа: снять школьную телепередачу «Нескучные новости», – продолжила Наталья. – Эта передача заняла первое место в муниципальном конкурсе «Старая, старая сказка». Второй выпуск мы посвятили 100-летию пионерии.
- Мне очень понравилось сниматься в «Нескучных новостях», – сказал ученик 5 «б» класса, ведущий телепередачи Виктор Луценко. – Это был мой первый опыт в роли ведущего телепередачи. Мы давали полезную и познавательную информацию. Было интересно работать в команде и приятно осознавать, что эту передачу с нами увидят многие школьники.
В шахматной гостиной, которой руководит учитель начальных классов Наталья Терпугова, за пару лет занятий появились свои мастера и чемпионы. Юные шахматисты неоднократно были участниками и победителями районных, областных, международных онлайн-олимпиад и обычных шахматных соревнований.
- Занимаются у нас в основном ученики начальных классов, – рассказала Наталья Валентиновна. – Здесь малыши начинают все с нуля. За эти годы дети узнали историю возникновения шахмат, о чемпионах мира по шахматам и о ведущих шахматистах. Научились основам шахматной игры и основным ее понятиям, играть без нарушений правил шахматного кодекса, пользоваться шахматными часами, разыгрывать партию с партнером.
В «Точке роста» дети занимаются также 3D-моделированием и программированием.
В 2021 году команда Воробьевской школы заняла третье место в областных соревнованиях по программированию квадрокоптеров. В этом году огромную активность проявили ученики шестого класса, для них организовали курсы по 3D-моделированию.
- Ребятам нравится, на дополнительные занятия ходят самые заинтересованные, – сказала преподаватель информатики Ольга Бугаева. – Ученики подробно изучают принцип работы роботов, узнают, как выглядят микросхемы и множество других интересных вещей. Впоследствии дети смогут разрабатывать и программировать полноценных роботов. Параллельно ученики овладевают огромным багажом знаний по физике, механике, программированию и проектированию.
Центр цифрового гуманитарного профиля оснащен всем необходимым новейшим оборудованием для проведения как школьных уроков, так и для внеурочной деятельности.
- Тут есть квадрокоптеры, робототехника, лего-конструкторы, шахматы, – рассказала директор школы Любовь Строева. – В нашей «Точке роста» развито несколько направлений: шахматная гостиная, медиацентр, компьютерная или цифровая грамотность и технология. В Центре проходят уроки информатики, технологии и ОБЖ, на которых дети отрабатывают практические навыки, например, по оказанию первой помощи на манекене с использованием необходимых предметов.
По биологии – лучше городских
В сентябре 2021 года и у березовских школьников появилась возможность в учебном процессе использовать современное оборудование и технологии – появился центр «Точка роста». В этом же году ученик 10 класса Артем Ледащев принял участие во Всероссийском конкурсе «Наука» – из 27 тыс. участников он попал в тридцатку победителей.
- Мне нравится заниматься в обновленных и оснащенных кабинетах, сидеть за необычными партами, – поделился своими впечатлениями одиннадцатиклассник Артем Ледащев. – Современное оборудование помогает лучше готовиться к выпускным экзаменам, занятия так увлекают, что иногда даже не хочется уходить из школы. Команда школы в мае 2022 года приняла участие в «Кванториуме» города Россошь в научно-практической конференции для обучающихся «Точек роста» по направлению биология. Так как ребята уже были знакомы с электронными лабораториями, их возможностями, Олег Яловегин и Артем Ледащев, теперь одиннадцатиклассники, заняли первое место, опередив команды Воронежа и Борисоглебска, тем самым доказав, что ученики сельских школ и городских имеют равные возможности.
Для реализации проекта «Точка роста» в Березовской школе задействованы три кабинета – физики, химии, совмещенной с биологией и информатики, в которые поступили в прошлом году девять цифровых лабораторий. В них входят приборы и датчики, которые позволяют регистрировать различные величины и использовать компьютеры для расчетов и оформления результатов опытов.
Для работы с датчиками используется специальное программное обеспечение, установленное на компьютер. Благодаря им за меньшее, чем раньше, время ученики могут проводить необходимые измерения, наблюдать за течением эксперимента, получать точные результаты и оформлять их в соответствии с современными требованиями. Цифровые лаборатории расширяют возможности учеников для освоения учебного предмета, наблюдать исследуемый процесс в режиме реального времени на мониторе ноутбука или с использованием интерактивной доски.
Школьники пробуют себя в разных сферах деятельности, изучают современные технологии. Например, в рамках курса физики появилась возможность использовать цифровые лаборатории с подключением их к ноутбуку. Обращение со сложными устройствами позволяет школьникам приобрести полезные навыки, формирует ответственное отношение к работе, мотивирует стремление к получению позитивного результата. Эти лаборатории дают понимание физических законов к объективному и беспристрастному восприятию мира людей.
- В первой половине дня в современных классах проходят уроки биологии, физики, химии, информатики, – рассказал директор школы Евгений Шпотин. – Также здесь педагоги реализуют программу дополнительного образования «Страна робототехники», проводят занятия внеурочной деятельности по направлениям «Биологические лабиринты» и «Химия для любознательных». А после уроков классы превращаются в центр новейших технологий, где можно увидеть, как ребята изучают микропрепараты под электронной камерой-микроскопом, выводя изображение клеток и их состав на интерактивную доску. Можем наблюдать, с каким старанием в химической лаборатории юные исследователи изучают состав сока, купленного в разных магазинах, или замеряют температуру пламени свечи. Мы видим на этих занятиях, а это самое главное, горящие интересом глаза детей, их радость от новых впечатлений и открытий.
Разговоры о важном – эффективнее и интереснее
В Руднянской школе центр «Точка роста» функционирует с 2020 года.
- Все современное и качественное оборудование нашим детям сейчас доступно, – сказал директор школы Сергей Епифанов. – Одно из любимых занятий – робототехника. Дети с удовольствием посещают этот кружок. В конце октября педагоги школы посетили межмуниципальный семинар на тему «Практические аспекты реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ с использованием ресурсов центров «Точка роста».
На семинаре педагоги поделились опытом работы с коллегами из соседних районов. С сентября этого года в каждой школе проходят занятия «Разговор о важном». Благодаря возможностям центра, проводить их получается намного эффективнее и интереснее: оборудование позволяет более наглядно продемонстрировать выбранную тему.
Новые центры «Точка роста»
1 сентября 2022 года в трех школах района открылись новые «Точки роста».
В Солонецкой школе под нее выделили три помещения, оборудовали химико-биологическую, физическую и технологическую лаборатории. По программам «Цифровая образовательная среда» и «Точка роста» получили 23 ноутбука с программным обеспечением, комплекты для лабораторных и практических работ, занятий по робототехнике. В школе обучаются 70 детей.
- Главная задача центра – научить ребят работать с высокотехнологическим оборудованием, – сказала директор школы Валентина Подлесных. – Его будем использовать в создании проектов, презентаций, в исследованиях и научных работах. Центр будет способствовать развитию способностей и талантов детей, и, возможно, повлияет на выбор будущей профессии.
В Лещановской школе, где обучаются 82 ученика, в «Точке роста» обустроены лаборатория по химии и биологии, а также лаборатория по физике, которые оснащены новым современным оборудованием: цифровыми микроскопами, ноутбуками, конструктором для создания роботов. Открылись кружки: «Занимательная лаборатория», «Химия в опытах», «Физические эксперименты», а также «Конструирование», которые будут направлены на развитие учеников в областях химии, биологии, физики и робототехники.
В Затонской школе центр «Точка роста» состоит из двух кабинетов, каждый из которых оборудован под школьную и внеклассную (проектную) деятельность. В кабинетах расположены: цифровые лаборатории по химии, биологии, физики, электронные микроскопы, веб-камера.
- Центр «Точка Роста» важен для развития общекультурных ценностей, естественно-научной грамотности, проектной деятельности, творческой самореализации детей, – сказала директор школы Ольга Левищева. – В Центре планируется реализация не только общеобразовательных программ но и программ дополнительного образования по IT-технологиям, медиатворчеству, робототехнике, проектной и внеурочной деятельности.
– Благодаря поддержке нашего губернатора Александра Гусева и действию программы «Развитие образования» все школы района ежегодно ремонтируют, строят новые школьные объекты. На сегодняшний день «Точки роста» уже появились в восьми школах района, и это не предел. Благодаря проекту сельские ученики обучаются программированию и компьютерной графике, осваивают 3D-принтеры, квадрокоптеры и шлемы виртуальной реальности, учатся создавать свой собственный медиапродукт. Оснащение сельских школ высокотехнологичным оборудованием стало возможным с работой федерального проекта «Современная школа», который является одним из направлений нацпроекта «Образование». Принципиальная позиция губернатора: все дети региона, вне зависимости от места проживания, должны иметь равные возможности получения качественного образования.Михаил ГОРДИЕНКО
Глава Воробьевского района