Чемпионат России в стандартном виде планеров стартовал в Усманском районе Липецкой области в субботу, 12 августа. В соревнованиях, которые продлятся до 25 августа, участвуют 22 спортсмена из девяти регионов страны.
По словам многих из спортсменов, фаворит турнира – сборная Воронежской области, созданная на базе верхнехавского авиационно-технического спортклуба «Сапсан». Что должны уметь пилоты и почему небольшой райцентр Воронежской области стал одним из главных мест развития планеризма в России – в материале РИА «Воронеж».
«Обилие облаков – большая удача»
Самолет «Вильга-35» быстро разгоняется по травяному полю и уже секунд через 15 отрывается от земли. Он тянет планер (безмоторный летательный аппарат), который на высоте в 700-800 м отцепляет фал (буксировочный трос) и продолжает полет самостоятельно. Планер парит как орел – ловит восходящие потоки воздуха, двигаясь по спирали. Пилот поднимается в воздушном термическом потоке, который образуется от подогрева земли солнцем. Затем планирует к контрольной точке и, пройдя ее, ищет новый поток.
– Нормальная скорость перехода от одного потока к другому – 170-180 км/ч. Воздушный поток – это, по сути, цилиндр. И опытный пилот умеет найти центр этого столба, не вываливается из него. Новички цепляют поток то одним крылом, то другим. То, что ты нашел поток, показывает специальный прибор, который располагается на приборной панели – он фиксирует твою скороподъемность. Но лучший прибор, как шутят опытные планеристы – твоя пятая точка. Ты чувствуешь, когда тебя начинает поднимать, – рассказывает ответственный секретарь соревнований Лада Баламут.
Опытные планеристы легко перечисляют приметы, которые помогают найти необходимый пилоту воздушный поток. Одна из них – дым.
– Некоторые находили дым от шашлыков на большой высоте в горной местности. Если чувствуешь в кабине какой-то «земной» запах, сразу ясно – где-то здесь есть поток. Летая в Провансе на высоте 3 тыс. м, я почувствовала запах лавандовых полей. Другая примета – обилие птиц. С воздухом наверх поднимаются насекомые, и ласточки летят туда на охоту за ними. Бывает, что на планер может напасть орел. Но это не опасно – клювом он не сможет нанести серьезные повреждения. Наличие кучевых облаков также помогает планеристам. Именно они визуализируют циркуляцию воздуха. Большая удача для нас – это обилие облаков, которые выстраиваются одно за другим. И тогда ты просто летишь «дельфинчиком», у тебя нет необходимости терять время на поиски потока и набор высоты. В 2013 году в Казани был случай, когда пилот таким образом пролетел около 230 км, – объясняет Баламут.
На борту каждого планера установлен GPS-трекер, который фиксирует траекторию его полета с точностью до метра. Пилот проходит контрольные точки – невидимые цилиндры радиусом в 500 м. Прилетев, пилот сдает трек в судейскую комиссию, та закачивает информацию в специальную программу и выставляет баллы. В одном из упражнений побеждает тот, кто быстрее всех пролетел заданный судьями маршрут. В другом летчики сами выбирают свой маршрут, имея контрольные точки радиусом до 50 км, и баллы начисляются по совокупности протяженности пути и показанной на маршруте скорости.
Спортсмены с гордостью заявляют, что планеризму покорны все возрасты. Самому старшему пилоту, москвичу Юрию Асатурову, 74 года. Он более 20 лет работал в «Аэрофлоте», управлял и грузовыми самолетами, и огромными пассажирскими Airbus. Самому молодому, липчанину Ивану Казакову – 18. Он учится в Сасовском летном училище гражданской авиации. Федерация планерного спорта Воронежской области собирается подготовить его к участию в чемпионате мира среди юниоров в Венгрии в 2019 году.
– Узнав, что в Усмани можно летать, пришел сюда. Летаю уже третий сезон. Я из Липецка, тут недалеко. Тренируюсь сейчас почти каждый день. А в июне погода была плохая, летали мало. У меня сейчас около 250 часов налета, это не очень-то много. С возрастом буду все лучше чувствовать потоки воздуха, еще важно улучшать технику пилотирования. Вот Сергей Серов, которому 32 года, всего пять-шесть лет летает на планере и уже занял четвертое место на чемпионате Европы, – рассказывает Казаков.
«Воронежская команда – лучшая в стране»
Работа по созданию сборной Воронежской области по планерному спорту началась в 2011 году, когда руководитель верхнехавского агрохолдинга Антон Пермяков предложил чемпиону Европы, многократному победителю российских соревнований Сергею Клюеву создать в районе авиационно-технический спортклуб «Сапсан». В Верхней Хаве проходит теоретическая подготовка планеристов, а на аэродроме «Усмань-Шаршки», в Усманском районе Липецкой области – практическая. В этом месте есть хороший грунт, выдерживающий значительный объем осадков, а находящийся недалеко заповедник создает там отличный для планеризма микроклимат.
Аэродром в Верхней Хаве только строится, но в распоряжении «Сапсана» уже есть около 20 планеров и несколько самолетов-буксировщиков. Впрочем, как говорит главный тренер сборной региона Сергей Клюев, в аэроклубе спортсменов не разделяют на воронежцев и липчан.
– Шесть человек из Воронежской области входят в сборную региона, всего на базе аэроклуба тренируются около 15 человек. В 2016 году здесь прошел этап мирового Гран-при, мы получили благодарность за проведение соревнований. Нас даже попросили еще раз провести подобный международный турнир в мае 2018 года. Здесь замечательная инфраструктура. На аэродроме «Усмань-Шаршки» проходят сборы национальной команды. Шесть лет подряд, с момента своего основания, воронежская команда является чемпионом России. Причины, по которым наша команда лучшая в стране, объяснить несложно. Спорт высших достижений предполагает в первую очередь финансирование. Планеры дорогие, еще и техника все время усложняется, требуется компьютерное оборудование – все это стоит денег. Где больше вкладывают, там есть соответствующая отдача. У нас благодаря верхнехавскому агрохолдингу есть аэроклуб, есть возможность постоянно тренироваться. И молодежь в этих условиях может прогрессировать ускоренными темпами. Помогаем и соседям – сейчас активно работаем над тем, чтобы создать федерацию планерного спорта Липецкой области и сборную команду этого региона, – объясняет Клюев.
Школьников из Верхнехавского и Усманского районов обучают в «Сапсане» бесплатно. А вот взрослым ради мечты парить придется раскошелиться – обучение планерному спорту под руководством профессионального инструктора стоит около 170 тыс. рублей. А если есть желание самостоятельно летать и тренироваться, то в сумме за два года затраты начинающего планериста достигнут 300 тыс. рублей. Из-за дороговизны планерный спорт называют небесной «Формулой-1».
– Планерный спорт – любительский. Сборная страны только частично финансируется министерством спорта. Есть, конечно, национальные команды, которые полностью находятся на обеспечении у государства. Но начинают все за свой счет. Современный хороший планер стоит около 200 тыс. евро, – говорит Клюев.
Волонтерами на чемпионате России работают три 15-летние верхнехавские школьницы, которые уже сдали теоретические основы планеризма. Они с нетерпением ждут дней рождения – самостоятельные полеты в России разрешены только с 16.
Девушки приходят в планерный спорт едва ли не чаще, чем юноши. У них даже есть свой обряд посвящения в планеристки. После дебютных соревнований девочки наряжаются в костюмы Бабы Яги – символ летающей женщины – и после прочтения специальной клятвы кружат на метлах вокруг костра.
– Я отдыхала в лагере «Полет», нас дважды пустили летать с инструктором. Мне безумно понравилось. Я пришла домой и не попросила родителей разрешить мне заниматься планеризмом, а заявила, что собираюсь летать. Поставила перед фактом, можно сказать. Инструкторы объяснили маме, как все это происходит, и она успокоилась. На занятия ходили 10 девочек, но до полетов добрались только трое. Половина ушла еще на теории – возможно, им стало скучно. Мы учили основы теории авиации, аэродинамики, метеорологии, навигации, медицины. Словом, всего по чуть-чуть. Мальчиков не было, у них другие занятия: компьютеры, игрушки. Когда мы в школе рассказываем про полеты, они фыркают: «Опять вы со своими планерами», – рассказывает Евгения Дмитриенко.
«Для государства планерного спорта вроде как и нет»
Воронежские планеристы радуются, глядя на верхнехавских девушек. Говорят, растет хорошая смена. Однако всем хотелось бы большей вовлеченности молодых в этот вид спорта – Сергей Клюев констатирует, что виртуальные игры волнуют подростков больше, чем реальные полеты. Еще и государство почти не участвует в развитии планерного спорта.
По словам чемпиона России Евгений Злобин, в советские времена аэроклубы существовали почти в каждом городе, а сегодня центров подготовки планерного спорта около пяти на всю страну. Единственное в России предприятие, которое выпускает планеры, находится в Пензе.
– Сегодня в России около 200-250 планеристов. Тогда как в маленьких странах Словакии, Чехии, Венгрии – в сотни раз больше. Для государства планерного спорта вроде как и нет, хотя многие после занятий влюбляются в небо и решают связать с ним всю жизнь – становятся профессиональными пилотами гражданской и военной авиации. И недаром большая часть аэроклубов входят в систему ДОСААФ – добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Так что планеризм остается любительским видом спорта. Но любительский – от слова «любить». И пока есть еще люди, влюбленные в небо, мы не будем отчаиваться, – говорят спортсмены.