В храме села Богоявленка Семилукского района – своя неповторимая атмосфера. Величественный Николо-Богоявленский храм, обнесенный оградой с четырьмя башенками по углам (символ четырех евангелистов) – наверное, единственное место в оставленном людьми селе, где кипит жизнь. По праздникам на богослужения съезжаются более 100 человек – из Воронежа, Семилук, а иногда и совсем издалека.
Еще десять лет назад здесь были руины без кровли, заросшие мхом и травой в человеческий рост. Корреспонденты РИА «Воронеж» посетили храм и узнали у его настоятеля иерея Бориса Филаретова, как удалось в довольно короткий срок восстановить, можно сказать, полностью разрушенную церковь и наладить в ней приходскую жизнь.
Немецкий полевой госпиталь
Фото предоставлено настоятелем Николо-Богоявленского храма иереем Борисом Филаретовым
Десятилетие назад храм представлял собой крайне печальное зрелище. Неудивительно, ведь в годы советской власти этот дом Божий как только не использовался: сначала здесь была школа, потом детский дом, а во время войны – немецкий госпиталь.
Настоятель церкви иерей Борис Филаретов рассказал, что до сих пор встречает людей, которые учились в той школе: однажды ему даже принесли колокольчик, использовавшийся для звонка на урок.
В годы Великой Отечественной в соседнем селе Раздолье стояла танковая немецкая часть, а в нашем храме был вражеский полевой госпиталь, здесь же они содержали пленных. Поэтому тут очень много захоронений – как немецких, так и русских. Не удивлюсь, что здесь могли и расстреливать наших солдат. Самое последнее, что было в храме, – это маслобойный завод. С правой стороны у церкви был пристроен лифт. Завод этот сгорел.Иерей Борис Филаретов
Настоятель Николо-Богоявленского храма
Как это часто бывало после революции, Богоявленский храм подвергся грабежу от местных жителей. С окон бесследно исчезли кованые крестообразные решетки, растащили часть ступеней в верхний храм.
Сохранившиеся ступени – крепкие-крепкие. Сейчас так делать не могут. Я пытался найти мастера, который сумеет вырезать такие ступени из песчаника. Говорят: можем из гранита, можем из мрамора, но из песчаника не умеем. Разучились. Пирамиды строить разучились и ступени делать.Иерей Борис Филаретов
Настоятель Николо-Богоявленского храма
Что стало с последним священником, который служил здесь до закрытия церкви, никто не знает. По словам местных старожилов, был некий отец Александр, фамилии его никто не помнит. Говорят, что жил здесь, но его арестовали – и дальше концы в воду.
Начало – с молитвы
Отец Борис подчеркивает: восстановление храма должно начинаться с молитвы в этом святом месте. Здешние бабушки стали приходить на развалины церкви, чтобы вместе читать акафисты и Псалтырь. Старушки немного разгребли мусор в притворе, принесли иконы.
Потом при храме поселилась монахиня по имени Тихона, которая стала пытаться хотя бы произвести консервацию здания, чтобы оно не разрушалось дальше. Она отгородила притвор от остальной части стенкой и устроила там небольшой алтарь. Так появился придел в честь Пресвятой Богородицы.
Ныне покойный брат матушки Тихоны Александр уложил в притворе плитку, еще один добрый человек поставил дверь. Кто-то принес кусок железа, кто-то – кирпич, кто-то помог с раствором. Вскоре настоятелем храма стал благочинный Никольского церковного округа протоиерей Петр Петров, вместе с ним служил протоиерей Алексей Острик, который позже возглавил приход.Иерей Борис Филаретов
Настоятель Николо-Богоявленского храма
Благое дело началось с бабушек и продолжилось благотворителем Ильей Зайцевым из Москвы, который положил начало масштабному восстановлению храма. Был сделан проект, и буквально за два года здесь выросли стены.
Отец Алексий скончался в 2018 году, он похоронен за алтарем Богоявленского храма. А в 2019-м приход возглавил отец Борис.
Сестры милосердия и трудники
После Литургии всех молившихся приглашают в трапезную – на обед. В будний день здесь человек 15. Обедать со священником после Литургии – добрая традиция Николо-Богоявленского храма. По словам батюшки, в воскресенье и в праздники за одним столом собираются до 100 человек.
Здесь не лекция за трапезой, не воскресная школа – у нас неформальное общение. По сути, продолжение богослужения. Если вспомнить историю, то в древней Церкви трапеза всегда была неотъемлемой частью Литургии: мы и сейчас называем притвор трапезной частью храма.Иерей Борис Филаретов
Настоятель Николо-Богоявленского храма
Пока взрослые трапезничают, у детей – занятия. Ребята уходят со службы немного раньше: едят, занимаются музыкой, а после разделяются на старшую и младшую группы и с педагогами изучают Закон Божий, занимаются творчеством, пекут печенье.
Приход Николо-Богоявленского храма называют многодетным – здесь много семей с большим количеством детей. Да и у самого батюшки – три дочери и сын.
Здесь сформировался крепкий приход. Местное село практически «мертвое» – постоянно тут живут пять-шесть человек. Многие наши прихожане приезжают из Воронежа, из Семилук. Что-то их сюда приводит – может быть, древность храма, намоленность. Ведь сколько поколений здесь молились! Удивительно. Порой из Грузии, из Германии приезжают, ищут похороненных. Господь притягивает их сюда.Иерей Борис Филаретов
Настоятель Николо-Богоявленского храма
Интересная особенность прихода – сестричество. Во время трапезы знакомимся с сестрой милосердия Еленой Люгаевой. Она рассказывает, что сейчас здесь трудятся 12 сестер, каждая имеет свое послушание. Кто-то поет на клиросе, кто-то ухаживает за немощными одинокими стариками в окрестных деревнях. Сама Елена с июня трудится при храме и помогает одиноким пожилым людям. Она уверена: без дел милосердия душа мертва.
Когда получаешь возможность помочь кому-то, сделать доброе дело, иногда кажется, что не хватит на это времени и сил. Но если есть намерение потрудиться во благо, Господь даст и время, и силы – это я знаю на своем опыте. Какое-то время я ухаживала за одной женщиной. Когда она умерла, я тяжело переживала это. И спустя время появился новый человек, которому нужна помощь.Елена Люгаева
Сестра милосердия
Помимо прочего, на территории храма есть двухэтажное общежитие. Сегодня там живут трое мужчин, все они столяры и трудятся при церкви. Скамейки, стулья, частично аналои – дело их рук.
Спрашиваем батюшку, как так получилось, что эти люди стали жить при церкви. Отец Борис пожимает плечами:
– Нет ответа на этот вопрос. Как люди попадают в храм? Например, Игорь родом из Донецка. Когда вся эта история там началась, он приехал сюда. Долгое время работал при разных храмах. Там не сложилось, тут не сложилось. Попросили меня приютить человека. Он уже доживать собрался. Мы его поселили, подлечили... Вскоре встал на ноги, и оказалось, он умеет звонить на колокольне, занимается со скотиной, чудесный электрик, а по профессии столяр. Человеку просто надо дать шанс, понимание, что он не один, что его любят и ценят. Еще у нас есть два Александра. Первый неженатый, с родственниками не ладится. Ему нравится жить при храме. Другой Саша всю жизнь скитался по монастырям: в Дивногорской обители трудился, в Белогорской, теперь вот у нас. Имеет подрясник.
При Николо-Богоявленском храме есть огород и сад. На территории церкви можно увидеть загончик, где живут ослик и пони. Дети (да и взрослые тоже) очень любят кормить их и гладить. Раньше здесь был еще и павлин, но, как рассказала Елена, его утащила лиса.
Святыни храма
Одна из самых интересных святынь Николо-Богоявленской церкви – старинная Смоленская икона Пресвятой Богородицы, которая находилась в храме еще до его разорения большевиками. Когда после революции из храма выносили иконы и складывали их в большой костер, одна местная женщина сумела спасти большую икону Божией Матери и спрятать ее у себя дома. Образ долго передавался в семье как ценность. Его вернула храму невестка той женщины – Анна. Сначала икона находилась в Богоявленском храме соседнего села Тернового, который восстановили первым, а потом святыню крестным ходом перенесли в восстановленный храм села Богоявленка. Икона написана примерно в конце XIX века. Глядя на ее размеры, сложно представить, как женщина могла вытащить ее из огня – даже с учетом того, что образ был без оклада.
Икону возили на реставрацию в Орск, за 2 тыс. км. Интересно, что у батюшки хранились ризы для образа Богородицы, они нестандартного размера и не подходили ни к одной иконе. А к этой подошли идеально.Елена Люгаева
Сестра милосердия
В притворе, там, где был придел Богородицы, висит большая икона Божией Матери «Всецарица», написанная на Афоне. Вся она увешана украшениями.
Это старинный чудотворный образ. Люди приезжают, молятся перед ним и получают исцеление. В благодарность оставляют ювелирные подвесочки.Елена Люгаева
Сестра милосердия
Еще одна святыня храма – икона Иоанна Шанхайского с частицей его облачения. Она была написана в Сан-Франциско на его мощах.
Служба в родном селе
Это первый приход, где отец Борис служит в качестве настоятеля. Самое интересное, что именно в этом селе у его бабушки была дача, в детстве он нередко проводил здесь летние каникулы.
Я сказал, что готов послужить в деревне, если будет такая возможность. А найти батюшку, который хочет служить в деревне, – это не так просто. Все в город хотят. Но все происходит по воле Божией: оказаться в родном селе – считаю, что это чудо. Удивительно, когда вспоминаю детские впечатления. Я лазил по руинам мальчишкой, видел горы шелухи и жмыха, оставшиеся после того, как маслобойный завод сгорел. Тут камня на камне не было, а теперь – храм с таким большим приходом.Иерей Борис Филаретов
Настоятель Николо-Богоявленского храма
Отец Борис родился в семье неверующих людей. Но, когда ему было два года, началось воцерковление мамы, потом папы, а после и всех остальных членов семьи.
Конечно, не бескровно все это проходило. Классика жанра: когда в семье кто-то один начинает ходить в храм, все остальные начинают его очень сильно «пинать». Непонятно, по какой причине. В то время было популярно «на ковер» вызвать, собирать семейный совет. И вот собирались бабушки-дедушки, мою маму – «на ковер», и «ах ты, что ж такое!». Я до сих помню эти крики. В детстве страшно было, но, конечно, я был за маму. И всегда, сколько помню себя, чувствовал к церковному служению особое благоговение и трепет. Было чувство, что это действительно тот путь, который мне нужно выбрать.Иерей Борис Филаретов
Настоятель Николо-Богоявленского храма
Когда будущий священник окончил школу, родные хотели, чтобы он получил светское образование. Но желание стать священником пересилило.
После окончания семинарии Борис Филаретов служил диаконом в Воскресенском храме в Воронеже, был рукоположен во иерея и нес служение в городском храме святого Пантелеймона. Ну а потом оказался здесь.
Главное – есть потребность в молитве
К моменту его назначения в церкви полностью восстановили стены, обустроили нижний храм, построили котельные и здания при церкви.
Пока не доделан верхний храм – главный придел в честь Богоявления. Есть иконостас, готовы стены, но предстоит сделать пол в алтарной части. Еще мы изменили облик стен: прежде там была роспись, но не каноническая. Посоветовавшись с реставраторами и художниками, приняли волевое решение зашпатлевать все и покрасить стены в белый цвет.Иерей Борис Филаретов
Настоятель Николо-Богоявленского храма
В этом году была благоустроена территория у храма. Завезли много грунта, уложили плитку, сделали парковку и, что немаловажно, отсыпали дорогу к храму.
То, что приходится доделывать, – даст Бог, доделаем потихоньку.Иерей Борис Филаретов
Настоятель Николо-Богоявленского храма
По его словам, самое главное – у людей есть потребность в молитве, живой связи с Богом.