Россошанка Екатерина Морозова хранит дома коллекцию из 307 различных кукол, изготовленных в разные годы в Советском Союзе, Германии, Италии, Испании, Канаде, США и Франции. О своем увлечении игрушками она рассказала корреспонденту РИА «Воронеж».
Одна из комнат в доме Екатерины Морозовой превратилась в настоящее кукольное царство. Игрушки расселись на диване, креслах, заняли места на этажерках, полках, тумбочках. Собирать их россошанка начала около десяти лет назад. Больше всего Екатерину интересуют именно старые куклы, которых сейчас уже не делают и которые не купишь в магазине.
– В те времена делали миловидные лица, которые отражали внешность реального человека. Посмотришь на куклу и понимаешь, вот это француз, это девочка-итальянка, это афроамериканец, а вот так выглядел маленький житель Германии. Производители даже национальность старались отобразить в облике игрушки. Каждая кукла передает время, в которое она появилась, – пояснила россошанка.
Наиболее ценным экспонатом в коллекции россошанки можно считать куклу, которую изготовил в довоенной Германии фабрикант Арманд Марсель. Игрушку сделали из композитного материала. В его состав входили прессованные опилки, которые затем покрывались эмалью. В то время это был доступный по цене материал, который сменил дорогой и хрупкий фарфор.
– Из прессованных опилок делали кукол и в Советском Союзе. Также были из папье-маше (смеси бумаги, картона с клеящими веществами, крахмалом, гипсом). Затем появился целлулоид. Это один из видов пластмассы. Такие куклы больше всего ценятся. На аукционах они могут стоить от 2 до 30 тыс. рублей, – рассказала Екатерина.
Целлулоидные куклы 50−60-х годов есть и у Екатерины Морозовой. Она отмечает, что именно они больше всего ее привлекают. В отличие от пластмассовых и резиновых кукол эти выглядят более изящно, ведь материал тоньше. Но один из его минусов – это хрупкость. Такие куклы сохранить сложнее. Впрочем, порча предмета коллекционирования женщину совершенно не пугает. Она научилась их реставрировать сама. Для этого использует привычные строительные материалы, предназначенные для обработки дерева.
У Екатерины на столе лежит разобранная на части кукла из прессованных опилок.
– Ее мне принесла знакомая женщина. Туловище совсем развалилось, я его склеила, сверху зашпаклевала, теперь буду зачищать. Потом нужно покрыть грунтовкой, краской из баллончика и закрепить автомобильным лаком, – рассказала коллекционер.
Целлулоид Екатерина Морозова научилась клеить. Если возникают трудности с восстановлением поврежденной куклы, женщина спрашивает совета у других коллекционеров, с которыми общается. Один из них и подсказал покрывать пластмасс автомобильным лаком, тогда материал красиво блестит и защищен от внешнего воздействия.
Оказалось, что и чернила с резиновой куклы тоже можно вывести. Для этого Екатерина использует белизну и уксус.
– Смешиваю эти две жидкости, смачиваю в растворе ватные диски и обкладываю место, которое нужно очистить. Затем заматываю куклу в полиэтиленовый пакет и кладу куклу в теплое место (на батарею зимой, а летом выношу на улицу под солнце). Через неделю-две разворачиваю и промываю обработанные места. Обычно чернила хорошо выводятся, – поделилась секретом россошанка.
Одежду для кукол Екатерина тоже подбирает сама. Что-то шьет или вяжет ее рукодельница-подруга. Россошанка признается, что ей нравится одевать кукол, реставрировать испорченные, приводить в порядок, видеть, как они преображаются.
Многих кукол Екатерине отдают друзья, родственники, коллеги по работе.
– Для меня выбросить куклу – немыслимо, поэтому прошу не избавляться от старых детских игрушек, а подарить их мне. Однажды куклу немецкого производства я нашла на улице. Она была ориентировочно 70−80-х годов выпуска.
В коллекции Екатерины Морозовой можно встретить как маленьких пупсов размером от семи сантиметров, так и метровых кукол. Имен им Екатерина не дает. А для того чтобы расставить все игрушки, пришлось заказывать просторные стеллажи. Хотя даже их сейчас уже не хватает.