Россошанец Виктор Головченко сам собирает мотоциклы советской эпохи, находя комплектующие у старожилов. Сейчас в его гараже с десяток байков, все они на ходу и даже участвуют в выставках техники ко Дню города.
С чего началось это увлечение и какое продолжение оно получило теперь, когда мужчине уже 66 и возиться с крупной техникой все сложнее, – в материале РИА «Воронеж».
«Давай такой соберем себе»
Первый байк у Виктора Головченко появился, когда ему было всего 15 лет. Для советского подростка это двухколесное средство передвижения с мотором было пределом мечтаний. Виктор с братом Евгением, который был старше на три года, частично накопили на мотоцикл сами. Дед привез шлак, и братья из раствора делали шлакоблок – от его продажи удалось выручить некоторую сумму. Родители тоже помогли, видя старания детей.
– Так общими усилиями мы купили черный «Восход». Брали, конечно, не новый, с рук, но в хорошем состоянии, – вспомнил Виктор Головченко. – Агрегат, впрочем, оказался не совсем удачным – часто ломался, нам приходилось постоянно его ремонтировать.
Как чинить такие устройства, Виктор с братом узнавали сами – и буквально по болтикам перебрали свой байк. С тех самых пор мотоциклы запали в душу россошанца.
Но собирать свою коллекцию Виктор Головченко начал намного позже, когда женился и у него уже был сын шести-семи лет. Стимулом послужил совместный просмотр советского фильма «Цыган».
- Сын Витя увидел там «ИЖ-49», на котором ездил главный герой, и предложил: «Давай такой соберем себе». По деревням, у стариков, мы начали искать запчасти. Кое-что нашли, но у нас украли мотор, и воссоздание модели отложилось надолго, – рассказал коллекционер.
Тем временем Виктору попались детали от двух других мотоциклов – «К-55» и «К-58». Он занялся их сборкой – и последние 15 лет остается верен своему увлечению.
Сейчас в коллекции россошанца представлены такие модели, как «Ява-250», «Восход-3М», «К-55», «К-58», венгерская «Панония», мотороллер «Вятка-100», «ИЖ-49». Часть из них хранится в гараже, что-то забрал к себе сын.
Мотоцикл «Восход» – точная копия того, который был у Виктора Головченко в юности. Как ни странно, эта машина поселилась в его гараже последней. Началась сборка с зеркала заднего вида, которое крепится на руле слева.
– У одного старика-барахольщика на рынке увидел его. Подумал: зачем мне зеркало, если у меня нет всего остального? Но дед пристал ко мне: купи да купи. Я взял. А через время в Ровеньках Белгородской области у одного из подворий увидел «Восход», уже практически вросший в дерево. Владелец не хотел его продавать, говорил, что сам будет восстанавливать. Но потом все же сдался, и мы с ним сторговались, – отметил Виктор Головченко.
Постепенно нашлись и другие недостающие детали, и вот к мужчине вернулся мотоцикл его юности. Вернее, его точная копия.
От рычащих моторов к моделькам мотоциклов
Никаких специальных инструментов, приспособлений и даже площадки для реставрации техники у россошанца нет. Только классический набор, который имеется в любом гараже у среднестатистического мужчины. А еще – воспоминания, на которые он ориентируется при сборке, и старые советские книги для автомобилистов, куда иногда подглядывает.
На то, чтобы собрать один мотоцикл, у Виктора Головченко уходит около двух лет. Он ведет альбом, по фотографиям в котором можно проследить, из какого лома возрождаются модели мотоциклов, какой рухлядью они были и как заблестели свежей краской.
Находить комплектующие к советским мотоциклам и изначально можно было только в отдаленных деревнях и хуторах у старожилов, а сейчас с этим и вовсе туго: практически все уже отправилось в металлолом. Ведь техника, которой интересуется Виктор, производилась еще в 50-х – 60-х годах. Да и с возрастом возиться с большими агрегатами уже сложно, поэтому пенсионер нашел своему свободному времени другое применение – делает уменьшенные модели мотоциклов.
– В наличии у меня есть только две – «ИЖ-49» и «Ява-350». Многое раздал внукам, друзьям, – рассказал мужчина. – Помимо мотоциклов, создаю корабли, военные автомобили, самолеты.
Рабочими материалами для моделек служат металл и дерево. Глядя на темно-вишневую уменьшенную «Яву-350», даже не скажешь, что ее корпус деревянный. Тонкая работа выглядит натурально. На помощь Виктору приходят обычные плоскогубцы, зубило, отвертка, дрель, сварка. В ход иногда идут запчасти от детских игрушек, например колеса от коляски.
Сейчас россошанец работает над тяжелым мотоциклом времен войны, у которого будет люлька с пулеметом.
Виктор Головченко интересуется историей России. Он является членом поискового отряда «Малый Сатурн», состоит в россошанском ретро-клубе авто- и мототехники.
- Старое всегда притягивает к себе внимание. Мне интересно восстановить вещи из прошлого своими руками, вернуть их первоначальный вид и посмотреть, какими они были когда-то, – признался коллекционер.