Разбить яйцо, не расколов стоящую под ним стеклянную тарелку, или филигранно разлить воду по стаканам ковшом экскаватора – такие трюки способны выполнить только настоящие профессионалы. Лучшие механизаторы Воронежской области посоревновались в виртуозном владении многотонной техникой в четверг, 30 июля.
Конкурс профмастерства прошел в Воронеже во второй раз. Инициатором выступил Союз строителей области при поддержке облправительства. В течение нескольких дней специалисты отрасли соревновались в 13 номинациях: в 11 – по рабочим профессиям и в двух – по инженерно-техническим. На разных площадках города свои навыки показывали электрогазосварщики, монтажники каркасно-обшивных конструкций, штукатуры, электромонтажники.
Самую зрелищную номинацию – состязание машинистов тяжелой техники – из-за пандемии коронавируса пришлось проводить за городом, на участке трассы М-4 «Дон» в Рамонском районе. Организаторы пообещали: в следующем году конкурс перенесут в центр города, чтобы как можно больше зрителей увидели «почти акробатические» трюки гигантских машин.
К участию в соревнованиях допускали только местных штатных специалистов. Возраст значения не имел – виртуозно управлять экскаватором и краном могли как 30-летние, так и более опытные, 50-летние водители. Женщин среди участников не было.
– Въезжая в любой город, можно легко оценить, как он развивается, по количеству башенных и автокранов. Воронеж развивается активно, строится во всех направлениях: жилищном, социальном, промышленном. Задача этого конкурса – доказать, что профессия машиниста тяжелой техники является престижной. Популяризация рабочей профессии всегда важна. Из-за закрытых границ мы в течение одного месяца сразу лишились многих работников из ближнего зарубежья, ранее задействованных в строительной отрасли. И оказалось, что наши специалисты рабочих профессий очень востребованы. Сегодня хороший экскаваторщик на вес золота. Поэтому надо готовить своих, надо прививать любовь к профессии, чтобы люди хотели работать машинистами экскаваторов, штукатурами, плотниками – чтобы мы не были зависимы от иностранной рабочей силы, – заявил председатель Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин.
Состязания проходили в два этапа: теоретический и практический. На тест из 12 вопросов участникам отвели десять минут, но большинство справились с заданием быстрее. Конкурсанты признались, что вопросы были легкими – с подобными ситуациями им часто приходится сталкиваться на работе. И не знать, например, в каком случае нужно снять давление в гидросистеме экскаватора, чем определяется опасная зона работающего экскаватора и что должен сделать машинист при просадке или сползании грунта во время земляных работ, непростительно.
– Я более десяти лет работаю машинистом экскаватора, до этого водил самосвал. Технику безопасности мы проходим на предприятии регулярно. Поэтому с ходу ответил на все вопросы, ни один не вызвал затруднения, – похвастался первый «отстрелявшийся» участник Иван Ворошилов.
В практической части машинисты демонстрировали навыки ювелирного владения экскаватором, экскаватором-погрузчиком и автокраном. На прохождение заданий также давалось десять минут.
В качестве «боевых» машин участникам предоставили новенькие восьмитонные экскаваторы-погрузчики NewHolland B80B, оснащенные двумя ковшами – фронтальным объемом 1 куб. м и экскаваторным на 0,2 куб. м и шириной 600 мм. Все конкурсанты оказались в кабине этой машины впервые, так что прохождение испытаний для них стало своеобразным краш-тестом.
На глазах у болельщиков участники показывали просто ювелирное искусство: снимали ковшом с подставки баскетбольный мяч и укладывали в ведро, поднимали на цепи цилиндр и точно опускали его в пластиковый стаканчик, подцепляли с перекладины ведро с водой и переставляли на бочку, разливали из привязанной к ковшу баклажки воду по стаканчикам, стараясь при этом ничего не пролить. В задании не был оговорен уровень воды, которой необходимо заполнить стаканы. Все конкурсанты старались налить жидкость «с горкой». Члены жюри шутили: «Русские мужчины не привыкли наливать стаканы полумерами».
За Михаила Битюкова болела вся семья. Он выполнил трюки без единой ошибки.
– В первый раз участвую в таком конкурсе – очень понравилось, с удовольствием попробовал бы еще. Специально к соревнованиям не готовился, мои тренировки – это ежедневная работа. В грунте попадается все что угодно: канализация, кабели. Чтобы их не повредить, приходится буквально «миллиметражи» ловить. За годы работы, кажется, ковш стал продолжением моей руки, – смеется экскаваторщик.
Машинист 33 лет Денис Парфенов десять лет работает на погрузчике. Говорит, мечта детства. Его отец тоже трудился экскаваторщиком, а любимыми игрушками маленького Дениса были строительные машинки. Сейчас у мужчины подрастает сын, который просто обожает тракторы.
– Техника на конкурсе отличная, хотя и моя не хуже, просто рычаги по-другому установлены. Если бы дали побольше времени потренироваться, думаю, лучше бы справился, – считает Денис Парфенов. – А так задания мне не показались чересчур сложными: мы на работе с пацанами в перерыв иногда забавляемся подобными трюками – закрываем ковшом спичечный коробок или бросаем бутылку на меткость. В нашей работе нужен глаз-алмаз. Копать необходимо аккуратно, чтобы никакие коммуникации не порвать и не зацепить. Сейчас вот в микрорайоне Тепличный строим корпус детской поликлиники, я рою траншею для забора.
Самый молодой конкурсант – 26-летний Александр Юдин – работает погрузчиком всего пять лет. Он отучился на помощника машиниста электровоза, но в силу обстоятельств сделался экскаваторщиком. Шутит, что большой разницы нет: и там и там большие машины.
– Мне задания показались непростыми, хотя на работе, бывает, дурачимся с ребятами и на спор делаем подобные трюки. В нашей работе точность и аккуратность очень важны. Малейшая ошибка экскаваторщика может привести к большим затратам организации. А бывает наоборот: однажды я откопал два ящика минометных снарядов времен ВОВ, в МЧС меня похвалили, – признался Александр Юдин.
Во втором конкурсе точные манипуляции ковшом демонстрировали машинисты экскаватора. Требовалось на скорость закрыть спичечный коробок и при этом его не помять, а также разбить лежащее на стеклянной тарелке яйцо, не повредив тарелку. По сравнению с гигантским ковшом гусеничного экскаватора атрибуты выглядели микроскопическими. Чтобы разглядеть их из кабины машины, нужно обладать соколиным зрением. Профессиональным машинистам хватило пары минут, чтобы справиться с испытанием.
Лидер конкурса – 33-летний Анатолий Бородкин – работает экскаваторщиком больше десяти лет, пришел на эту должность сразу после армии. Мужчина еще застал советскую технику с неудобным креслом, рычагами управления и кондиционером в виде открытого окна.
– Пошел по стопам отца, он тоже был экскаваторщиком. Интересная у нас работа, захватывающая, я бы сказал. Со стороны кажется, что загрузить грунт в самосвал – большого ума не надо, все мальчишки в детстве в песочнице делают это. На самом деле в нашей работе нужна высокая точность и большое внимание. Никогда не знаешь, что твой ковш извлечет из земли. За годы я столько всего интересного откапывал: солдатские каски, ножи, элементы оружия. Обо всех находках мы сообщаем в полицию, себе ничего не забираем, – сообщил рабочий.
Пожалуй, самым драматичным этапом соревнований стал конкурс среди крановщиков на легендарном автокране «Клинцы». Грузоподъемность машины – 28 т, длина стрелы – 28 м. Чтобы выполнить задания, от участников требовалась запредельная точность. С расстояния около 20 м машинисты должны крюком подцепить ведро с водой, перенести и зафиксировать на бочке, поднять емкость с водой и установить ее в огражденное конусами место, не свалив при этом конус, а также поместить закрепленный на гаке груз в цилиндр. С последним испытанием у участников возникло больше всего сложностей. Вдобавок помешал некстати поднявшийся ветер, который раскачивал груз из стороны в сторону.
Потомственному крановщику, 36-летнему Алексею Гребенникову, удалось пройти задание в отведенное время.
Мужчина рассказал, что с детства мечтал быть только крановщиком и другой профессии для себя вообще не мыслил. Примером ему служил отец, который отработал на кране 45 лет до самой пенсии. А теперь Алексей служит примером своим сыновьям. Старший уже несколько раз был у папы на работе и пробовал управлять стрелой, а младшему только недавно исполнился год, у него еще все впереди.
По итогам конкурса жюри огласило победителей. В номинации «Лучший машинист экскаватора-погрузчика» третье место занял Михаил Битюков, на втором оказался Иван Ворошилов, а победителем стал Александр Юдин.
В номинации «Лучший машинист экскаватора» третье место присудили Анатолию Бородкину, второе – Алексею Чистякову, а первое место заслужил Евгений Есиков.
Третье место в номинации «Лучший машинист крана» занял Владимир Каравдин, второе – Алексей Гребенников, победителем признали Николая Сухенко.
Участники, занявшие призовые места, получили денежные сертификаты на 15 тыс., 10 тыс. и 5 тыс. рублей, дипломы, кубки и коллекционные модели строительной техники.