Житель Поворино, 65-летний Виктор Рудов,за полтора года собрал одноместный вертолет и планирует подняться на нем в небо. У мужчины высшее инженерное образование, но летательный аппарат стал первой его работой, выполненной в натуральную величину и приводимой в управление.
Виктор Рудов интересовался конструированием еще в старших классах – тогда он собрал из дерева и картона уменьшенную копию танка. В следующие 50 лет не занимался этим, а недавно решил вернуться к увлечению юности.
– В Перми и Рязани есть мастера, которые вертолеты в 80 лет собирают. Мне стало интересно, смогу ли я сконструировать такой, разберусь ли в механизмах, – поделился поворинец. – Ведь вертолет – самый технически сложный летательный аппарат. Но моим преимуществом было образование, к тому же я сам изготовил несколько станков для работы с деревом и металлом.
Все детали, кроме двигателя, взятого от ВАЗ-2108, умелец сделал самостоятельно – на станках и вручную. Консультировали друзья, бывшие военные-вертолетчики из Борисоглебска и Кантемировского района. При изготовлении чертежей Виктор Рудов пользовался учебником для инженеров, выпущенным в 1955 году, и интернет-справочниками.
– В этом вертолете нет ни одного элемента, сборка которого была бы простой. Везде требовалось много усилий, – признался мастер. – К примеру, каждая из двух лопастей для винта состояла из 750 деталей – нервюр. Каждую нужно было вырезать, отшлифовать, высверлить в ней по два отверстия и собрать все воедино, а затем лопасть обтянуть 18 слоями стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой. Мы с супругой начинали в 7:30 утра, а заканчивали в третьем часу ночи, при этом почти не отдыхали.
Многие детали мужчина модифицировал, чтобы можно было использовать их для вертолета: изменил конструкцию двигателя, расположение выхлопной трубы, радиатора. Некоторые элементы переделывал по нескольку раз, чтобы добиться оптимального конструкторского решения.
– Дольше всего работал над автоматом перекоса – механизмом для управления несущим винтом, – рассказал поворинец. – Эта деталь имеет колоссальное значение для всего вертолета. Когда завел его и понял, что не ошибся в сборке, расплылся в улыбке, которая не сходила с лица весь день.
В последнюю очередь Рудов сконструировал кабину для своего летательного аппарата. На это ушло около полутора месяцев. Итогом стал полностью рабочий вертолет, способный выдавать до 550 оборотов на несущем винте в минуту. В заведенном состоянии аппарату остается шаг до взлета. В черте города это невозможно из-за электрических проводов. Виктор Иванович поставил свой аппарат на колеса и планирует вывезти в поле, чтобы уже там попробовать взлететь.
Вместе с супругой Галиной Александровной Рудов придумал название своему детищу – «Стрекоза».
– Когда закончил эту работу, чувства гордости не было, скорее, стало скучно от того, что не нужно больше рано утром идти к станку. Поэтому я сразу переключился на другой свой проект – аэросани, – поделился Виктор Рудов. – А после того как закончу аэросани, соберу еще один вертолет, только теперь с четырьмя винтами, предназначенный для морской авиации.
Мужчина убежден, что создать подобный аппарат под силу практически каждому, стоит только захотеть, загореться идеей и набраться терпения.