Жительница Тульской области Алена Гладкова нашла информацию о своем прапрадеде благодаря панинской газете «Наш край» (входит в холдинг РИА «Воронеж»). Семь лет назад районка опубликовала статью, в которой упоминался Захар Самойлов. Благодаря этой зацепке удалось проследить судьбу репрессированного мужчины. Героиня публикации поблагодарила всех, кто участвовал в поисках ее прапрадеда. А РИА «Воронеж» расскажет, как это было.
От архива до районной газеты
Алена Гладкова заинтересовалась историей своего рода несколько лет назад. Она по крупицам собирает сведения из архивных документов, похозяйственных книг, сайтов об участниках Великой Отечественной войны и книг Памяти.
– Постепенно добралась до ветви прапрадедов, – рассказала Алена Сергеевна. – Выяснила, что мой прапрадед по отцовской линии, Захар Самойлов, родился в селе Александровка Панинского района в 1872 году. Стала искать сведения о нем, в ноябре позвонила в панинский архив. Так начался путь знакомства с трагической судьбой моего предка.
Ведущий специалист отдела культуры и архивного дела администрации Панинского района Светлана Вавакина, выслушав тулячку, дала ей контакты краеведа и историка из Большого Мартына Нины Балбековой. Она много лет ведет большую краеведческую работу на территории своего Криушанского сельского поселения, куда входит Александровка. В свою очередь, Нина Балбекова разыскала на страницах районной газеты «Наш край» за 2017 год статью «Панинцев расстреляли по разнарядке», где как раз есть сведения о Захаре Дмитриевиче Самойлове и его племяннике Василии Самойлове, которых репрессировали в начале 30-х годов прошлого столетия. Краевед перенаправила информацию Алене Гладковой.
Сослали за агитацию
В книге воронежского историка Павла Загоровского о «Социально-экономических последствиях голода в Центральном Черноземье в первой половине 1930-х годов» (12+) есть такие сведения. «...в конце весны – начале лета 1932 года крестьянский протест активизировался вновь. Поводом к этому послужило очередное увеличение масштабов хлебозаготовок и изъятий продовольствия у сельского населения».
В панинских селах крестьяне-единоличники, отказавшиеся вступать в колхозы или покинувшие их, объединялись, устраивали собрания. Велись разговоры, что сеять хлеб бесполезно: урожай все равно будет конфискован государственными хлебозаготовителями.
Для подавления антисоветских выступлений, борьбы с бандитизмом и диверсионной деятельностью осенью 1932-го был сформирован специальный полк для оказания помощи войсковым частям и местным органам власти. Для отъема хлеба у голодных крестьян готовили оружие. Осужденных за кражи любого количества продовольствия заключали в тюрьмы и лагеря. За решетку отправляли и сельских жителей, которых объявляли зачинщиками собраний единоличников, принимавших решение не сдавать хлеб государству.
Возможно, именно за это преступление приговорили к ссылке Захара Самойлова. В первом томе Книги памяти жертв политических репрессий Воронежской области (12+) есть информация, что Захара Самойлова, крестьянина, плотника 4-го конезавода, арестовали 17 февраля 1933 года по статье 58−10 Уголовного кодекса РСФСР «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений». 16 марта того же года постановлением тройки при Полномочном представительстве (ПП) Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) по Центрально-Черноземной области его сослали в Северный край сроком на три года. Место ареста – село Александровка.
– Захару Дмитриевичу к тому времени уже шел 61-й год, – рассказывает его праправнучка. – Больше о нем его семья – жена и двое сыновей- ничего не слышала. Скорее всего, из-за возраста он погиб в ссылке. По документам, моего прапрадеда реабилитировали 20 сентября 1989 года. Есть информация, что дом Захара Самойлова в Александровке был отдан то ли под детский дом, то ли под интернат для престарелых. Местные старожилы из Александровки склоняются больше ко второму варианту.
Чтобы узнать дальнейшую судьбу прапрадеда, Алена сделала запрос в Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области. Пришел ответ, что в фонде имеется архивно-следственное дело в отношении Захара Дмитриевича Самойлова, уроженца Александровки, но предоставить сведения могут только наследникам. Для этого Алене Гладковой надо предъявить документы своих деда и прадеда, что по понятным причинам не так-то просто сделать.
Взял фамилию священника
Иван Захарович Самойлов – прадед героини публикации
Интересна судьба и сына Захара (прадеда Алены Гладковой) – Ивана. Жительница Тульской области рассказала, что сыновья ее репрессированного предка – Иван и Кузьма – жили с их тетей. Что случилось с супругой Захара Самойлова, неизвестно. Иван Захарович полюбил девушку-татарку. Это тогда не приветствовалось, и молодым пришлось перебраться в Узбекистан. Там родились их дети Равиль и Роза. Равиль – дедушка нашей героини. Когда началась война, Ивану Захаровичу было 37 лет. Родственников репрессированных как неблагонадежных поначалу на фронт не мобилизовали, как говорилось: «до особого распоряжения военкомата». Тогда Иван, чтобы уйти на фронт, в ближайшей церкви причастился и взял фамилию священника – Сидулов. Его дети остались под фамилией Самойловы.
Равиль Иванович Самойлов – дед героини публикации
На сайте «Память народа» есть информация о младшем сержанте Иване Захаровиче Сидулове, 1904 года рождения. В 1943 году в боях он был тяжело ранен, в госпитале не удалось спасти его руку, и мужчину комиссовали домой. У его сына Равиля Ивановича в браке в 1961 году родился сын Сергей, который впоследствии стал отцом нашей героини Алены Гладковой.
Сергей Равильевич Самойлов – отец героини публикации
- Историю семьи я рассказываю своим детям, о том, сколько нашим предкам пришлось перенести, – говорит героиня публикации. – Надо знать их судьбу, беречь память о них. Для этого я составляю генеалогическое древо. В планах – найти информацию и по женской линии.
Алена Гладкова передала слова благодарности всем, кто участвовал в поисках ее прапрадеда, и напоследок попросила откликнуться потомков Самойловых, тех, кто хоть что-то знает о ее предке.