На всю огромную Россию насчитывается всего 2500 тысячи дефектоскопистов. На Новохоперском участке трудятся четыре оператора дефектоскопной тележки. Они обслуживают линию от Елань-Колено до Поворино. Стаж работы Александра Есина и Игоря Новикова – больше 20 лет, 16 лет трудится в этой службе Александр Будаев и 10 лет Игорь Северин.
В процессе эксплуатации железнодорожных путей внутри рельсов образуются дефекты и повреждения, угрожающие безопасности движения поездов. Выявлением «болезней» рельсов и занимаются дефектоскописты. Делается это посредством специальных искателей – дефектоскопов, которые устанавливаются на тележки, перемещающиеся по рельсовой колее. Принцип действия дефектоскопов основан на использовании магнитных и ультразвуковых методов. Работают дефектоскописты в наушниках: если появился сигнал – значит, есть дефект. Определенные символы, сообщающие о повреждениях рельсов, выводятся и на экран прибора. Дефекты нужно найти определить, для чего требуется скрупулезно расшифровать записи дефектоскопа. Этим занимаются как сами операторы, так и инженеры.
Самые распространенные дефекты приходятся на головку рельса, ту есть ту его часть, которая непосредственно соприкасается с поездом. Это поперечные и продольные внутренние трещины и изломы, горизонтальное расслоение, смятие и выкрошивание. Свои «болезни» есть также у шейки и подошвы рельса. Кроме того, в летний период проверяется сварка плетей. Плеть – это рельс длиною 800 метров (так называемый «бархатный путь»).
Об острых дефектах рельса немедленно сообщается дорожному мастеру. На этом участке ограничивается скорость и в течение трех часов производится замена рельса. Этим занимаются монтеры пути. Если дефектоскопист по какой-то причине вовремя не выявит повреждение рельса, то может произойди его излом под подвижным составом и крушение поезда. Поэтому параллельно ведется проверка пути мобильными средствами – специальными дефектоскопными вагонами.
Работа дефектоскопистов требует не только большого внимания, ответственности, но и глубоких знаний. Операторы проходят специальное обучение и регулярно повышают квалификацию в Москве и Санкт-Петербурге. Регулярно ездят на обучение в Воронеж. Современные дефектоскопы – это промышленные компьютеры. В России их закупают многие страны.
В день дефектоскопист может пройти с тележкой 7-8 км пути. Тележка весит 80-90 кг. Рабочий день операторов начинается в половине шестого утра. Перед выходом на рельсы нужно заправить тележку. Средства ультразвукового контроля требуют для своей работы наличие контактной жидкости – воды летом или спиртового раствора зимой. Расход - полтора литра спирта на километр пути.
У дефектоскопистов не бывает длинных новогодних или майских выходных - разрыв в графике проверок не может превышать двух дней. Минимальная периодичность проверки рельсов съемными дефектоскопами составляет от двух до пяти раз в месяц.
Жизнь дефектоскопистов зависит от идущего рядом сигналиста. Сигналист сообщает им о приближении поезда с помощью звукового и визуального сигналов - рожка и флажка. Дефектоскопист обязан дать отмашку, снять с рельсов тележку и освободить путь.
А потом нужно начать все сначала. Чтобы пассажиры доехали живыми и невредимыми, а все грузы были доставлены в полном объеме и точно в срок.