Слово «мед» для самого южного района Воронежской области – Кантемировского – имеет особое значение. Тут всегда насчитывалось едва ли не самое большое в регионе число пчеловодов. И вот уже в течение нескольких лет в районе успешно реализуется проект «Школьный мед» – единственный на всю область. Как местные фермеры делают жизнь школьников чуть слаще, – в репортаже РИА «Воронеж».
Школьные меды чудесные
Если ехать по этому приграничному району, то пейзаж в основном будет стандартен – бескрайние поля, засеянные различными сельхозкультурами, да редкие лесополосы. Но именно такая специфика Кантемировского района, вкупе с большим количеством пчеловодов, и дала пять лет назад старт необычному проекту.
В ноябре 2017-го депутаты районного совета проголосовали за финансирование «Школьного меда», и уже с 1 декабря того же года натуральный мед в соответствии с пилотным проектом вошел в рацион более 300 учеников трех школ района – Писаревской, Таловской и Смаглеевской. Инициатором проекта выступил глава администрации Кантемировского муниципального района Владимир Покусаев, пчеловод с большим стажем.
Александр Прищепин, начальник отдела развития сельских территорий Кантемировского района:
– Наш районный отдел образования изучил опыт соседей – белгородцев, в частности Шебекинского района, школьники которого с 2010 года ежедневно получали в свой рацион мед в 10-граммовой промышленной расфасовке. Коллеги приводили цифры: за годы работы этого проекта заболеваемость школьников снизилась почти на 5%.
Руководитель отдела приводит свои цифры: в районе сегодня более 400 пчеловодов (это очень высокий показатель по всей области), а в хозяйствах – около 23 тыс. голов КРС, более 3 тыс. овец. Для их полноценного питания на больших площадях и высевают многолетние травы, которые в период цветения нужны пчелам.
– Владимир Покусаев всегда говорит о необходимости производства экологически чистой продукции и много делает для этого как руководитель. С его подачи и родился этот проект. Сегодня он успешно работает во всех 23 школах Кантемировского района, где учатся более 3 тыс. ребят. Каждый день вот уже пять лет все школьники получают во время обеда в школе мед, расфасованный в 10-граммовые упаковки. С декабря 2017-го до начала 2019 года мы возили мед из Белгородской области, а позже нашим крупнейшим медопроизводителем стал фермер Виктор Украинский из села Писаревка, – рассказал Александр Прищепин.
Дело одной семьи – потенциал для всего региона
Производственная база Виктора Украинского находится на окраине Писаревки. Сегодня у него около 400 пчелосемей, и в хорошие годы за сезон он качает порядка 20−25 т. Нынешнее лето, посетовал фермер, выдалось самым проблемным, «пожалуй, за 30 последних лет: из-за майских заморозков вымерз черноклен, местами акация, поэтому меда будет меньше, чем обычно».
В хозяйстве есть свой нуклеусный парк на 120 мест для выведения пчеломаток – их на ферме обычно получают по три поколения в сезон, то есть занимаются основами селекционной работы.
– Я занялся медом, как только пришел с армейской службы. Это у нас семейное: дед, отец и двое моих братьев занимались этим. Начал и я, на рубеже 90-х работал пчеловодом в здешнем колхозе «Победа», в 2002-м создал свое КФХ. У меня два направления работы – растениеводство (земли немного, 150 га) и пчеловодство, даю округе рабочие места, – поделился Виктор.
По словам Александра Прищепина, часть затрат фермера на приобретение компрессорной установки и фасовочно-упаковочного аппарата для производства порционных упаковок покрыла субсидия, полученная от департамента предпринимательства и торговли Воронежской области. Мощность оборудования – 500 кг в смену, это 50 тыс. упаковок по 10 г. Такая фасовка удобна для, например, одного чаепития. Мед имеет все необходимые сертификаты, его качество постоянно проверяется. Ведутся разговоры и о возможности расширения рамок этого проекта – от районного до областного.
– Мы несколько раз просчитывали и вышли вот на какие цифры. Всем школам Кантемировского района в рамках проекта «Школьный мед» на год требуется 5 т меда, а если замахнуться на всю область, то тут необходимо примерно 100 т – такое количество легко потянули бы пчеловоды нашего района. Конечно, важно, чтобы этот проект перешагнул рамки одного района и пошел на регион, – рассуждает Украинский.
Сейчас термоформовочная линия в его хозяйстве задействована на 10−15%, хотя фасовать продукцию на ней можно в любые упаковки массой от 10 до 20 г. Однако, при всем потенциале, предприниматель пока не видит особого смысла расширять мощности.
– Разумеется, мы сбываем часть собранного меда, но, конечно, фермерской продукции сложно конкурировать с крупными производителями. При этом их мед, как правило, по качеству заметно уступает тому, что собирают фермеры. Себестоимость производства одной 10-граммовой упаковки школьного меда колеблется от 2 до 3 рублей, и, если дело дойдет до торгов (если, например, этот проект станет областным), то, скорее всего, мы уступим крупным производителям, которые зачастую по демпинговым ценам гонят продукцию сомнительного качества, – посетовал фермер.
Виктор – человек, интересующийся многими нюансами своего ремесла. Например, он показал так называемый «самопоточный» улей, приехавший на юг Воронежской области из Австралии. Если говорить упрощенно, он позволяет получать собранный пчелами мед, не откачивая его через медогонку, а напрямую, из улья, минуя едва ли не самый сложный этап сбора пчелиного «урожая».
Журналисты РИА «Воронеж», облачившись в маски пчеловодов, побывали внутри так называемого «пчелопавильона» на 100 пчелосемей, который находится на колесах − для перемещения пчел по округе во время цветения тех или иных трав или деревьев. Радиус таких путешествий может достигать 500−700 км.
А само производство – термоформовочная линия – находится в историческом «доме пана Прутченко», местного помещика, владевшего здешними угодьями и державшего конюшню и пасеку. Толщина стен в здании, которому минимум полтора века, – 80 см, что совсем не мешает работе той самой линии.
Одна из тех, кто обеспечивает эту работу, ее оператор – жительница Писаревки Елена Зябкина.
– Я работаю тут три года, мне очень нравится: чисто, аккуратно, и мед всегда так приятно пахнет, – сказала Елена.
Точно в «яблочко»
По мнению директора центра информации Кантемировского района Александра Татаркова, этот проект выгоден всем:
– Мы консультируем фермеров района по всем интересующим их вопросам, касающимся получения субсидий, грантов и выращивания сельскохозяйственных культур. И «Школьный мед» – один из способов возможной помощи пчеловодам нашего района, которые легко могли бы общими усилиями распространить работающий у нас проект на территории всей Воронежской области. С другой стороны, все они получили бы возможность для гарантированной реализации части своей продукции.Александр Татарков,
директор центра информации Кантемировского муниципального района
– В рамках другого проекта – «Школьное яблоко» – все школьники нашего района каждый день во время обеда вместе с медом получают еще и по яблоку, которые мы закупаем в Острогожском районе, – отметил начальник отдела развития сельских территорий Кантемировского района Александр Прищепин.
А директор Бугаевской СОШ Владимир Воронько, которого мы встретили в Кантемировке, добавил:
– У нас учится 35 ребят, и идея проекта «Школьный мед» просто отличная. Во-первых, это чистый экологичный продукт, во-вторых, не каждый родитель, если сам он не водит пчел, сможет регулярно кормить своего ребенка медом. А у нас в школах и мед, и яблоки – каждый день!Владимир Воронько,
директор Бугаевской СОШ
На прощание корреспондент РИА «Воронеж» поинтересовался у Виктора Украинского, как при покупке (например, на рынке) отличить «правильный» мед от «фальшивого».
Вот какой совет дал эксперт:
– Покупая мед в банке, ее надо резко перевернуть вверх дном. И если воздух, находящийся под крышкой, пойдет вверх одним пузырем, значит, мед нормальный. А если он будет тянуться полосками − тут что-то не то. Кстати, мед за последние годы остается, пожалуй, единственным продуктом, который не дорожает: как 3−5 лет тому назад трехлитровая банка стоила в пределах 1000−1300 рублей, так она стоит и сегодня. Вот по всему выходит, мед и есть настоящий «стратегический» продукт! – заключил Виктор.