Каждую осень пенсионеры Шулекины из села Хрещатое Калачеевского района берут лопаты, ведра, мешки и отправляются на прогулки по окрестностям своей малой родины. Чаще – на мокике, реже – на велосипедах, иногда – пешком. Маршрут хорошо известен 59-летней Тамаре и 67-летнему Павлу. На их условную «карту» нанесено примерно 5−6 мест, куда супруг приглашает прогуляться свою жену. Правда, Шулекины почему-то все больше тяготеют к оврагам и балкам, по склонам которых проходят пласты глины. Примерно с октября по март начинается сезон творчества Тамары, которая вот уже четыре года вместе с мужем создает самобытные глиняные игрушки – «под дымковские», как выражается сам Павел, художник-оформитель по образованию.
Лучшее лекарство
Семейный стаж Тамары и Павла невелик – всего семь лет. Павел родом из этих мест, долгие годы прожил в Липецке, разошелся с бывшей женой в 2006-м и вернулся на родину. У него трое взрослых детей, как и у Тамары, овдовевшей девять лет тому назад.
– Я работала в родном колхозе дояркой, телятницей, поваром, потом – в нашем сельском магазине продавцом, – рассказывает хозяйка. – Как и многие мои соседки иногда под настроение вышивала, делала цветы из бумаги. В общем, все довольно обычно. А в 2017 году мне пришлось делать операцию на ногах и несколько месяцев ходить на костылях. А руки-то свободные были. Вот тогда Павел и начал заготавливать глину и привозить ее домой.
– В 90-х годах мы в Липецке создали кооператив, начали лепить из глины что-то похожее на дымковскую игрушку, набрали человек десять, некоторых я сам обучал этому ремеслу, – рассказывает он. – Потом возили все это в Москву на продажу, улетало все за милую душу. Но потом начались дрязги, часто сопровождающие жизнь любого творческого коллектива, кто-то отделился и ушел работать сам, кто-то вообще бросил все это дело, которым мы занимались примерно 6−7 лет. А про глину я вспомнил, когда Тамара после операции долго не могла ходить – такой ей придумал способ реабилитации.
Супруги Шулекины показали журналистам РИА «Воронеж» одно из своих глиняных «месторождений» – дальнюю окраину села. Дорога туда идет мимо полуразрушенных колхозных ферм и мастерских, небольшого пруда, где Тамара и Павел иногда рыбачат.
– Пришли, – пробормотал Павел, спускаясь по склону неглубокой отводной канавы. - Сейчас посмотрим, что тут у нас...
Глина глине рознь. По оценке Павла, который имел с ней дело еще в той, далекой жизни, в окрестностях Липецка, например, глина есть и белая, и розовая, и черная. И в тех местах она помягче, чем здесь – на родных косогорах.
– Каждый комок глины, которую копаем, обязательно разминаем руками, выбрасываем все твердые части, – поясняет Тамара. – На ощупь она тоже вся разная: есть сухая, которая рассыпается в горсти, – для работы с ней надо много воды, есть жирная – после нее на ладонях остается что-то типа масляного следа. В общем-то работать можно почти с каждой, но с какой-то бывает проще, с какой-то сложнее.
Главное – обжечься!
Своего супруга Тамара в шутку называет «подсобным рабочим». Все потому, что он сам не лепит игрушки, но отбирает лучшую глину для них и помогает жене советами бывалого мастера.
Обычно для работы на зиму Шулекины заготавливают порядка 200−250 килограммов глины в мешках, которые стоят в гараже. Производство тут практически безотходное, все идет в дело. Кроме того, для раскрашивания уже готовых работ уходит порядка десяти тюбиков клея ПВА и несколько наборов гуаши (она размешивается с клеем).
– Вот это моя самая первая работа, – Тамара показывает яркую расписную куклу. – Называется «Барышня с цветами». – У меня много именно барышень, есть птицы – в основном лебеди и куры, и коники. Всего с 2017 года я слепила около 60 игрушек. Вернее, мы с Павлом слепили.
– Если бы Тамара тогда в 90-х работала в нашем липецком кооперативе, она бы там точно звездой была! Человек впервые начал с глиной работать, а кажется, будто всю жизнь с ней дело имел. Конечно, это не дымковская игрушка в чистом виде, там цветовая гамма строго регламентирована, а жена раскрашивает их по-разному. Но работы очень приличного качества, такие не стыдно показывать где угодно. Я никогда не лезу с советами, если сама спросит, могу что-то подсказать, а так – ни-ни. Тут самое ценное то, что у жены на это взгляд незамутненный, как у ребенка, – лукаво улыбается Павел.
Создание игрушки – процесс не быстрый. Допустим, слепила Тамара фигуру очередной барышни. Параллельно надо бы еще работ 5−6 сделать, чтобы в духовку обычной газовой плиты, которую не разогреешь выше 240−250 градусов, поставить обжигаться несколько работ. Ведь для обжига таких игрушек нужна муфельная печь, дающая температуру 800−900 градусов.
Вот и считайте! Слепила Тамара игрушки, они должны сохнуть 5−7 дней дома на столе, потом – в духовку на 5−7 часов. Затем надо проверить, готовы ли, – постучать легонько пальцем: если звук относительно звонок – готово, если глуховат – обратно на обжиг. Затем нужно дать остыть, а через несколько дней загрунтовать акриловыми белилами. Только после этого через несколько дней начинается роспись работ смесью из гуаши и клея ПВА. На рождение одной игрушки у Тамары в среднем уходит 20−25 дней.
После всех процедур работы Тамары попадают на заседание домашнего «худсовета», который иногда проводит ее супруг. Это не разбор достоинств и недостатков, а просто советы бывалого мастера, к которым хозяйка старается прислушиваться.
Глина вам в помощь!
Некоторые работы снятся Тамаре по ночам, например, лебеди, которых она позже ваяет из глины. Как-то под утро приснился ей особый, еще не опробованный способ изгиба лебединого крыла. Позже она перенесла его на одну из своих работ.
С этой самой глиной под настроение иногда работают и внучата мастерицы, которые часто приезжают проведать бабушку. Вот ждут своего часа обжига несколько глиняных зверюшек, слепленных детскими ручонками.
– Работа с глиной для меня – лучшее лекарство. После того как я начала лепить, все мои хвори прошли: и давление теперь в норме, и тонус отменный! А главное, что Павел сам подтолкнул меня к этому, а теперь – как бы в стороне, – шутит Тамара. – Конечно, всякое бывает, случается слеплю работу, не понравится она мне, разомну ее руками в блин и начинаю лепить заново. А уж роспись готовых работ – вообще самое любимое мое занятие! Может быть, и хорошо, что у меня никакого образования нет, тут больше сердце, а не голову подключать приходится. Потому все мои барышни имеют несколько наивное выражение лица...
– Работы Тамары много раз выставлялись у нас в КДЦ (культурно-досуговом центре), ездили они и в Калач, были представлены на областных конкурсах народного творчества, – рассказала РИА «Воронеж» руководитель Хрещатовского культурно-досугового центра Раиса Ступникова. - Интересно то, что в наших краях каких-то особых гончарных традиций никогда не было, и вот Тамара, выйдя на пенсию, неожиданно для всех нас занялась таким необычным делом.
– Эти работы не стыдно показывать на любой областной выставке, представлять на любом конкурсе, – добавила руководитель одного из кружков местного КДЦ Вера Костюченко. – Я знаю, например, что несколько работ Тамары сейчас находятся у ее родственников на Кубани и на Украине.