Каждый день сестрам из хутора Дядин Богучарского района – первокласснице Кате и второкласснице Насте – приходится вместе с матерью идти 2,2 км до остановки школьного автобуса. Оттуда желтая «Газель» везет их вместе с другими ребятишками в школу села Радченское километра за три. Обратный путь выглядит точно так же – «Газелью» до остановки, встреча с мамой и пеший переход до дома. В день выходит почти 4,5 км пешком, в неделю – 22 км, в месяц – почти 90. Причем родителям с детьми приходится большую часть пути преодолевать по обочине, а потом еще идти по продуваемому всеми ветрами пешеходному переходу над трассой М-4.
Как путь хуторских школьников к знаниям оказался таким тернистым, законно ли это, когда и каким образом должна решиться проблема – в материале РИА «Воронеж».
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2021/04/6UBKM8stOduue3ZSpUHZ_1Z4ej7qFsdn.jpg)
Трасса преткновения
Трасса М-4 «Дон» разрезает хутор Дядин, где живут порядка 340 человек, на две неравные части. Если ехать с севера на юг, то слева – порядка 50 домов, а справа – не более 30. Школа, расположенная в Радченском, – по правую сторону трассы. Путь до нее для школьников, живущих на дальней окраине Дядина, долог и непрост.
Дом Гиревых стоит чуть в стороне, метрах в 200, от центральной улицы хутора, носящей имя первого космонавта.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2021/04/EOsfxVbq6q-dVBB12Zh5QNtq1uWBKZon.jpg)
– Каждый день я бужу своих дочек в 6:00, кормлю их, заплетаю косички, и не позже 6:40 мы выходим из дома, – рассказала мать Кати и Насти Марина Гирева. – Осенью-весной мы надеваем сапоги, чтобы не изгваздаться, пока дойдешь до асфальта. Мы с соседями высыпали сюда около 10 машин битого кирпича, разровняли, но все равно путь до асфальта грязный. К 7:20 мы должны быть на той стороне трассы М-4 на остановке школьного автобуса. Занятия начинаются в 8:30, то есть почти час дети сидят и ждут их начала в школьном фойе.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2021/04/ADkvEA-YPPd5lIruMQrPhsNLhYiRK_-1.jpg)
Только до трассы от домика Гиревых – 1,9 км (корреспонденты
РИА «Воронеж» замерили расстояние по спидометру редакционной машины). Потом – переход трассы по надземному переходу и относительно короткий (не более 300 м) путь к остановке автобуса. После занятий – тот же маршрут, но в обратном порядке.
Тротуары
в Дядине почти полностью отсутствуют. Приходится идти по краю дороги. Движение
на ней оживленное, особенно летом (автомобилисты, возвращающиеся с юга, объезжают
здесь пост КПП), а отступать некуда – сбоку крутой спуск.
– Машины мимо проносятся, грязь из-под колес летит, куда это годится? – возмутилась родственница Гиревых, тоже хуторянка, Ирина Ноженко.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2021/04/w-1cqH4-C93X1LHX6IsUe6l-UD_sqWQB.jpg)
Марина Чаевцева – бабушка пятиклассницы Насти, которая вынуждена проделывать такой же путь в школу, – вторит: «Безобразие, да и только».
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2021/04/2X0cNYPSn8IBNlyjdLM7cAgz1xUpjHog.jpg)
Корреспонденты РИА «Воронеж» вместе с родителями школьников проделали весь путь от дома Гиревых до нынешней остановки автобуса. Дорога в один конец в среднем темпе заняла 35 минут. Когда шли обратно, младшая дочь Марины Гиревой, Катя, начала хныкать: «Мама, я устала, давай помедленнее пойдем».
Марина Гирева вела обширную переписку с районными властями, пытаясь добиться переноса остановки школьного автобуса в центр хутора. Получала разные ответы, но принципиально ничего не менялось.
А ведь многие нюансы в сложившейся ситуации противоречат не только здравому смыслу, но и действующему законодательству.
Из ответа на запрос РИА «Воронеж» в департамент образования, науки и молодежной политики региона следует, что «пешеходный подход обучающихся» от жилых зданий к месту сбора на остановке школьного автобуса не должен превышать 500 м. Для сельских районов допускается увеличение до 1 км.
У Гиревых – и не только у них – получается более 2 км.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2021/04/JY7PPbiv0EZ7no-5z_869WM0taOmE5Cp.jpg)
На улице Гагарина живет Оксана Шевцова – мать четверых детей, из которых двое младшеклассники (Антон в первом классе, Артем – в третьем). Их дом примерно на полкилометра ближе к трассе М-4, чем дом Гиревых, но до школьного автобуса все равно идти далеко не километр.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2021/04/L-xn0oSfBx4KsmRDMx4xKqQ3GbVk0FC7.jpg)
Многодетная мать рассказала:
– Разные классы заканчивают занятия в разное время, и поэтому иногда приходится бежать на школьную остановку за одним сыном, встречать его и буквально через 10 минут идти туда же за вторым. Язык на плечо вываливается от таких пробежек.
А в 2021 году в школу пойдет еще и дочь Вика.
– Подвоз обучающихся из хутора Дядин организован с 2004 года. Посадка осуществлялась на остановочном павильоне М-4 «Дон» со стороны Дядина. Когда М-4 «Дон» расширили до четырех полос, ОГИБДД ОМВД РФ по Богучарскому району запретила школьному автобусу пересекать трассу с детьми в салоне. После строительства надземного пешеходного перехода дети с родителями стали переходить трассу по переходу к остановочному павильону со стороны села Радченское, где их забирал школьный автобус, – пояснили в областном департаменте образования. – В настоящее время родители сопровождают детей до остановки у надземного пешеходного перехода на 750-м км трассы М-4 «Дон» (расстояние составляет до 1,5 км). По переходу дети продолжают движение с сопровождающими лицами, затем осуществляется посадка в школьный автобус.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2021/04/iZpRxwN_Jtbim5au2g4OCOgXjRUuTITB.jpg)
На личном контроле
До осени 2020 года автобус забирал детей в специальном кармане, двигался примерно 500 м в сторону Богучара на разворот, а после него вез ребят прямо в школу на противоположную сторону. Но опасный разворот школьного автобуса с детьми на трассе правоохранители запретили после нескольких громких аварий на М-4. После окончания первой четверти учебного года ребят стали забирать на противоположной стороне трассы.
Собственные источники сообщили журналисту РИА «Воронеж», что решение о движении школьных автобусов по трассе принимается отдельно по каждому случаю, универсальных решений нет.
В региональном департаменте образования корреспонденту РИА «Воронеж» пообещали, что проблема исчезнет в обозримом будущем:
– Планируются установка остановочного павильона и оборудование площадки для разворота школьного автобуса в Дядин. Автобус будет забирать детей на остановке в хуторе (пешеходный подход к ней – не более 500 м) и довозить до надземного пешеходного перехода, после чего дети вместе с сопровождающими лицами пешком будут пересекать трассу М-4 «Дон» по переходу и далее продолжать движение на школьном автобусе до образовательной организации. По информации отдела по образованию, опеке и попечительству администрации Богучарского муниципального района, решение вопроса планируется до 30 августа 2021 года.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2021/04/dL2UDjqjettPNvlLp6dveh0RrJSyj_I_.jpg)
Глава администрации района Валерий Кузнецов заверил журналиста, что ситуация находится на его личном контроле.
Руководитель районного управления по образованию и молодежной политике Игорь Ткачев пояснил:
– После реконструкции надземного пешеходного перехода через М-4 там с обеих сторон убрали остановочные площадки – соответственно, детям и родителям негде было ждать школьного автобуса. Сейчас ГИБДД нам не согласовывает маршрут, связанный с посадкой детей в автобус там, где раньше, и разворотом на трассе. Но с 1 сентября 2021 года автобус уже начнет забирать детей с остановки из центра Дядина. Мы рассмотрели вопрос о том, чтобы оборудовать там остановочную площадку для школьного автобуса, где будут остановочный павильон и освещение. Учеников из этой части хутора довезут до надземного перехода, а пока они вместе с сопровождающими переходят по нему трассу, пустой школьный автобус развернется на М-4 и будет ждать ребят уже на автобусной остановке по другую сторону трассы, где находится и школа. Обратный путь из школы будет таким же. Когда в центре Дядина будет оборудована автобусная площадка, расстояние от самого дальнего дома хутора до нее составит не более полукилометра. Работы по обустройству разворотного кольца для школьного автобуса в центре хутора мы начнем совсем скоро. Полиция согласует этот маршрут.
– Да я сам готов бесплатно сварить ту самую остановку, лишь бы автобус к нам скорее пустить, – признался супруг Марины Гиревой, отец Кати и Насти Андрей.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2021/04/0yvDS8xAxtJfsu_T-D8PeqvjwbgVYvqP.jpg)