Проведывая могилу бабушки в Богучарском районе, одна из участниц проекта «Художественная мастерская «Душегрея» обратила внимание на заброшенное захоронение рядом. А ведь это могила Фаины Лобастовой – создательницы знаменитой богучарской росписи. Найдя единомышленников среди других участниц мастерской, в один из вечеров после работы женщины решили исправить ситуацию – победили заросли сорной травы, размышляя в процессе уборки о памяти поколений. Занимаясь живописью сегодня, они захотели узнать историю появления «Богучарской хохломы» – особого вида художественной росписи.
Золотые руки мастеров

В богучарском Доме народного творчества и ремесел работает одна из первых учениц Фаины Васильевны – Людмила Чижмина. В ее умелых руках даже самая простая деревянная заготовка превращается в произведение искусства. А ведь она пришла к этому ремеслу, абсолютно не владея кистью. Просто однажды увидела расписную миску и восхитилась – захотелось понять, как можно создать такую красоту?

Ученицы Фаины Лобастовой Людмила Чижмина и Вера Дегтярева
Перебирает за столом старые фотографии рядом с Людмилой Алексеевной и бывшая коллега по сувенирному цеху Вера Дегтярева. Она с трепетом вспоминает их работу под руководством Фаины Лобастовой:
– Фаина Васильевна окончила Семеновское художественное училище, родом она была из Нижегородской земли. Ее сразу назначили главным художником сувенирного цеха Богучарского лесхоза. Тогда хохлому рисовали многие, зачастую используя самый простой вариант орнамента – ягодки. Будучи очень мудрой и талантливой, вдохновившись нашими степными пейзажами, Фаина Васильевна решила создать свой уникальный богучарский стиль росписи. За основу она взяла технику на тот момент уже практически забытого фонового письма – когда по золоту черной краской наносят фон, оставляя орнамент золотым.

Мастерицы «Художественной мастерской «Душегрея» привели в порядок захоронение родоначальницы «Богучарской хохломы»
К классическим элементам хохломской росписи богучарские мастерицы добавляли привычные глазу ромашки, васильки, шишечки хмеля и усики гороха. При этом изображения получались объемные за счет так называемой «разживки», когда на каждый лепесток наносилось множество штрихов.

Худсовет не всегда приветствовал инновации, которые снижали темпы производства. Ягодки рисовались быстрее и проще, соответственно объем выпускаемой продукции и продаж был выше. Но Фаина Лобастова была непреклонна, отстаивала зарождавшуюся богучарскую роспись. Однажды она даже повезла Веру Дегтяреву в Москву на худсовет союзного масштаба. Вера Андреевна до сих пор не может забыть наказ большого профессионала Вероники Вишневской: «Никому не уступайте, держите и развивайте дальше свое уникальное художественное направление».
Певучий цех

Коллектив сувенирного цеха Богучарского лесхоза
Сувенирный цех при Богучарском лесхозе был открыт в 1974 году как особый вид производства. Сначала коллектив ютился в небольшом домике на улице Радченко, а потом для него построили большое двухэтажное здание. В цеху тогда трудились до 50−60 человек. Были налажены производственные линии, каждому мастеру назначалась своя дневная норма, например, простых деревянных ложек каждый художник должен был расписать 30−35 в месяц. Другое дело – изделия для выставок и конкурсов. На них сажали самых опытных и талантливых мастеров, не ограничивая во времени. Продукция Богучарского лесхоза дарилась участникам и гостям Олимпиады- 80 в Москве, а работы Людмилы Чижминой были удостоены бронзовой медали ВДНХ СССР.

Самодельная кисть из шерсти кошки до сих пор служит мастеру
Художественной росписью в цеху занимались в большинстве своем женщины. Очень часто здесь можно было услышать протяжные, лирические песни. Стоило одной затянуть знакомую мелодию, как все тут же подхватывали. Людмила Алексеевна вспоминает, как они химичили, добиваясь нужного цвета лака, как в условиях жесткого дефицита из одной кисточки №3 умудрялись делать три «единички». У нее даже сохранилась самодельная кисточка, для которой использовалась палочка и шерсть кошки – лучше этой кисти для росписи не сыскать.
Сохранить и передать

Дело Фаины Лобастовой живет и поныне. Его продолжают те, кто работал под ее руководством еще в прошлом веке. Уникальные расписные изделия рождаются в Доме народного творчества и ремесел в Богучаре, а также на предприятии Владимира Польшакова. Именно он 20 лет назад принял волевое решение и сохранил закрывавшийся цех, поменяв его форму собственности. Но если раньше желающих научиться этому ремеслу было много, то сегодня их попросту нет. Ученицы Фаины Васильевны переживают, что через какое-то время эта роспись может быть забыта, как и могила ее создательницы. Чтобы не допустить этого, Людмила Чижмина призывает детей и взрослых к себе на бесплатные занятия в Дом ремесел.
Богучарская роспись – явление уникальное, самобытное, притягивающее взгляды каждого, кто ее увидит. Ее знают далеко за пределами Воронежской области, ею гордятся богучарцы. Сохранить эту роспись – важно и нужно.