Жемчужина Бобровского района – так называют в Воронежской области храм Вознесения Господня в селе Коршево. При виде уникального дореволюционного фарфорового иконостаса, старинной росписи под куполом кажется, что находишься не в сельской церкви, а как минимум в столичном соборе. Поражает и обилие писаных икон, возраст которых превышает сотню лет.

В страшное время безбожного советского лихолетья в Коршево жили богобоязненные люди, которым удалось сохранить и храм, и святыни. Да и закрыта церковь была всего 12 лет – с 1935 по 1947 год. Сегодня храм еженедельно собирает верующих под своими сводами. Настоятель протоиерей Андрей Семилетов много потрудился, чтобы здесь было тепло зимой, не протекала крыша. Сейчас батюшка занимается восстановлением утраченных частей фарфорового иконостаса – не без помощи неравнодушных христиан.

О том, как складывается жизнь вокруг двухсотлетней церкви в селе Коршево – в новом выпуске спецпроекта «Свято место».

Иконы прятали в школе

Фото: 1 из 2

Фото — Виктория Курляндская
  • Храм Вознесения Господня в Коршево
  • Храм Вознесения Господня в Коршево

Каменный храм в Коршево был построен более двух веков назад – в 1818 году. Прежде местные жители молились в деревянной церкви, освященной в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Новый храм посвятили празднику Вознесения Господня, а спустя 30 лет церковь расширили еще на два придела – в честь великомученика Димитрия и Иверской иконы Божией Матери.

Архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий, посетив Коршево в 1907 году, сказал: «Людей у вас много, надо второй храм строить». Но спустя 10 лет грянула революция, и планам не суждено было осуществиться.

В 1935 году по селу пронесся слух о том, что храм будет закрыт большевиками. Местные жители тайно вынесли из церкви иконы и церковную утварь – что-то попрятали по домам, но большая часть святынь хранилась на чердаке местной школы. Что касается духовенства, то, по рассказам старожилов, один из батюшек оставил служение и ушел работать на маслозавод, а другой (священник Иван Митрофанович Проскуряков) – повредился рассудком от постоянных притеснений со стороны властей.

После закрытия храма верующие продолжали собираться для молитвы – в доме у Марии Дмитриевны Скрябиной, бывшего руководителя местной школы. Помешать принимать у себя верующих ей не дерзнули: Мария Скрябина утверждала, что находится в родстве с «правой рукой» Сталина Молотовым (настоящее имя – Вячеслав Михайлович Скрябин). Молельный дом действовал вплоть до открытия храма в 1947 году, когда советская власть пересмотрела свои взгляды на религию. Тогда в церковь снова вернулись иконы: их тайно сложили на пороге, чтобы никто не знал, кто хранил образа. С тех пор храм уже не закрывался. Тогда в Бобровском районе было всего две действующие церкви: Вознесенская в Коршево и храм Успения Богородицы в райцентре.

Протоиерей Андрей Семилетов, настоятель храма Воскресения Господня

Председатели, которые хоть немножко Бога боялись, не стали разрушать храм. Пока он был закрыт, здесь было зернохранилище. Другим церквям повезло меньше.

О советском периоде в Вознесенском храме напоминает нумерация на иконах. По словам отца Андрея, это результат инвентаризации, проводимой примерно за 10 лет до развала СССР.

Хотел служить в Коршево

Отец Андрей был рукоположен в священники 30 лет назад. До этого он год пробыл диаконом в Алексеево-Акатовом монастыре, а после хиротонии около пяти лет служил в Толшевском Спасо-Преображенском женском монастыре, затем в Верхнем Мамоне, в Листопадовке в Грибановском районе.

Тем временем Вознесенская церковь в Коршево лишилась настоятеля, а комиссия признала ее непригодной к служению. Около года для совершения богослужений сюда приезжали бобровские священники.

– Однажды я приехал в Успенский храм Боброва на праздник святителя Тихона Задонского, попросился послужить. Познакомился с батюшками, и меня спросили, не хочу ли в Коршево. Я ответил: «Очень хочу, но кто же меня туда пустит?» Тогда благочинный сам съездил к архиерею, люди письмо написали. Владыка Сергий ответил: «Пока он сам не скажет, что в Коршево хочет, я его переводить не буду». Я подтвердил, и меня назначили сюда, – рассказал отец Андрей.

Пожар уничтожил крышу

Отец Андрей прибыл на новый приход с супругой Татьяной и двумя детьми. В Коршево уже была сложившаяся община, священника ждали. Освоившись, отец Андрей озаботился приведением храма в порядок. Работы предстояло много: перекрыть прохудившуюся крышу, отремонтировать пол, заменить побитые окна, решить вопрос с отоплением, которого совсем не было.

Настоятель познакомился с местными фермерами и пригласил их на обед, за которым поведал о нуждах прихода – в частности, о ремонте кровли. Фермеры согласились помочь. Собрали деньги на железо, на работу кровельщиков. Материалы складывали в трапезной части храма.

Первое Рождество Христово так и служили – с провалившимися полами, железом для крыши, сложенном в стопы в храме, разбитыми стеклами в окнах.

Наконец, начался долгожданный ремонт купола и крыши. Тем летом, в 2009 году, отец Андрей решил вырубить тополя, густо растущие на территории храма. Из-за деревьев, перекрывающих солнечный свет, в храме было темно, стояла сырость. Батюшка обратился в сельсовет, и спустя время оттуда прислали рабочих. Настоятеля в это время в храме не было. Попилив тополя, работники вывезли древесину покрупнее на дрова, а мелкие сучья подожгли – прямо на территории церкви.

Протоиерей Андрей Семилетов, настоятель храма Воскресения Господня

Я был дома, когда люди прибежали с криками: «Батюшка, давай ведра, храм горит!» Загорелась кровля. Мы потом увидели, что в основе ее были березовые бревна с берестой – самое то для розжига. Приехали пожарные, потушили, но недогасили где-то. Огонь разгорелся снова, перекинулся на только покрытый купол, и он сгорел. Что делать? Я поплакал, помолился... Потом фермеры позвонили, сказали: «Батюшка, значит, мы нагрешили, раз Господь не принял нашу жертву. Все поправим». И начали снова собирать деньги. Хотели косметический ремонт делать, а сделали капитальный. Всю крышу покрыли, колокольню.

Отопление было заветной мечтой

Храм был неотапливаемым. Четыре печи не сохранились. В первые зимы служили в небольшом помещении в притворной части – так называемой «крестилочке», где топили печку. Потом батюшка устроил в приделе Иверской иконы теплый пол, электроотопление. Так в храме появился «зимний придел».

Но это было временно. Ведь отопление в храме не только комфорт, но и защита от сырости, поддержание определенного климата, что важно для старинных икон. Да и в целом для церкви.

Заветная мечта – газовое отопление – сбылась пять лет назад.

Протоиерей Андрей Семилетов, настоятель храма Воскресения Господня

Максим Иванович Тринеев хотел помочь храму, спросил: «Батюшка, что нужно сделать?» Я ответил, что есть такое, о чем и мечтать не смею, – отопление. Он ответил: «Без вопросов». Договорился со Штефаном Дюрром, они купили и привезли все необходимое. Сейчас за отопительный период на все здание уходит такая же сумма, как за электричество в одном приделе. Счета, кстати, тоже благотворители оплачивают.

Батюшка обновляет иконостас

Сейчас батюшка занимается восстановлением фарфорового иконостаса в центральном приделе – деталей нужно почти на 4 млн рублей, с работой и установкой. До революции все три иконостаса храма были фарфоровыми. Сохранился только один – в приделе Вознесения. Но не так хорошо, как хотелось бы: царские врата утрачены, многих деталей не хватает. Некоторые части иконостаса местные жители приносят до сих пор – находят на своих подворьях.

Протоиерей Андрей Семилетов, настоятель храма Воскресения Господня

Был тут после революции один «ворошиловский стрелок»: стрелял по ликам святых, разбил иконостас. В прошлом году благотворители по старинным образцам воссоздали Царские врата. Специалисты приезжали из Сысертской мастерской, что в Свердловской области. Сейчас они же изготавливают недостающие детали иконостаса. Специалисты, конечно, предложили заново иконостас сделать – так проще, чем восстанавливать частями. Но это что же получается: коммунисты в революцию не сломали, фашисты в войну не сломали, а пришел поп и уничтожил? Так дело не пойдет, говорю, дополняйте то, чего нет. Даст Бог, все сделаем, а потом займемся реставрацией росписей.

На центральном иконостасе сохранились старинные фрески – лики Божией Матери, святителя Николая Чудотворца, икона Вознесения Господня. Часть икон – новодел, например изображение архангелов.

Протоиерей Андрей Семилетов, настоятель храма Воскресения Господня

В те годы как бывало: придет к батюшке художник от слова худо, батюшка заплатит, он нарисует. Был у нас в селе такой умелец, примерно в 1960-х. Много икон в храме – его письма. Матушкин дедушка рассказывал, художник этот говорит ему как-то: «Дядь Вась, давайте я вас в церкви нарисую». Тот ему: «Да ты что, сдурел?» Отвечает: «Да тех из-под горы я уже нарисовал». Он святым лица людей подрисовывал.

Иконы дарят местные жители

Вознесенский храм богат старинными иконами. Здесь можно помолиться перед дореволюционным Распятием, образом Спасителя в терновом венце. Есть и образ святого великомученика Пантелеимона афонского письма, икона Божией Матери «Достойно есть», образ святого великомученика Димитрия Солунского, Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, великомученицы Варвары, святых праведных Иоакима и Анны и многие другие святыни. Особенно красива старинная икона Вознесения Господня – в резном деревянном окладе, пожертвованном одним из прихожан к престольному празднику храма.

Фото: 1 из 5

Фото — Виктория Курляндская
  • Иконы. Храм Вознесения в Бобровском районе
  • Иконы. Храм Вознесения в Бобровском районе
  • Иконы. Храм Вознесения в Бобровском районе
  • Иконы. Храм Вознесения в Бобровском районе
  • Иконы. Храм Вознесения в Бобровском районе

Часть икон батюшке отдали из Толшевского монастыря. Среди них – Сошествие Святого Духа на апостолов, образ равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (точная копия со святой иконы из собора в Мцхети).

Некоторые иконы имеют свою историю. Так, образ Божией Матери «Державная» отцу Андрею подарил живописец Григорий Харьковский, сослуживец его дедушки. Пожилой ветеран узнал отца Андрея по фамилии.

Протоиерей Андрей Семилетов, настоятель храма Воскресения Господня

Выяснилось, что они с моим дедом из одного села, вместе воевали. Он мне на память для храма икону подарил. И еще несколько картин.

Фото: 1 из 8

Фото — Виктория Курляндская
  • Иконы храма Вознесения в Коршево
  • Иконы храма Вознесения в Коршево
  • Иконы храма Вознесения в Коршево
  • Иконы храма Вознесения в Коршево
  • Иконы храма Вознесения в Коршево
  • Иконы храма Вознесения в Коршево
  • Иконы храма Вознесения в Коршево
  • Иконы храма Вознесения в Коршево

Много икон, подаренных местными жителями. Некоторые образы – семейные, на них изображены святые покровители членов одной семьи. Например, икона Архангела Михаила с убрусом в руках, рядом с которым изображены святые Флор, Лавр, Власий, мученик Трифон. В храме также есть иконы, писанные на металле, – например, «Тайная вечеря».

Недавно батюшке передали чугунные плиты, которыми прежде была вымощена дорога от церкви до ограды, – кто-то забрал для своего двора в 1930-х.

Приходят все, кто не спит

По праздникам и воскресеньям на воскресную службу в Вознесенском храме собираются 15−20 человек – все, кому не спится, кто к Богу стремится, шутит батюшка.

Протоиерей Андрей Семилетов, настоятель храма Воскресения Господня

По документам в селе около двух тысяч жителей. Но местные зачастую в Москву ездят на заработки, кто-то у фермеров работает, много дачников. Есть улица, на которой во множестве живут мусульмане. Вроде и есть люди, но не видать их.

Раньше при храме работала воскресная школа, в которой преподавали школьные учителя. Когда началась пандемия, деятельность школы была поставлена на «стоп» и так и не возобновилась.

В хоре певчих – местные прихожанки, самоучки. Недавно в Коршево переехала женщина из ЛНР, которая рассказала, что трудилась регентом, и попросилась петь в храме. Ее с радостью приняли.

Протоиерей Андрей Семилетов, настоятель храма Воскресения Господня

Бабушки наши пока не подстроятся под нормальное пение, хотят по-старому. Я им говорю: «Нет, теперь есть на кого равняться, старайтесь».

Певчие выступают и в роли чтецов. Постоянных алтарников у батюшки нет, разве что летом, когда на отдых в Коршево приезжают москвичи.

Были при храме два звонаря, но в пандемию скончались от коронавируса. После этого один из благотворителей пожертвовал храму систему электронного управления колоколами (электронный звонарь).

Проводит беседы со школьниками

Отец Андрей также является помощником благочинного по молодежному служению. Батюшка проводит беседы со школьниками, студентами, а недавно возил ребят из Бобровского колледжа в монастырь Серафима Саровского. Старшеклассники традиционно приходят на весенний субботник, потом остаются на чаепитие с беседой. При храме трудятся волонтеры из числа старшеклассников – делают окопные свечи для бойцов.

При помощи школьников отец Андрей смастерил купель для крещения взрослых с полным погружением в бывшем «зимнем» приделе. Тут же освящают воду на праздник Крещения Господня. На вопрос, где батюшка научился такой работе, скромно улыбается:

– Этому жизнь учит. У нас в деревне так: и жнец, и певец, и на дуде игрец.

Отец Андрей возглавляет приход еще одного старинного храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» села Сухая Березовка Бобровского района. Там он также совершает богослужения и занимается восстановлением церкви.

Батюшка говорит, что ни разу не пожалел о том, что его мечта о назначении в Коршево сбылась.

Протоиерей Андрей Семилетов, настоятель храма Воскресения Господня

Конечно, здесь не так богато, как в городах, но Господь утешает и посылает добрых людей. По милости Божией со всем справимся.

В прошлом выпуске спецпроекта «Свято место» мы рассказывали о храме села Богоявленка Семилукского района. Несмотря на то что село давно опустело, в этом месте кипит жизнь: по праздникам на богослужения съезжаются более 100 человек из Воронежа, Семилук, а иногда и совсем издалека.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».