Пандемия коронавируса оказала колоссальное влияние на мировую экономику в целом, и на финансовый сектор в частности. По прогнозу рейтингового агентства «Эксперт РА», негативный сценарий развития эпидемии в 2020 году приведет к оттоку страховых премий на 27%. О том, как страховые компании выстраивают свою работу в этот период, и о влиянии «цифры» на страховой сектор рассказал директор Воронежского филиала Страхового Дома ВСК.
– Как ВСК планирует справляться с последствиями экономического спада?
– Ситуация для финансового сектора сложилась действительно достаточно непростая. Доходы населения стремительно падают, а многие предприятия, в особенности это касается сферы услуг, вынуждены временно приостанавливать деятельность. Разумеется, это сказывается и на работе страховщиков. Самый яркий пример – сегмент страхования выезжающих за рубеж, тесно связанный с работой туроператоров и авиаперевозчиков, пострадавший больше всего. Тем не менее, страховые компании сегодня должны оставаться гибкими для своих клиентов, суметь оперативно подстроить все бизнес процессы под текущие экономические условия. Нам удалось организовать свою деятельность так, чтобы система взаимодействия сотрудников с клиентами работала бесперебойно.
– При помощи онлайн-сервисов?
– В том числе. В этом смысле можно говорить о том, что финансовый сектор оказался готов к переходу в онлайн. Страховые компании вслед за банками стали активно внедрять дистанционные технологии. Например, Страховой Дом ВСК уже достаточно давно начала цифровую трансформацию бизнеса. Мы пристально следим за новыми технологичными разработками и постепенно внедряем их во все бизнес-процессы. Это одно из наших ключевых конкурентных преимуществ. Так, с 2017 года работает мобильное приложение «ВСК-страхование», в котором клиент из любой точки страны может рассчитать и купить различные полисы, урегулировать возникший страховой случай, связаться с менеджером или ознакомиться со специальными предложениями, осуществить страховой взнос. То есть можно с уверенностью говорить о том, что к переходу в онлайн мы были готовы.
– И все же, возвращаясь к текущей экономической ситуации: спрос на страховые услуги сейчас наверняка упадет. Что скажете по этому поводу?
– Отчасти я с вами не соглашусь. Страховые услуги сейчас плотно вошли в повседневную жизнь россиян, компании предлагают сопутствующие продукты, а также расширяют и модернизируют привычные сервисы. Так, защита здоровья уже давно вышла за рамки стандартного полиса ДМС. Одним из наиболее перспективных направлений в страховании сейчас является телемедицина.
Наши клиенты, например, могут круглосуточно получать онлайн-консультации практикующих врачей посредством общения в чате, аудио или видеозвонка. При этом максимальное время ожидания консультации дежурного врача не превышает три-пять минут. Специалисты собирают анамнез, изучают результаты обследований пациента, дают рекомендации и высылают письменное заключение. В особенности сейчас онлайн-медицина как нельзя актуальна и востребована. Работая в столь непростых экономических условиях, мы просто сместим фокус в сторону продуктов, которые сейчас нужны нашим клиентам в первую очередь. Тем более страховой рынок РФ последние несколько лет демонстрирует стабильный прирост в большинстве сегментов, чему в том числе способствует «гибкость» страховщиков и расширение спектра страховых услуг.
– Какие именно страховые услуги больше всего востребованы?
– На примере 2019 года мы видим существенный прирост рынка ДМС и страхования от несчастных случаев и болезней. К тому же сегмент non-life в целом вырос на 4,4%. Аналогичные тенденции характерны и для Воронежской области. Прошлый год можно назвать успешным в частности и для Страхового Дома ВСК. Чистая прибыль за отчетный период составила более 7 млрд. рублей. Сборы Группы составили 93,3 млрд. Большая часть сборов приходится на ОСАГО (23,4 млрд рублей), каско (22 млрд рублей), страхование от несчастных случаев и болезней (более 14 млрд рублей). Активы Группы, по данным консолидированной отчетности, выросли более чем на 16%.
– Какие планы у ВСК на ближайшие несколько лет?
– Безусловно, строить планы по развитию в столь непростых экономических реалиях весьма сложно. Несмотря на трудности, с которыми столкнулся страховой сектор сегодня, мы будем продолжать работать в интересах наших клиентов, улучшать функционирующие сервисы – именно эти задачи являются приоритетными для нас. Кроме того, мы продолжим активно внедрять цифровые технологии, ведь именно за ними будущее. Сейчас уже невозможно представить активно растущий бизнес, который не стремится развиваться в данном направлении. Все это позволит нам выйти на новый уровень развития.
– А каковы ваши прогнозы на ближайшее будущее?
– Финансовый сектор сейчас находится на пороге больших перемен. Разумеется, в ближайшее время будет еще более быстрыми темпами расти востребованность дистанционных сервисов, к тому же мы прогнозируем дальнейший прирост ДМС. Этот год страховой рынок закончит, скорее всего, снижением объема премий, однако мы с оптимизмом смотрим в будущее. Нынешняя экономическая ситуация – своеобразное стресс-тестирование для игроков рынка. Наша основная задача сейчас – продолжать обеспечивать защиту своих клиентов, и в то же время успевать подстраиваться под изменяющиеся экономические условия. Уверены, что нам удастся в очередной раз доказать свою надежность, главное – не останавливаться на достигнутом и продолжать развиваться в интересах своих клиентов.