Владимир Высоцкий уже более трех десятилетий назад канонизирован российским обществом как «светский святой». Образы бесстрашных и преданных своему долгу мужчин, созданные им в театре и кино, зрители охотно переносят на самого актера, а его песни постоянно сопровождаются эпитетами «честные» и «смелые». Но, по всей видимости, главным достоинством Высоцкого была «всемирная отзывчивость», свойственная, по мнению Достоевского, русской душе и впервые раскрытая Пушкиным. При жизни Высоцкого считали «своим» и партработники, и фронтовики, и уголовники, и диссиденты. В наши дни среди приверженцев его культа можно увидеть бизнесменов, ученых, рок-музыкантов. В том числе и в Воронеже.
Легенды и реалии
Культ святого, в том числе светского, предполагает набор преданий, в которые, может, люди и не верят, но очень хотели бы. Среди воронежских поклонников Владимира Высоцкого почти четыре десятилетия ходит легенда, что бард давал концерт в нашем городе. Место и время расходятся: по наиболее распространенной версии, это могло произойти в Зеленом театре в парке «Динамо» в сентябре 1968 года. Якобы до сих пор в некоторых семьях хранятся билеты на это выступление. Правда, обнаружить их мне так и не удалось: даже поклонник с более чем сорокалетним стажем, собиравший газетные вырезки публикаций о Высоцком с 70-х годов, рассказал, что ему лишь показывали такой билет, но он не уверен в его подлинности. Впрочем, легенда на то и легенда, что в фактах нуждается мало. Тем более что даже филологи, профессионально изучающие творческий путь Высоцкого, не берутся решительно ее опровергнуть.
Зато доподлинно известно, что именно в Воронеже, в Центрально-Черноземном книжном издательстве в середине 80-х вышла первая в стране авторская книга Высоцкого «Не вышел из боя». Руководил издательством покойный ныне Анатолий Свиридов, а в Москву для уточнения деталей и редактирования книги к родственникам и друзьям Высоцкого ездил редактор ЦЧКИ, воронежский писатель Юрий Кургузов.
В 1988 году в том же издательстве вышло одно из первых в стране собраний сочинений Высоцкого. Одновременно в газете «Молодой коммунар», имевшей тогда 137-тысячный тираж, по инициативе журналиста Юрия Коденцева впервые в истории воронежской журналистики вышла серия материалов, посвященных личности и творчеству Владимира Семеновича.
Среди филологов слово «высоцковед» уже воспринимается привычно, почти как «пушкинист». Более того, среди высоцковедов уже сложилась своя табель о рангах, есть свои авторитеты и даже легенды. В течение восьми лет при Воронежском педуниверситете проходят международные (!) конференции «Новое о В.С. Высоцком», в которых принимают участие ученые практически со всей страны и многих стран мира. Темы докладов могут быть весьма эксцентричными, например «Песня К. Арбенина «Магадан Ж» в свете претекстов Высоцкого» или «Упрямо я стремлюсь ко дну»: коды культуры и интертекстуальность». Руководит конференциями профессор педуниверситета Галина Шпилевая, основатель Центра изучения творчества Высоцкого при гуманитарном факультете ВГПУ.
Не зарастет народная тропа
Апофеозом народной любви воронежцев стала установка памятника Владимиру Высоцкому на улице Карла Маркса, напротив института физкультуры. Как известно, финансировал работы известный предприниматель Владимир Бубнов, истовый почитатель творчества барда, а изготовил скульптуру Максим Дикунов - представитель фамильного клана скульпторов, получающего практически все заметные заказы в Воронеже. К художественному исполнению могут быть (и они есть) претензии, но в том, кому именно следует ставить памятник в Воронеже, здесь наблюдалось полное единодушие. Тем более что на церемонии открытия в августе 2009 года актер Валерий Золотухин, друг и коллега барда, назвал произведение Максима Дикунова «лучшим памятником Высоцкому в стране». И вроде бы с тех пор конкурентов не появилось.
Как ни странно, но влияние Высоцкого не слишком заметно в воронежских группировках авторской песни – ни у «Паруса надежды», ни у «Рамонского родника». Впрочем, певец и при жизни держал дистанцию с движением авторской песни: во фронтмены этого жанра его записали значительно позже.
С гораздо большим энтузиазмом к образу и творчеству Владимира Семеновича относятся местные рокеры. Одной из первых «рокерских» акций клуба «100 ручьев» стал фестиваль рок-бардов, приуроченный к юбилею выхода фильма «Вертикаль». Тогда удалось собрать сильный состав участников: Леонид Федоров, Сергей Калугин, Вадим «Черный Лукич» Кузьмин – авторы, каждый из которых тоже является «культовым» для своей аудитории. В этом и разница: каждый для своей, а Высоцкий – «всехний». По мнению организатора фестиваля Алексея Гребенщикова, каждый из участников представлял одну из граней необъятной личности народного барда.
А в прошлом году арт-бар «Наша среда обитания» (такой вполне нью-йоркский рок-клуб на левом берегу Воронежа) провел мини-фестиваль памяти Высоцкого, ни к каким датам его не привязывая. Руководитель арт-бара Наталья Голдина посетовала на не слишком большой интерес аудитории к этому события, но, похоже, и дальше намерена проводить подобные акции.
Громкий голос тихой лирики
- На меня, как на начинающего стихотворца, Высоцкий оказал заметное влияние еще в середине 70-х, главные образом его военные песни и «жанровая философская лирика», великолепных образцов которой достаточно в творчестве поэта. Впрочем, тогда невозможно было этого влияния избежать: песни Высоцкого звучали в каждом доме, их было слышно из раскрытых окон, их пели каждой кампании, в том числе в нашем стройотряде филфака ВГУ «Каравелла».
По мнению редактора «Подъема», такая популярность была связана с тем, что Высоцкий «естественным образом противопоставлялся крепнущему культу личности Брежнева, почитанию чиновничества, ханжеству». Иван Щелоков полагает, что большое количество советских реалий в песнях Высоцкого затрудняет их восприятие нынешней молодежью: «Современному молодому человеку трудно понять, что такое невозможность выехать за границу или страх быть вызванным на партсобрание. Думаю, молодежь слушает Высоцкого, чтобы лучше понять своих родителей».
- Будучи членом попечительских советов Воронежского госуниверситета и архитектурно-строительной академии, я довольно много общаюсь со студентами и, как я вижу, в последние годы Высоцкого стали слушать и читать значительно больше, - полагает меценат Владимир Бубнов, поддерживающий отношения со многими людьми из «круга Высоцкого». - Вероятно, свою роль сыграла и установка памятника, и вышедший в позапрошлом году фильм «Спасибо, что живой»: имя появилось на слуху, молодые люди заинтересовались, полезли в Интернет – и зачитались. Высоцкий, как и Есенин, – проводники русского духа, национальной культуры, как в лучших, так и, к сожалению, и в темных ее проявлениях. Но и то, и другое нужно, как минимум, знать.
По мнению Ивана Щелокова, поэзия Высоцкого, как, кстати, и Есенина, – один из важнейших этапов демократизации русской поэзии, его насыщения народными темами и мотивами. Она впитала в себя и послевоенную атмосферу, и годы развитого социализма, эстрадную поэзию и тихую лирику. Историческая миссия Высоцкого как поэта в том, что он стал соединительным нервом двух ведущих литературных направлений – «громкой» и «тихой» лирики, вобрав их в собственное сердце и пропитав их собственной кровью.