, Воронеж
  • 35856

Воронеж в 1917-м. Февральская революция: разоружение полиции и падение Триумфальной арки

Спецпроект РИА «Воронеж» к 100-летию двух революций.
Воронеж в 1917-м. Февральская революция: разоружение полиции и падение Триумфальной арки Воронеж в 1917-м. Февральская революция: разоружение полиции и падение Триумфальной арки
РИА Воронеж Текст — , фото — Воронежский госархив и книга Павла Попова «Городское самоуправление Воронежа 1870-1918»

РИА «Воронеж» продолжает спецпроект, посвященный революционному 1917 году. Очередной материал – о Февральской революции в Воронежской губернии. Журналисты и эксперты проекта воссоздали хронику событий. В Воронеже революционные изменения начались на неделю позже, чем в Петрограде, – 3 марта. Революция прошла бескровно, к власти пришли новые люди, полицию разоружили, а женщины во всеуслышанье заявили о своих правах.

Точка отсчета

О дате Февральской революции историки до сих пор спорят. Одни ведут отсчет революции с 23 февраля по старому стилю (8 марта – по новому), когда в Петрограде на Выборгской стороне начались забастовки женщин-работниц. Они вышли с плакатами: «Верните мужей с фронта!», «Мира!», «Хлеба!». К 25 февраля забастовки охватили свыше 300 тыс. человек (80% рабочих). Демонстранты выступили с политическими лозунгами: «Долой монархию!», «Да здравствует республика!». Уже 27 февраля в Петрограде началось вооруженное восстание – именно это событие некоторые историки считают началом Февральской революции.

В Петрограде было много рабочих крупнейших заводов, и они были гораздо более политизированными, чем в Воронеже. С конца 1916 года общество раскачивали слухи о том, что не будет хлеба, что будет крах и голод.
Михаил Карпачев

профессор истфака Воронежского госуниверситета

Начались погромы хлебных лавок: люди считали, что торговцы припрятывают хлеб, чтобы продать его спекулянтам.

– Погромы, которые не наказываются, вызывают у толпы опьянение – значит, можно грабить. Власть демонстрировала бессилие. Петроград был захвачен без организующей силы, – отметил Карпачев.

Когда Петроград оказался во власти бушующей толпы, потребовалось ее организовать – так появился совет рабочих депутатов. Есть точка зрения, что солдаты, опасавшиеся трибунала, пришли 27 февраля к зданию Госдумы и заставили депутатов объявить, что те берут власть в свои руки. Временное правительство, которое возглавил князь Георгий Львов. Правительство должно было действовать до выборов в Учредительное собрание.

Царь Николай II отрекся от престола в пользу брата – великого князя Михаила, который, в свою очередь, отрекся 3 марта.

Сейчас для единого учебника истории готовят термин «Великая русская революция», объединяющий Февраль и Октябрь. Считаю, сюда обязательно должны войти 1905-1906 годы. Все, что происходило в феврале 1917, было апробировано ранее – демонстрации, митинги, стачки, перестрелки со «стражами порядка». Например, в 1906-м Воронежская губерния заняла первое место среди 17 губерний, где отмечались «аграрные беспорядки». Не решив аграрный вопрос, тех же крестьян и их подросших сыновей одели в шинели, дали винтовки и послали в окопы Первой мировой.
Владимир Размустов

политолог, кандидат исторических наук

1 марта. Тихая революция

В Воронеже о революции в Петрограде узнали с опозданием – из-за снежных заносов на железной дороге вовремя не пришли газеты. Воронежцы получили их только поздним вечером 3 марта. Однако новости о революции «просачивались» по телеграфу. Рабочие, узнав о волнениях в Петрограде, проносили на завод оружие. Слесарь Евсеев замуровал в стену цеха шесть «браунингов» и шесть «бульдогов», которыми впоследствии воспользовались при разоружении полиции.

– Железнодорожные телеграфисты, несмотря на запрет, обменивались новостями. Так, от станции к станции, новости распространялись по всей стране. 1 марта управляющий Ю-В.ж.д. Давидович сообщил рабочим Отроженских железнодорожных мастерских о революции в Петрограде. Рабочие потребовали немедленно вернуть своих товарищей, отправленных в армию за участие в забастовке 24-29 января, принять их на работу и заплатить им жалованье, начиная с момента забастовки, – рассказал Владимир Размустов.

Кооператоры, железнодорожники, земские служащие, преподаватели – около 40 человек – собрались в подвальном кафе «Чашка чаю» на Большой Дворянской и создали Временный комитет общественных организаций.

Воронежцы читают новости о революции в Петрограде
Фото – Воронежский госархив

3 марта. Отречение царя и овации в гордуме

С 3 марта на воронежских заводах создаются комитеты. Их требования: восьмичасовой рабочий день, прибавка к зарплате за сдельные и поденные работы, минимальная зарплата для малолетних и женщин – соответственно 10 и 15 копеек в час.

Женский и детский труд оплачивали ниже. Особенно дискриминация бросалась в глаза на заводе «Столль и К», где мужчина в день получал 1 рубль 20 копеек, а женщина равной квалификации – 80 копеек.

«Воронежский телеграф» публикует экстренное заявление воронежского губернатора Михаила Ершова, который явно не верил в смену власти и призвал жителей к мужеству и спокойствию.

Обращение губернатора
«Воронежский телеграф»

– Справедливости ради надо отметить, местные власти – губернатор, губернская земская управа, городская дума – делали, что могли. Но они были встроены в «рыхлую» политическую систему, – отметил Владимир Размустов.

На экстренном заседании городской думы зачитали телеграмму от председателя Госдумы Михаила Родзянко о падении старой власти и создании Временного правительства. Гласные и многочисленная публика встретили известие продолжительными аплодисментами.

События в Петрограде стали для воронежцев неожиданностью. Либерально-демократические круги встретили известие о революции с восторгом, ликованием. Либералы были уверены, что, если будет парламент, выбранный всеобщим голосованием, то все решится в лучшем виде. Они верили, что после выборов в Учредительное собрание Россию будет не узнать. Но это была иллюзия: всеобщее голосование еще не гарантирует, что выберут компетентных людей. Уровень гражданского самосознания был очень далек от идеала. Но тогда революция воспринималась как праздник.
Михаил Карпачев

профессор истфака Воронежского госуниверситета

4 марта. Две власти

В кафе «Чашка чаю» собрались рабочие, объявившие себя советом рабочих депутатов. Они заявили, что совет будет работать «на устройство городской жизни» и защищать интересы трудящихся.

На экстренное заседание собралась гордума – гласные решили навести порядок в городе. Учредили исполнительный комитет общественного спокойствия и пост начальника гражданской милиции Воронежа, который занял гласный думы Иван Шауров.

В юности Иван Шауров, увлекшийся марксизмом, принимал активное участие в революции 1905 года, был пропагандистом и агитатором, активистом РСДРП, занимался контрабандой оружия. Накануне февральской революции Шауров предложил построить новое здание Городского зимнего театра, взять для этого заем в миллион рублей. По словам краеведа Павла Попова, только на уплату процентов пришлось бы платить около 70 тыс. рублей. Учитывая социально-экономическую обстановку, это была утопия.

Председателем исполкома Общественного спокойствия стал Михаил Литвинов – строитель-подрядчик, родом из крестьян. Именно под его руководством в Воронеже было построено здание гостиницы «Бристоль». В годы Первой мировой войны Михаил Литвинов стал гласным гордумы и открыл на свои деньги частный госпиталь для раненых.

– Почему гордума так легко поддалась изменениям? Видимо, антимонархические настроения уже присутствовали, но не выплескивались – пока не стало ясно, что положение в стране плохое и можно не бояться открыто высказываться против царизма, – предположил краевед Павел Попов.

Избран новый орган губернской власти – губернский исполнительный комитет, куда вошли помещик и мировой судья Владимир Томановский, земский и государственный деятель Михаил Чертков, купец и гласный губернского земского собрания Петр Ростовцев.

После Октябрьской революции потомок знатного дворянского рода Михаил Чертков покинул Воронеж вместе с белой армией и в 1920-м эмигрировал – сначала в Румынию, потом во Францию, стал священником. Петр Ростовцев после прихода большевиков к власти оказался в заключении за принадлежность к партии кадетов. В 1919 году, после захвата Воронежа белой армией, Ростовцева назначили на должность председателя губернской земской управы, но уже через месяц он покинул город с белыми войсками.

Комиссары Временного правительства и городская милиция разоружили местную полицию.

Разоружение полицейской части
Фото – Воронежский госархив
Люди, возглавившие новую власть, были интеллигенцией. Они умели критиковать, но не управлять. Кроме того, не было структуры управления: старая рассыпалась – распустили жандармерию, полицию, суд, губернское управление, губернскую администрацию. Новую не создали. Поэтому появился вакуум власти.
Михаил Карпачев

профессор истфака Воронежского госуниверситета

5-11 марта. Солдатские бунты

В «Воронежском телеграфе» публикуется новость об отречении от престола Николая II и его брата Михаила.

«Воронежский телеграф»

Рабочие на фабриках и заводах избирают делегатов в совет рабочих депутатов. В городском начальном училище имени Пушкина на 1-й Острогожской улице ученическая социал-демократическая организация инициировала первое собрание воронежских социал-демократов. На собрание пришли более 60 человек – рабочие, учащиеся, интеллигенты.

Собрание социал-демократов
Фото – Воронежский госархив

Начинаются массовые беспорядки среди солдат. В Острогожске около тысячи солдат местного гарнизона «произвели бесчинства», избив командира 184-го запасного пехотного полка и прапорщика. Они выпустили арестованных солдат и заключенных, разгромили местную тюрьму и подожгли торговые лавки. Выступление подавил местный комитет общественного спокойствия. Похожие беспорядки произошли в Лисках.

6 марта. Отставка губернатора

С отречением императора вся царская администрация оказалась вне правового поля. Губернатора Ершова отправили в отставку. Губернским комиссаром назначили Владимира Томановского – экс-мирового судью Задонского уезда и гласного губернского земского собрания. Новым начальником Воронежского гарнизона стал командир 59 полка, полковник Владимир Языков. Он был преподавателем кадетского корпуса и видным краеведом.

– Это были авторитетные люди из числа либеральной интеллигенции, что тогда приветствовалось. Именно либеральная интеллигенция, а не торговцы или купечество, заняла ключевые посты. Они были больше известны как общественные деятели. Языков – еще и археолог. В то время на такие должности выдвигали хороших ораторов – немногие люди могли складно выражать свои мысли публично, – рассказал Павел Попов.

7 марта. Набор в милицию

После разоружения жандармерии на «государственную стражу» стали принимать всех желающих, даже гимназистов, которым наравне со взрослыми выдавали оружие.

Объявление о найме
Фото – Воронежский госархив

Среди несовершеннолетних было так много вооружившихся добровольцев, что Шауров вынужден был издать распоряжение – сдать оружие в городскую управу, разойтись по домам и гимназиям. Большинство же милиционеров были из солдат.

Обращение к учащимся
Фото – Воронежский госархив

Обсуждался вопрос о привлечении к службе бывших городовых, Шауров заявил, что «пользоваться прежними чинами полиции нужно в пределах крайней необходимости».

– Возникли рабочие военизированные дружины, которые выполняли прежние полицейские функции, не зная законов и процессуальных вещей, – пояснил Карпачев.

С первых дней работы воронежской милиции из тюрем выпустили многих заключенных. Считалось, что отныне в «свободной России» не будет преступлений. Тут же подскочил уровень преступности. О первых разочарованиях в такой амнистии свидетельствует письмо читателя «Воронежского телеграфа», у которого на митинге вытащили удостоверение личности и паспортный билет: «Покорнейше прошу выразить похитившему чувство жалости за то, что он остался карманником, а не гражданином обновленной России».

11 марта. Совет рабочих и солдатских депутатов

К совету рабочих депутатов присоединились делегаты от солдат – создан совет рабочих и солдатских депутатов.

14 марта. Падение Триумфальной арки

Исполнительный комитет общественного спокойствия решает снести Триумфальную арку около Петровского сквера – «как яркий памятник павшего, позорного старого строя». Триумфальную арку построили к приезду 6 декабря 1914 года императора Николая II. Для царя это была рабочая поездка по стране, однако дума решила превратить ее в пышный праздник для горожан и продемонстрировать «верноподданнические чувства». Арка не простояла и трех лет.

15 марта. Праздник революции: «Марсельеза» и похоронный марш

На Никитинской площади состоялся праздник революции, совмещенный с присягой гарнизона Временному правительству.

Центром ознаменования праздника революции был памятник И.С. Никитину. Статуя поэта с печально поникшей головой и с тяжкой думой о нуждах и скорбях многострадального русского народа была украшена красными лентами и двумя флагами: красным, символизировавшим бурную ликующую радость по поводу того великого, что произошло, и черным, в честь и память тех борцов, чьей кровью упитанная земля будет растить юное и прекрасное дерево русской свободы.
Газета «Воронежский телеграф»

К 12:00 к памятнику Никитину стеклась многотысячная толпа рабочих. Они пели песню «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Оркестры исполняли «Марсельезу» и похоронный марш. Рабочие и солдаты несли знамена с лозунгами: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Да здравствует всероссийская демократическая республика!». Трибуной для ораторов стал пьедестал памятника Никитину.

«Балконы и даже крыши выходящих к памятнику домов были усеяны публикой, созерцающей исключительно торжественную картину», – писал «Воронежский телеграф».

17 марта. Женский протест

О своих правах заявили женщины. Во главе женского движения – известная писательница Валентина Дмитриева. В Воронеже 17 марта прошел женский митинг. В резолюции митингующие выразили доверие Временному правительству и ратовали за «как пассивные, так и активные избирательные права» при выборах в Учредительное собрание и органы местного самоуправления. В анонсе митинга «Воронежский телеграф» писал: «Не может быть всеобщего избирательного права, если женщина не подойдет вместе с мужчиной к избирательной урне».

По словам Павла Попова, большинство активных воронежцев восприняло Февральскую революцию положительно.

– Люди понимали, что стране нужны реформы, которые демократическим путем не могли быть решены. Неслучайно в городскую думу попали женщины, которых раньше никуда не пускали. Они надеялись, что таким образом найдут свое место в жизни, – подчеркнул Попов.

К 100-летию революции «высоколобые» эксперты сыплют на нас кучу фактов, деталей, политических портретов. Но не могут ответить на один простой вопрос – почему? Все просто: нескольким процентам населения страны – «ананасы в шампанском», подавляющему же большинству – ежедневное выживание в тылу и вши в окопах на фронте. И «терпелка» кончилась.
Владимир Размустов

политолог, кандидат исторических наук

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: