Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – Мещанская полицейская часть на перекрестке улиц Карла Маркса и Таранченко. Здесь находится единственная сохранившаяся в городе пожарная каланча.
До начала XX века пожары часто опустошали города Российской империи. Воронеж тоже горел не раз. В 1748 году огонь уничтожил больше 1 тыс. жилых домов, Петровский государев дворец, Адмиралтейский двор и немецкую слободу. В 1773 году в Воронеже сгорело 249 жилых домов и 258 торговых лавок.
В начале XIX века с пожарами стали бороться централизованно. В 1818 году Александр I приказал создать в городах полицейские части с пожарными командами. В Воронеже основали три таких части: Дворянская (с пожарной каланчой на месте нынешнего Дома связи на проспекте Революции), Московская (каланча стояла на месте современного Кольцовского сквера) и Мещанская. Для последней в 1825 году выстроили здание на пересечении тогдашних улиц Старомосковской и Вознесенской.
Местные полицейские расследовали самые разные преступления: искали угнанных лошадей и разнимали драки поссорившихся супругов (сохранилась газетная хроника тех времен). За порядком следили вооруженные шашками и револьверами «Смит и Вессон» околоточные надзиратели и нижние чины – городовые. Полицейские и пожарные несли трудную службу, но получали при этом небольшое жалованье и зачастую проживали в стесненных условиях.
За Мещанской частью закрепили территорию, ограниченную нынешними улицами Чернышевского, 25 лет Октября, проспектом Революции, улицами Пушкинской, 9 Января, Платонова, 20 лет Октября и храмом Иоанна Предтечи (на Ближней Чижовке).
Это был район небольших деревянных домов, поэтому на каланче дежурили постоянно. При первом появлении дыма наблюдатель должен был подать сигнал бригаде. Наготове всегда стояла «линейка» – пара запряженных лошадей с телегой и баком воды.
Сохранились воспоминания старожилов Воронежа о пожарных Дворянской части. Так же работали их коллеги из Мещанской пожарной дружины.
Выезд пожарной команды на пожар был одним из самых красочных и впечатляющих зрелищ того небогатого на события времени. Поглазеть на него собирались десятки, а то и сотни зевак. Сначала наблюдатель на пожарной каланче, видимо, заметив где-то признаки пожара, начал трезвонить в звонкоголосый медный колокол. При этом все зеваки и случайные прохожие, оказавшиеся в это время в створе ворот «пожарки», бросились врассыпную, прочь с дороги, кто – куда, так как знали, что когда пожарные мчатся на пожар, стоять на их пути не только запрещено, но и очень опасно – если попадешь под колеса, и тебя задавят «пожарные линейки», то отвечать за это никто не будет – сам виноват, не стой на дороге у пожарных! Потом разом распахнулись все трое ворот, и оттуда под оглушительный звон небольших медных пожарных колокольчиков (что-то вроде корабельных «рынд») выкатились, запряженные парами здоровенных битюгов, сверкающие ярким красным лаком и медью пожарных насосов, начищенных до блеска касок, багров, брандспойтов и лакированных раздвижных пожарных лестниц, три «пожарные линейки». Кони разом взяли в карьер, и вся эта шумная кавалькада, трезвоня во все колокола, помчалась куда-то вдоль Большой Дворянской в сторону Петровского сквера, сопровождаемая целой толпой бегущих следом и орущих во все глотки зевак, собачонок и уличных мальчишек. Все извозчики и даже «ломовики» со своими тяжелогружеными фурами спешно прижались к тротуарам, освобождая дорогу пожарным.
Александр Файншмидт «Пожарка»
Л. Г. Соловьев Улица Старомосковская, рисунок 1882 года
Пожарная каланча Мещанской части изначально была деревянной и со временем пришла в негодность. Она раскачивалась при сильном ветре, и вести наблюдение с нее стало небезопасно. В 1874-1875 годах старую каланчу снесли, построив каменную. Средств и сил на нее не жалели. Мещанская часть была самой красивой из трех городских.
– Здание Мещанского участка служило сугубо утилитарным целям, но выглядит очень красиво, – отметила краевед, основатель экскурсионного сообщества «Воронеж. Пешком» Ольга Рудева. – Отлично выполнен декор – видимо, на него потратили серьезные средства. Колонны по углам каланчи изготовлены из точеного кирпича – это скульптурная работа.
В 1870-е годы усадьбу Мещанской части передали в ведение городской управы. В 1877-1879 годах в большом флигеле открыли ночлежный приют. В годы Великой Отечественной войны здания двух полицейских частей полностью разрушили. Мещанская часть тоже серьезно пострадала: здание уцелело, но верхушка каланчи разрушилась – башня стала ниже в два раза.
До 1975 года в здании располагались пожарные, поэтому Мещанская полицейская часть с каланчой практически не изменилась. Затем арку, через которую выезжала на пожар дежурная бригада, заложили. Теперь о ней напоминает лишь полуовал с маковкой.
Здание нуждается в ремонте. Нижние окна в круглой башне заколочены, верхние открыты настежь. В каланчу заходить страшно: деревянные полы прогнили, лестница наверх давно не используется.
Зато сохранился старый пожарный бак – небольшой и прямоугольный, совсем не похожий на современные пожарные цистерны.
Историческая «специализация» Мещанской полицейской части сохраняется – большую часть здания занимают подразделения ГУВД. Однако любители истории и архитектуры надеются, что когда-нибудь тут откроют музей.