«Жизнь как многоточие». В Воронеже простились с театральным режиссером Александром Латушко
Заслуженный деятель искусств отдал 45 лет Воронежскому ТЮЗу
Наталья Трубчанинова, 14 ноября 2022, 20:00
Работать для детей сложно. А если их не одна сотня в зале, а полтысячи, – кажется, это подвластно только избранным. Александр Латушко и был избранным. Он умел завладеть детским вниманием как никто другой. Видимо, работа с детьми была заложена у него на генетическом уровне. Его двоюродный дядя был заведующим электроцехом театра драмы, и маленький Саша мог часами пропадать у него на работе – пересмотрел все репертуарные спектакли драмтеатра, знал каждый винтик в осветительской ложе, помнил каждую декорацию. Он с первого раза поступил в ГИТИС, выдержав конкурс в 186 человек на место. Однажды полюбив творчество для детей, Александр Латушко посвятил юным зрителям всю свою жизнь. Его спектакли были пропитаны добротой, а на всяческую пошлость, чернуху, мат действовало строгое табу.
– Эпатаж – это дешевое привлечение зрителя, ничего общего не имеющее с настоящим художественным содержанием. Никогда такого не допущу, и коллективу своему не позволю. Если хотите – это моя жизненная, творческая и человеческая позиция, – говорил он на посту худрука Воронежского театра юного зрителя.
У него было еще много творческих планов, которые он вынашивал уже на сцене Дома актера. Возможно, их когда-нибудь воплотит кто-нибудь другой.
Александра Николаевича не стало в субботу, 12 ноября. Заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств России скончался в больнице на 78-м году жизни. Каким он был на сцене и за ее пределами, рассказали его коллеги и друзья.
Сергей Смирнов, заслуженный артист Воронежской области, актер Воронежского ТЮЗа:
– Рядом с Александром Николаевичем я был с 1982 года. Я пришел студентом в театральную студию при ТЮЗе, где он преподавал актерское мастерство. С тех пор мы были неразлучны, все время вместе. Каждое лето ездили под Рамонь, в Радчино, на берег реки с палатками отдыхать. Выезжали сугубо мужской компанией после получения отпускных. У нас было несколько лодок, байдарка, мы рыбачили днями и ночами, потом варили уху, жарили-парили рыбу, таранку домой привозили. У нас была очень дружная команда. Александр Николаевич никогда ни в чем не отказывал. Он был добрым, светлым человеком, очень искренним, музыкальным, талантливым – этот список можно продолжать до бесконечности.
Я очень хорошо помню репетиции с ним. Его легко можно было «уломать». Иногда артисты ныли: «Может, пораньше сегодня закончим?». И он шел нам навстречу. Всегда легко с ним работалось. Он мог и показать, как играть, и станцевать, и спеть – у него великолепный голос был. Но самое главное – он не чурался принимать наши предложения. Другой режиссер сказал бы: «Ты с кем говоришь, актеришко, дурачок? Кто я и кто ты?». А он, напротив, с удовольствием хватался за наши идеи. Его уход – огромная утрата для всех.
Екатерина Тоборовец, заслуженная артистка Воронежской области, актриса Воронежского ТЮЗа:
– Когда я пришла в ТЮЗ, Александр Николаевич был главным его режиссером. Первый спектакль, в котором я играла под его руководством, – «Не хочу быть собакой». Потом были «Оливер», «Бумбараш» и много других. Он любил своих актеров, ко всем очень хорошо относился. Артисты это понимали и порой садились ему на шею в хорошем смысле слова. Когда мы уже перегибали палку, он мог повысить на нас голос – но не ругал, а призывал к порядку, как нашкодивших маленьких детей. Очень дорогой, очень значимый для меня человек. Многому меня научил и в профессиональном плане, и в человеческом. Помогал всем. Всегда к нему можно было обратиться, никогда не отказывал. Очень тепло относился к нашим победам и достижениям. В театральной среде люди разные бывают, но такого щедрого человека в духовном плане я больше не встречала. Как скрупулезно он работал с молодыми артистами, как старался их научить, как вкладывал в них все свои знания!
Он великолепно пел, обладал абсолютным слухом, обожал музыкальные спектакли. Читал и писал стихи, любил шутки, никогда не обижался на розыгрыши – хохотал и смеялся со всеми. Безумно жаль, что его не стало. Мой любимый режиссер. В последние годы он пригласил меня на две свои постановки в Доме актера, это были очень хорошие работы. Он хотел еще пьесу ставить, искал материал, был полон надежд, что удастся сделать новый детский спектакль. Так получилось, что его последней работой в Доме актера стал прекрасный музыкальный спектакль «Любить, любить, любить...». Он заканчивается многоточием, недосказанностью – как закончилась жизнь Александра Николаевича.
Андрей Васильев, директор Воронежского ТЮЗа:
– Я знал Александра Николаевича более 25 лет. Он запомнился мне добрым, очень творческим, отзывчивым человеком, готовым всегда прийти на помощь. Любая просьба не оставалась у него без внимания – подключал все свои связи и возможности. Много людей в театре и за его пределами ему благодарны за оказанную когда-то помощь. Его спектакли всегда отличались человечностью и близостью к зрителю. Вне театра он любил шутки, байки, постоянно рассказывал увлекательные истории. С уходом Александра Николаевича мы многое потеряли.
Екатерина Данилова, театральный критик, бывший завлит Воронежского ТЮЗа:
– Александр Николаевич был человеком очень добрым, отзывчивым и очень любящим как театр, так и детей, и свою Родину. Он был очень патриотичным человеком, делал действительно театр для детей и воспитывал в людях доброе – и это, наверное, его главное отличие. Не говоря о том, что он, несомненно, был человеком талантливым, знающим, ищущим.
Несколько раз мы вместе ездили в Питер на театральный фестиваль «Радуга». Что меня поразило – Александр Николаевич прекрасно знал Санкт-Петербург! Мы долго гуляли по городу, и он рассказывал про здания, архитектуру, памятники, он был очень начитанным и просвещенным человеком. Притом что он был академическим режиссером и придерживался несколько консервативных взглядов на детский театр, на фестивале он с удовольствием и большим вниманием следил за тем, что предлагали современные молодые режиссеры, – то самое современное искусство, и даже хотел что-то доброе, разумное оттуда для своего театра взять.
Но в то же время он не стеснялся говорить, если ему что-то не нравится. Он всегда искренне выражал свою позицию. В какой-то степени он повлиял на меня: я тоже стала честно выражать свою позицию – как-никак более пяти лет проработали рука об руку. Вместе устраивали фестиваль «Театр для детей XXI века» – такой нужный и правильный. Александр Николаевич привозил на него действительно значимые спектакли, которые до сих пор вспоминаются.
Николай Попов, директор Воронежской филармонии:
– Мы были знакомы с 1977 года. Александр Николаевич преподавал у меня на курсе. Все были молодые, веселые, полные разгильдяи! В Александра Николаевича были влюблены все девушки с курса – красивый, обаятельный, улыбчивый, отзывчивый. Никогда не видел его злым и не припомню, чтобы от него исходило что-то негативное. Он всегда умудрялся решать проблемы так, что получалось мягко, не обижая никого. Был незлопамятным совершенно. Даже если кто-то плохо поступал по отношению к нему, он никогда этого не вспоминал. Его театральные работы отличали классические формы, классический репертуар. Театр для него был театром, а не эпатажным шоу.
Алексей Смирнов, председатель правления Воронежского отделения Союза художников России, заслуженный деятель искусств РФ:
– Это был профессионал с большой буквы. У Александра Николаевича всегда было четкое отношение к происходящему в жизни. Он имел свое мнение, свою позицию. Может, это кому-то не нравилось, тем не менее он давал свою оценку и тем самым притягивал к себе окружающих. Поэтому был уважаемым и значимым человеком, особенно в области воронежской культуры. Жаль, что таких людей становится все меньше.