Совсем одичали. Почему участились случаи нападения бездомных собак на воронежцев
В январе в областном центре за медпомощью обратились 152 укушенных человека
Светлана Тарасова, 16 февраля 2021, 17:00
Стаи бродячих псов стали нападать на людей в Воронеже среди бела дня. Видео, выложенное в соцсеть, с преследованием воронежской школьницы стаей уличных собак в Левобережном районе всколыхнуло город. Оно же стало поводом для доследственной проверки регионального Следственного комитета. Дворняги недалеко от школы №67 на улице Циолковского повалили ребенка на землю, и только прибежавшие на крики соседи спасли девочку. Подобные нападения стали происходить с пугающей регулярностью. Телефоны районных управ обрывают возмущенные жители с просьбами защитить воронежцев от нападений хвостатых разбойников. В чем причины такого всплеска агрессии уличных псов и что с этим делать, попытались разобраться корреспонденты РИА «Воронеж».
Закон есть закон
По информации регионального управления Роспотребнадзора в 2020 году от укусов собак в Воронежской области пострадали 3227 человек, из них в Воронеже – 1487. В январе 2021 года – 279 человек, из них в Воронеже – 152.
В 2019 году эти цифры были следующие: 1223 укушенных всего в области и 517 – конкретно в столице Черноземья. В 2018-м — 1357 и 557 человек соответственно. Совпадение это или нет, но ситуация с нападением уличных собак ухудшилась именно после внесения изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными…».
Сегодня устроить ночные облавы на безнадзорных животных по жалобам окрестных жильцов не так-то просто. Раньше – нет ошейника, бродит без хозяина – поминай как звали. Зоозащитники добились внесения изменений в федеральное и региональное законодательства. После их вступления в силу эвтаназии могут подвергаться только старые, тяжелобольные, а также агрессивные животные. Полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных закрепили за органами местного самоуправления, которые получают на эти цели деньги из областного бюджета. Распорядитель этих средств – региональное управление ветеринарии.
Отделы по благоустройству в управах районов принимают заявки от граждан на отлов животных и передают подрядчикам. Пойманных собак должны, согласно новым правилам, доставлять в специализированные приюты либо пункты временного содержания безнадзорных животных, после осмотра стерилизовать, делать прививки от бешенства и помечать биркой на ухе с датой стерилизации. После операции и передержки животных должны возвращать на прежнее место обитания или определять в муниципальный приют.
Это надо делать по закону, но действительность, как всегда, вносит свои коррективы.
Бесприютные бродяги
Отсутствие муниципального приюта – одна из причин, почему уличных собак не становится меньше. Разговоры о необходимости его создания в Воронеже ведутся много лет подряд. Несколько раз назывались даты начала этого строительства. Последний – 2021-й год.
Но, по сведениям РИА «Воронеж», дату снова перенесли, теперь уже на 2022-й год. По информации зоозащитников, на строительство приюта выделено 8,5 млн рублей.
«В настоящее время на территории Воронежской области государственных и муниципальных приютов для животных нет. Имеются три частных приюта (один из них в Россоши, остальные – в Воронеже. – Прим. РИА «Воронеж»). Они расположены в арендованных помещениях. Управлением в адрес департамента экономического развития области направлена сводная бюджетная заявка на выделение бюджетных инвестиций на финансирование объектов областной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений на 2021–2023 годы, а именно: на строительство приютов для животных в Воронеже, Нововоронеже, Борисоглебске, а также Павловском и Россошанском муниципальных районах, каждый с размещением 250 голов (общая вместимость – 1250 голов)», – сообщили корреспонденту РИА «Воронеж» в управлении ветеринарии области.
По мнению властей, приют в Воронеже на 250 животных отчасти решил бы проблему бродячих собак. Однако, как считают зоозащитники, это капля в море. В одной только воронежской общественной организации «Дора», руководителем которой является Юрий Шамарин, около 800 бездомных животных. А по городу бегает еще как минимум тысяча их собратьев.
Близки к провалу
Отсутствие в городе собачьего приюта – большая проблема, но не единственная.
Анна Золотарева – волонтер, зоозащитник, юрист и общественный инспектор по обращению с животными – считает, что программа, которая должна была проявить гуманность к животным, порой оборачивается еще большей к ним негуманностью.
– Программа была задумана с благими намерениями: не убивать бродяжек, а контролировать их размножение, вакцинировать и лечить. Но, например, в нашем Коминтерновском районе она, на мой взгляд, провалилась. У нас много бездомных собак. В прошлом году, когда программа уже начала действовать, я лично написала заявку в районную управу с просьбой стерилизовать нескольких псов. Уже позже узнала, что под новую программу были выделены неплохие деньги: на один наш район – 1,5 млн рублей. Контракт на отлов собак управа Коминтерновского района заключила с ИП Гридневой Н.А. К слову, кроме нашего района этот предприниматель заключила еще 11 контрактов по районам области, в том числе, и в Россошанском.
Без еды и воды
Как именно работал подрядчик, который должен был гуманно отлавливать, вакцинировать и стерилизовать бездомных собак, журналистам РИА «Воронеж» рассказала руководитель Россошанского благотворительного фонда помощи бездомным животным «Добротворить» Елена Березняк:
– Одна из жительниц Россоши потеряла собаку – таксу. Искала ее везде, в том числе у нас, не нашла. И ей посоветовали обратиться в Семилуки, где индивидуальный предприниматель арендовал помещение для содержания бездомных собак, которых отлавливали по программе ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск на место обитания). По контракту ИП Гриднева должна была заниматься отловом собак и в нашем районе. Женщина отправилась туда и от того, что она увидела, пришла в ужас! Собаки после полостных операций лежали на ледяном бетонном полу в неотапливаемом помещении в собственных экскрементах, даже без опилок. У них не было не только еды, но даже воды!
Зоозащитники стали писать жалобы и требовать проведения проверки в отношении данного ИП. В итоге надзорными органами было выявлено множество нарушений, предпринимательницу оштрафовали, а деятельность по отлову собак в Коминтерновском районе Воронежа была практически остановлена.
– Между управой района и ИП Гридневой Н.А. был заключен муниципальный контракт №20200676 на оказание услуг по отлову, стерилизации, вакцинации безнадзорных животных на 1,5 млн рублей. ИП Гриднева Н.А. допустила грубые нарушения контракта 9.10.2020 г., а также 25.11.2020 г., поэтому управой было направлено уведомление с взиманием штрафа в размере 1 тыс. рублей. Действия ИП Гридневой Н.А. фактически сорвали кампанию по отлову и стерилизации безнадзорных животных на территории Коминтерновского района в 2020 году. Гриднева Н.А. дискредитировала себя как исполнитель-профессионал и как человек, неспособный к состраданию. Сотрудники управы, которые были ответственны за деятельность, касающуюся безнадзорных животных, были уволены, – сообщили РИА «Воронеж» в управе Коминтерновского района.
Зоозащитница Анна Золотарева говорит, что до сих пор не понимает, как этому ИП удалось взять муниципальный контракт.
– У них не было никаких условий! Лично я при осмотре этого пункта временного пребывания безнадзорных животных выявила 28 нарушений, о чем составила протокол как общественный инспектор по обращению с животными, – поделилась Анна с корреспондентом РИА «Воронеж».
Однако представитель предпринимательницы считает, что проблема не в плохих условиях содержания животных, а в наговоре со стороны конкурентов:
– Контракт с нами расторгли из-за того, что нас оклеветали зоозащитники, с подачи Юрия Шамарина. Он выступал против этой программы, чтобы деньги государство выделяло лично ему и его приюту. Они натравили на нас всевозможных проверяющих. Работать было некогда, нужно было только ходить по инстанциям. Все, что они говорят про нас, – это неправда.
С места на место
Еще один спорный момент, который вполне может являться объяснением того, почему собаки в Воронеже стали чаще нападать на людей, – недобросовестный подрядчик попросту выпускал собак в другом районе. Животные, по сути, были вынуждены отстаивать свое право на существование на новом месте и поэтому становились более агрессивными.
Однако и этот факт представитель подрядчика также не подтверждает:
– Зачем нам выпускать собак в другом районе? Мы все, что нужно, делали. Прокуратура вынесла предписание: исправить ошибки, которые мы допустили. Мы не работаем сейчас. Не знаю, будем ли работать дальше, – сообщил он журналисту РИА «Воронеж».
Так или иначе, программа, рассчитанная до 1 декабря 2020 года, в Коминтерновском районе реализована не была – после проверок в отношении ИП ее завершили на месяц раньше и выполнили всего примерно на треть: были отловлены 62 собаки, при этом доподлинно неизвестно, были ли они привиты от бешенства.
Кто смог?
Отловом бездомных собак, кроме ИП Гридневой, в 2020-м в Воронеже занимались еще две организации: ИП Саунина Н.А. и ИП Вязьмин Ю.А. К этим двум организациям претензий со стороны горожан и городских властей нет, и они планируют продолжить заниматься своей деятельностью. Получается, программа по гуманному обращению с бездомными животными вполне может быть эффективной.
– К нашей работе претензий нет, потому что мы выполняем все, что прописано в контракте. Добросовестно и честно, – пояснила Наталья Саунина. – Ко мне приходят волонтеры, проверяющие из разных инстанций, мы всех пускаем, потому что скрывать нам нечего. Просто добросовестно делаем свое дело. Можем принять 104 животных одновременно, внутри у нас есть отдельные комнаты для разных категорий животных. Мы обслуживали три района – Левобережный, Советский и Ленинский. Планируем этим заниматься и дальше.
Юрий Вязьмин, в свою очередь, подчеркнул, что видит за программой по гуманному обращению с бездомными собаками будущее, но двигаться в этом направлении нужно последовательно и планомерно. И конечно, не обойтись без помощи государства.
– Я обслуживал Центральный и Железнодорожный районы, Лиски и Павловск. Через мои руки прошло около 600 собак. К нам не было претензий. Но хотелось бы, чтобы город, наконец, построил приют. Содержать его своими силами очень трудно. Без господдержки решить эту проблему невероятно тяжело. Всего год в нашей области работала программа по гуманному обращению с животными. Судить о результатах пока рано. Мы планируем и в этом году этим заниматься, но торгов пока не было. Эта программа рассчитана «вдолгую», мы пытаемся регулировать численность собак. Если все последовательно делать, то их численность будет сокращаться. Необходимо продолжать ее, не опуская рук. Программа хорошая. Просто нужно искать добросовестных исполнителей. Я сам практикующий ветеринарный врач, и вся моя семья лечит животных. Давно этим занимаемся, и подход у нас врачебный. Мы категорически против того, чтобы животных убивали, если нет критических показаний для этого. Существуют законы природы, если убрать одних животных, им на смену придут другие. И проблему это не решит. Собак нужно социализировать и заниматься ими. Я ездил в разные страны и видел, что в благополучных странах если есть уличные животные, то они не агрессивны. И нет нетерпимости к ним со стороны жителей, – отметил Юрий Вязьмин.
Руководитель Россошанского благотворительного фонда помощи бездомным животным «Добротворить» Елена Березняк рассказала, что ее приют не может претендовать на статус государственного и не может участвовать в тендерах на отлов собак, поскольку для этого нужно соблюсти слишком много условий. Тем не менее волонтеры готовы делать то, что зависит от них, чтобы принять участие в решении этой проблемы.
– В свое время я стала помогать бездомным животным, потому что столкнулась с вопиющей жестокостью. Мы совместно с епархией по благословению епископа Россошанского и Острогожского Андрея создали свой благотворительный фонд. Существуем только за счет пожертвований неравнодушных людей. А всего нужно много – медикаменты, корма, будки, стройматериалы. И главное – человеческие руки. Собак нужно лечить, ухаживать за ними, варить им еду. Это колоссальный труд энтузиастов, которые годами живут без выходных и праздников. Нам очень нужна помощь властей. Хотя бы чтобы выделили несколько ставок для тех, кто здесь работает, заложить в бюджет какие-то траты на сам приют, на корм для животных. Стать государственным приютом мы, увы, не можем – слишком много условий для этого нужно соблюсти. Но пока нет государственного, нужно же помогать тому, кто есть, – поделилась с РИА «Воронеж» Елена Березняк.
8 млн гуманности
Новый тендер на отлов собак разместили на портале госзакупок 11 февраля 2021 года. Ряд электронных аукционов на отлов и содержание безнадзорных животных объявили пять районных управ Воронежа. Совокупная максимальная цена по контрактам составляет 8,3 млн рублей.
В документах указано, что в обязанности подрядчика, помимо непосредственно отлова, будут входить стерилизация, вакцинация и обработка животных. Контракт предусматривает транспортировку собак в приюты, содержание и кормежку, а затем возвращение на прежние места обитания. Подрядчику необходимо делать видеозаписи процесса отлова и возврата животных на места и хранить их в течение трех лет. Умерщвление бездомных животных предполагается только в крайнем случае – если собака ведет себя агрессивно.
Отдельный пункт контракта гласит: «…не допускать отлова животных без владельцев в присутствии детей, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность». Финансирование по контракту поступит из средств муниципальной программы «Охрана окружающей среды». Срок действия договора – до конца 2021 года.
Победители тендера должны быть названы до конца февраля.