«Сохранить традиции и не навредить». Как реконструируют оперный театр в Воронеже
Победитель конкурса рассказал об особенностях проекта
Эльвира Бутырина, 24 марта 2021, 17:48
В Воронеже 23 марта определили победителей конкурса на разработку концепции архитектурно-художественного образа фасада и интерьеров Театра оперы и балета. Первое место досталось коллективу Михаила Степучева и Ирины Сидоровой (АНО «Архпроект», Воронеж). Победивший архитектор рассказал РИА «Воронеж» о том, каким он видит воронежский театр.
Сохранить и расширить
По проекту стиль архитектуры театра должен остаться практически неизменным – «в ритме и деталях исторического здания». При этом архитекторы хотят установить театр на подиум, расширить его и увеличить высотность до 10 этажей в части сценической коробки. Входную группу дополнят каскадом ступеней. Предполагается, что само здание на величину расширения сместится к улице Плехановской. При этом визуально театр останется похожим на то, как выглядит сегодня – по мнению Михаила Степучева, проект, созданный в 1939 году и завершенный к 1950-му, отличается неуловимым театральным духом и профессионализмом, который был свойственен советской архитектуре. Возможность воспроизвести его архитектор назвал честью.
Внутри театра проектировщики хотят увеличить высоту зрительного зала, добавив еще один ярус галереи, и дополнить фойе сводом, что изначально было в проекте 1939 года. Малый зал на 364 места со своим фойе и театральным музеем предлагается разместить в цокольном этаже. Вместимость большого зала должна вырасти до 1280 мест. Элементы внутреннего убранства останутся на своих местах. Все детали фасада предлагают сохранить в неизменном виде и по необходимости дополнить элементами в том же классическом стиле.
– Архитектура воспроизводится практически дословно. Потому что это ансамблевая архитектура, архитектура Победы, ведь театр восстанавливался после войны. Она близка нашему городу и мне тоже. В ней есть совершенство. Мы постарались добавить необходимые помещения, чтобы здание стало еще выразительнее, – подчеркнул архитектор.
По словам Михаила Степучева, проект отличается тем, что он очень бережно относится к существующему зданию. И новые решения, которые туда добавляются, сделаны в том же ключе. Здание будет разобрано и собрано заново, но уже в более основательных конструкциях, с большими площадями.
– Сложно было уменьшить свое эго, не выдумывать особо никаких оригинальных решений, а развить те, которые были заложены изначально в этом проекте. То есть сохранить традиции и не навредить, – отметил Михаил Степучев.
Стройка на 2,6 млрд и ЗD-моделирование
Строительство здания автор проекта оценил в 2,6 млрд рублей. Это меньше, чем предполагалось вначале. По словам Михаила Степучева, так получилось за счет того, что сохранятся элементы старого здания – они будут просто восстановлены. Реализация проекта, по мнению архитектора, займет не один год.
Для реставрации и восстановления элементов интерьера здание будет полностью отсканировано, а все утраченные детали воссоздадут на 3D-принтере. Михаил Степучев считает, что возможно произвести 3D-сканирование не только декора, а вообще всего здания.
– Имея 3D-модель отсканированного здания, вполне реально его воссоздать. Это дело техники. В некоторых странах строительство с помощью 3D-принтера уже освоено. Воронежу нужно поддержать этот опыт. Как городу с инновационными традициями, это нам по силам, – подчеркнул архитектор.
Сквер под сокращение
Из-за расширения Театра оперы и балета сквер имени Пушкина перестроят. Еще в сентябре 2020 года в региональном правительстве сообщили, что реконструкция театра предусматривает увеличение габаритов проектируемого здания в сторону сквера. Однако это не означает, что зона отдыха рядом с театром будет утрачена.
По словам Михаила Степучева, территория сквера уменьшится на 6 м. Памятник Пушкину «останется практически на том же месте и далеко не переедет». Благоустройство сквера, которое было завершено в сентябре прошлого года, сохранится на 70%.
По словам худрука Театра оперы и балета Александра Литягина, следующим шагом после подведения итогов конкурса должно стать составление и утверждение «дорожной карты» реализации проекта. В числе прочего руководитель Оперного напомнил о важности строительства производственно-репетиционного корпуса, где труппа сможет готовиться к выступлениям во время реконструкции основного здания. Литягин подчеркнул, что без помощи губернатора и специально созданной рабочей группы не обойтись.
Серебро и бронза
Второе место в конкурсе досталось проекту Александра, Анны и Сергея Забниных из Воронежа. Этот коллектив ставил перед собой задачу разработать концепцию фасадов и интерьеров с максимальным сохранением привычного облика театра с его лаконичным объемным решением, чтобы не вызывать негативную реакцию воронежцев. Третье место досталось другому проекту Михаила Степучева, созданного в соавторстве с архитекторами Сергеем Куцеваловым из Москвы и Денисом Маркиным из Воронежа. Эта концепция также предполагала сохранение эстетики сложившегося исторического ансамбля главной площади города. Призеры получат денежные премии. Призовой фонд составляет 1,1 млн рублей: 600 тыс. за победу, 300 тыс. – за второе место, 200 тыс. – за третье.
В работе жюри и рассмотрении конкурсных работ также принял участие главный архитектор Калуги, член президиума Союза архитекторов России Алексей Комов. Он отметил, что необходимо чтить предшественников-градостроителей и бережно относится к наследию.
– Город не прилавок супермаркета, где каждое здание должно выпрыгивать из штанов. Город – это большой сложный организм, в котором существуют традиции. Все «хирургические вмешательства» должны быть очень аккуратными. У нас были серьезные дискурсы, но в результате мы пришли к общему знаменателю, – рассказал Алексей Комов.
Контекст
Губернатор Александр Гусев поручил провести публичный конкурс на разработку нового облика Воронежского государственного театра оперы и балета в сентябре 2020 года. Техническое задание сформировали на основе концепции реконструкции здания, подготовленной проектным институтом «Гипрокоммундортранс». Ранее предложенные архитектурные решения фасадов не получили однозначной поддержки экспертного сообщества и рабочей группы. Организатором нового конкурса стал областной департамент архитектуры и градостроительства, оператором – Бюро деловых событий. Участники подали на конкурс девять проектов. Работы поступили из четырех городов России: Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга и Владикавказа.