Лучше меньше, да лучше? Что воронежцы думают о новых выделенках
Скорость, штрафы и менталитет
Светлана Тарасова, 8 июля 2021, 13:10
Выделенные полосы для автобусов заработали на всех мостах Воронежа утром субботы, 26 июня. В тестовом режиме действуют выделенки на Московском проспекте и улице Плехановской. Журналисты РИА «Воронеж» проехали по главным магистралям города с водителями общественного транспорта и выяснили их мнение о новшестве. Поговорили также с автомобилистами и урбанистами.
Что говорят в мэрии
В городе намерены создать шесть выделенных полос: на улице Плехановской (от площади Застава до площади Ленина), Московском проспекте (от ТРЦ «Московский проспект» до Плехановской), улице Степана Разина (от улицы Сакко и Ванцетти до Чернавского моста), 20 лет Октября (от моста ВОГРЭС до Челюскинцев), на Чернавском мосту и мосту ВОГРЭС. В октябре 2020 года в Воронеже уже запустили пилотную выделенку на улице Остужева и Северном мосту.
Штраф за проезд по выделенной полосе составит 1,5 тыс. рублей. В 2021 году сотрудниками Госавтоинспекции Воронежской области к административной ответственности за вышеуказанное нарушение привлекли 34 водителей.
Правительство Воронежской области уже согласовало заявку на установку камер автоматической фиксации нарушений. Штрафы будут приходить не сразу. Первое время следить за соблюдением ПДД будут экипажи ГИБДД. О начале работы системы автоматической фиксации, как и о массовых «письмах счастья», администрация обещает предупредить заранее.
– Выделенные полосы для общественного транспорта уже появились на участках, проходящих через Чернавский, Вогрэсовский и Северный мосты. Сейчас в активной стадии мероприятия по их организации на Московском проспекте и улице Плехановской. Там нанесена дорожная разметка, а в скором времени установят необходимые знаки, после чего со всем водительским составом проведут инструктажи. Согласно правилам, автобусы могут использовать для движения и другие полосы, однако управление транспорта организует с перевозчиками постоянную профилактическую работу. К тому же, как показывает опыт других городов, при наличии свободных от автомобильного потока выделенных полос у водителей автобусов отпадает необходимость перестроения в полосу с плотным трафиком, – пояснили в пресс-службе мэрии Воронежа. – Выделенки уже показали свою эффективность. К примеру, с их появлением на Северном мосту скорость автобусов в час пик выросла в два раза – с 17–21 км/ч до 41–49 км/ч.
По данным пресс-службы администрации, в Воронеже 1,2 тыс. единиц пассажирского транспорта и 300 тыс. личных автомобилей. При этом 70% транспортных перевозок в городе выполняется общественным транспортом, остальные – личным.
– Общественный транспорт перевозит большинство горожан. Автобус большого класса (например, один из 120 новеньких ЛиАЗов) занимает на дороге столько же места, сколько три личных автомобиля, а перевозит 100 человек (против максимум 15 в трех машинах). Эффективнее предоставить приоритет для 100 горожан, чем для 15.
Что говорят участники дорожного движения
Среда, 30 июня, полдень. На Северном мосту машин было немного. На автобусе №120 корреспонденты РИА «Воронеж» промчались по выделенке, будто по гоночной трассе. Ни одна из легковушек на крайнюю правую полосу не претендовала. Не было конкурентов и среди автобусов. Впрочем, и на других полосах движение было свободным.
– С появлением выделенок ездить стало однозначно легче, – категорично заявил водитель автобуса Олег. – Раньше в час пик на Северном мосту торчали минут по 40, теперь за пять пролетаем. В день наматываем по семь кругов, и каждый раз торчать почти по часу на этом мосту – это же ад! Водители легковушек должны это понимать. Редкий случай, когда властям можно сказать спасибо.
На взгляд Олега, хорошо бы усилить контроль нарушителей, которые в более оживленное, чем теперь, время лезут на выделенку:
– Две камеры тут стоят – этого маловато. Те, кто знает, объезжают, а потом нарушают как хотят, в том числе и лезут к нам под нос.
Кроме того, водитель уверен, что выделенки – это локальная мера, так как по пятницам на мосту ВОГРЭС пробка начинается «аж от улицы Некрасова».
– Это система – каждую пятницу! Люди едут на дачи и мучаются часами в этих пробках. Неужели ничего нельзя сделать? – поднял бровь водитель.
По мнению водителя маршрута № 26А Евгения, бороться с нарушителями можно лишь высокими штрафами.
– Вот влепили бы им тысяч 10 штрафа – может, и подумали бы, лезть на эту полосу или нет! Чем жестче закон, тем меньше желания его нарушать, – отчеканил он. – И камер нужно больше. А вообще властям следует благоустраивать город комплексно. Дороги строились в советские времена, когда машин было в десятки раз меньше. Если что-то и пытаются осовременить, то такими темпами, что нам, кажется, до этих новшеств и не дожить. Вот, к примеру, Остужевскую развязку сколько времени делают?.. Нам позарез нужен еще один мост!
Журналисты РИА «Воронеж» меж тем уже колесили по центру – улице Плехановской, – устремляясь по виадуку в Северный микрорайон.
Машин становилось все больше, здесь водители легковушек выскакивали на выделенку чуть ли не через одного, а взмыленные маршрутчики были весьма недовольны.
– Эти полосы появились недели две назад. Но ничего не работает! – заметил водитель 105-й маршрутки Дмитрий. – Вон на них даже паркуются вначале виадука. На мостах в часы пик все нарушают! Камер нет, и получается, что все это фикция! Хотя идея-то хорошая, конечно, пусть народ пересаживается на общественный транспорт.
Коллега Дмитрия Андрей, который ехал по тому же маршруту, но во встречном направлении, пожаловался на водителей легковушек:
– Посмотрите на них! Они же почти все по одному сидят в своих колымагах! А места на полосе сколько занимают?.. Из-за этого вечные пробки. Все хотят комфорта лично для себя, не думая о других. Лезут на наши полосы процентов 15 из всего потока.
Андрей тем не менее отдал должное нововведению:
– Но все равно лучше стало. Ездим быстрее, хотя, если честно, сильно быстрее нам не нужно – у нас же график.
Таксист Сергей, ожидавший клиентов прямо за остановкой «Проспект Труда», согласился поговорить с журналистами, но без фотографий.
– Я 20 лет баранку кручу и уверен, что нельзя решить проблему одних за счет других. Если хотите улучшить движение – расширьте дорогу, но не сокращайте!.. Никто не пересядет на общественный транспорт – это утопия. В лучшем случае на такси – это не намного дороже теперь. На мостах в пятницу вечером – страсть господня! А если что-то случится? Авария хоть маленькая – все, приехали! И это сейчас, когда машин вполовину меньше, чем осенью. А сами маршрутчики? Они же конкурируют между собой и, чтобы обогнать друг друга, прутся в соседний ряд. Тут нет камер, только на перекрестке, поэтому нарушай кто хочет.
В ответ на замечание о том, что на таксистов жалуются из-за нарушений, Сергей парировал:
– Как не нарушать?! Если я везу бабульку неходячую и ее нужно выгрузить именно у того подъезда, а тут парковки платные, выделенки… Хоть какое-то послабление нужно таксистам давать.
Водитель с 30-летним стажем Леонид считает:
– Низкая культура на наших дорогах превратит даже самую здравую идею в полную профанацию. По моим наблюдениям, 10–15 % водителей личных автомобилей внаглую едут по выделенным полосам в Воронеже, зная, что там нет пока видеокамер. Даже если они появятся, взимаемость штрафов у нас за нарушения ПДД довольно низкая, то есть нарушитель мало чем рискует. С другой стороны, у меня как у автомобилиста власти просто забрали одну полосу из трех, и если город до выделенок по пятницам и ежедневно с 16 до 19:00 намертво стоял в пробках, то теперь будет еще хуже.
А пассажир маршрутки №105 Михаил не заметил большой разницы с появлением в городе выделенок:
– В час пик на общественном транспорте не езжу, а в обычное время летом, если нет аварий, маршрутки ездят нормально. Вижу, что выскакивают на эти полосы легковушки. Наверное, система контроля до конца еще не отработана. Мало тут камер и экипажей ДПС. С другой стороны, боюсь, как бы штрафы для водителей не стали основной целью этих выделенок. Нам-то, простым людям, от этого ни холодно, ни жарко.
Что говорят общественники
Виталий Иванищев, общественник, урбанист:
– Нужны ли выделенки вообще? Тут ответ для меня очевиден: да, конечно, нужны. Нет ни одного крупного города в мире, в котором общественный транспорт должен быть в приоритете, и это правильно. Но правильно ли внедряют выделенные полосы в Воронеже? Вот в случае с мостами я мэрию скорее поддержу. На путепроводах нет съездов, правая полоса для общественного транспорта – это благо. Но что касается правой полосы на улице, тут все сложнее. Как администрировать выезды на выделенки, если полным-полно правых поворотов? Тут либо штрафы будут приходить не только нарушителям, либо нарушители штрафы не получат.
В идеале выделенная полоса должна быть не в правой полосе, а по осевой. Хороший пример – улица Щорса в Белгороде. Сама организация по осевой сложнее и дороже, но эксплуатация намного проще. О том, что выделенка в перспективе переедет в центр дороги, говорит и мэрия, правда сроков не называют. Но зачем тогда делать какой-то промежуточный временный вариант, а не сразу сделать хорошо? Я скептически отношусь к способу внедрения выделенок, хотя понимаю, что в общем и целом они неотвратимы.
Юрий Новиков, сопредседатель Воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт»:
– Выделенные полосы – это мировой опыт, давно доказавший свою эффективность. Троллейбус или электробус занимают на дороге место как два-три автомобиля, но везут на порядок больше людей. Если дать общественному транспорту возможность доставлять выбравших его пассажиров быстрее личных авто, то эффективность и мобильность в агломерации растут. Начинают уменьшаться пробки и скоро убежденным автомобилистам уже легче проехать по городу. Единственное, что необходимо, – качественный общественный транспорт на этих полосах, а вот тут нам похвастаться нечем. Вся транспортная реформа закончилась на покупке 140 новых автобусов, но транспорта по-прежнему не хватает. К пересадке новых пассажиров с личных авто он банально не готов.
У урбанистов есть вопросы и к автоматической системы фиксации нарушений. Гарантии, что камеры будут эффективными, нет.